Общие теории — продолжение

Страница 2 из 2

Мотивация может иметь положительную и отрицательную направленность. Положительная направлена к объекту или поведения. Отрицательная — на предотвращение (игнорирование) объекта или поведении.

Побудительные факторы — внутренние факторы, обусловливающие проявление и формирование нужды.

Нужда — это чувство человека, выраженное в недостатке чего-либо, сопровождающееся дискомфортом. Она психогенное или физиологическое происхождение. Демокрит называл нужду «учительницей всего». Именно она, по его мнению, лежит в основе человеческой активности. Под ее влиянием руки, разум и мышление привели человека к культурной жизни. Нужды в более общем виде можно разделить на:

1. С точки зрения возникновения:

  • врожденные (еда, сон, одежда, вода);
  • приобретенные (успех, слава, обучения).

2. По влиянию на человека:

  • положительные (обучение, спорт);
  • негативные (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

Нужды существуют в трех состояниях:

1. Рефрактерной — когда ни один стимул не способствует побуждению потребности.

2. Суггестивной (вызвать, внушать) — когда нужда пассивная, но может быть возбужденным.

3. Активном — когда нужда определяет поведение организма.

В этом смысле мотив — это нужда, стала весьма актуальной и уже требует удовлетворения. Или, иначе говоря, мотив — это актуализирована нужда. Причинами актуализации могут быть, например, физиологические процессы в организме человека, информация, полученная от знакомых, окружение человека, экономическое положение в стране, изменение погодных условий, и тому подобное.Факторы, влияющие на вероятность актуализации:

  • время (например, чувство голода растет со временем);
  • изменение обстоятельств, ситуации (прием на новую работу приводит к необходимости пошив новой одежды);
  • приобретение или приобретение чего-то (приобретение СБ-плеера приводит к необходимости приобретения компакт-дисков)
  • использования или потребления чего-то (во многих случаях необходимость познается только потому, что вещь, которая является в пользовании, уже использована или износилась)
  • индивидуальные различия (осознание потребности вследствие изменения фактического и желаемого состояния (Брюнер)).

Потребность — это необходимость, которая приняла конкретную форму в соответствии с социально-культурных и психологических особенностей личности. Одна и та же нужда у разных людей может трансформироваться в разные потребности, а сами потребности могут иметь различную степень выраженности.

Платон пытался объяснить природу потребности человека, с точки зрения ее душу. В ней, вроде, происходит борьба между добром и злом, которая и выступает побудительной силой.

Цель — это определенный результат, благодаря которому происходит удовлетворение потребности, и на получение которого направлена поведение человека.

Когда человек достигает намеченной цели, т.е. удовлетворяет свою потребность, она через некоторое время становится ей неинтересной. Психологи называют это законом Гедоническая контраста.

Взаимосвязь побудительных факторов, нужды, потребности, мотива, элементов мотивации и цели приведен на рисунке 6.4.

Мотивы разделяют на:

1. Рациональные — рассматриваются в традиционном экономическом аспекте (смысле) с предположением, что человек рассматривает все возможные альтернативы и делает свой действенный выбор на основании достижения максимальной полезности, т.е. делает свой выбор на основании объективных критериев (эффективность действия, выгодность для процесса рассуждения и принятия решений).

2. Эмоциональные — подразумевают выбор соответствии с личностными или субъективных критериев (гордость, статус, страх).

Цель и потребности независимы, но они не могут существовать друг без друга.

Гудзинский изложил методологические и теоретические основы мотивации. Он пишет: «Мотивация — это целенаправленная деятельность по созданию мотивов и стимулов для обеспечения определенного поведения людей. Мотив представляет собой внутренние, а стимул — внешние побудительные причины действий» [21]. Система мотивации включает:

  • задачи, которые необходимо решать;
  • цели, которые нужно достичь;
  • критерии оценки деятельности, разносторонние факторы мотивации;
  • информационное обеспечение субъектов мотивированной деятельности;
  • механизмы контроля и ответственности в системе мотивации. Сущность мотивации через побудительный мотив выделяет И. М. Кваша.

По содержанию, побуждение означает причину действий и поступков человека. Главными из причин являются материальные и моральные стимулы к труду, на основе которых человек обеспечивает жизненно необходимые интересы и потребности. Поскольку основой жизни общества и его членов являются материальное производство и труд в нем, то трудовая мотивация является главным звеном всей мотивационной системы, ведь прибыль, полученную за трудовыми результатами, является основным средством существования работника и его семьи, определяет социальный статус человека [33].

В динамической природе мотивации различают четыре главных аспекта:

1. Потребности и цели постоянно меняются — под влиянием факторов, которые влияют на состояние человека, например, физическое состояние, среду, контакты, опыт. Есть определенные причины, по которым активность людей никогда не останавливается:

  • существующие потребности никогда полностью не удовлетворяются и требуют постоянного поддержания состояния удовлетворенности;
  • как только нужда становится довольной, новые, более высокие нужды актуализируются и требуют удовлетворения;
  • люди, которые достигли своих целей, устанавливают для себя новые цели. При этом могут возникать цели — субституты, как следствие недостижимости исходной цели.

2. Расстройство планов — может быть обусловлено отсутствием какого-либо, необходимого для удовлетворения потребности, фактору. В результате в человека срабатывает защитный механизм, который в случае неудачи может выражаться в виде:

  • рационализации своих потребностей;
  • отказа от желания;
  • проекции, т.е. переносе ситуации (вины) на другие схожие объекты, ситуации, личности;
  • аутизма (ухода в мечту)
  • отождествление себя с подобными ситуациями или личностями (стереотипы поведения у человека);
  • агрессивного поведения;
  • репрессии потребности, сублимации, нахождения выхода в других направлениях;
  • регресса, когда человек адаптируется через ветреную (упорную) поведение.

3. Множественность потребностей — поведение людей часто обусловлена более одной потребностью.Соответственно, может возникнуть кумулятивный эффект, в любое время могут активизироваться разные потребности.

4. Потребности и цели — невозможно однозначно определить по поведению мотивы. Может возникнуть ситуация: три человека — одна поведение — три причины.

Актуализация потребностей, т.е. мотивов, может происходить под действием психологических и когнитивных факторов, а также окружающей среды (друзья, реклама, СМИ).

Факторы могут быть обусловлены физиологическими причинами: эмоции, темперамент, тип личности, состояние здоровья.

Когнитивные факторы связаны с процессом мышления и усвоения информации из окружающей среды: мечты (Аутистическое мышления), желание отождествлять себя с желаемым образом.

Выявлением специфики индивидуальных побудительных мотивов, связанных с трудовой деятельностью различных категорий работников, рассмотрение процессов мотивации в контексте регулятивной функции психики исследовал украинский ученый И. С. Завадский. Результаты его исследований свидетельствовали о том, что выбор мотива зависит от роли, которую выполняет индивид, возраста, квалификации, установок, ценностных ориентаций.

Ранжирование побудительных мотивов трудовой деятельности руководителей предприятий свидетельствует, что главным мотивом у них есть осознание того, что работа приносит большую пользу обществу, а лишь затем возможность полностью использовать свои знания и умения, стремление продвигаться по службе. Поэтому совершенно недостаточно управлять поведением и деятельностью руководителей одними экономическими методами, их материальной заинтересованностью.

Доказано, что для главных специалистов наибольшее значение имеет удовлетворение потребностей в общении с товарищами по работе, на втором месте среди других ранжированы потребностей — общение с подчиненными, а далее — стремление повышать профессиональный уровень и самостоятельно принимать решения.

Создание необходимого «мотивационного климата» на предприятии охватывает довольно широкий круг других вопросов, касающихся структуры аппарата управления, делегирования полномочий и контроля, проблем доверия, межличностных отношений и связей, авторитета, морального стимулирования. Рост оплаты труда также стимулирует трудовую активность исполнителей и способствует улучшению экономических показателей производственной деятельности предприятий. Побудительным мотивом высокопроизводительного труда рядовых исполнителей является необходимость удовлетворения личных потребностей. Поэтому, рост уровня оплаты труда правомерно рассматривать как причину, а повышение экономических показателей хозяйствования — как следствие.

Моральное стимулирование требует постоянного совершенствования. Соотношения его видов должен соответствовать потребностям работников. Материалы конкретных социологических исследований показывают, что моральные стимулы необходимо сочетать с материальными и предварительно обсуждать предложения о моральное стимулирование в коллективе.

Удовлетворенность работой зависит и от выбора работником специальности или виду деятельности.Абсолютное большинство руководителей и специалистов, работающих по призванию, довольны работой.Высокие коэффициенты связи между удовлетворенностью работой, с одной стороны, и возможностями разрабатывать свои собственные идеи, материальными стимулами, стремлением прослыть хорошего руководителя или специалиста — с другой стороны.

Эффективным средством мотивации молодых работников и закрепления молодежи на предприятиях может быть привлечение их к управлению.

Как отмечалось выше, побудительным мотивом высокопроизводительного труда является необходимость удовлетворения личных потребностей, поэтому мотивация труда требует постоянного совершенствования и должна отвечать потребностям работников.

Наиболее фундаментальным является распределение потребностей на элементарные, или базовые, и вторичные:

1. К элементарным относятся потребности в вещах и условиях существования, без которых личность погибнет (любая пища, одежда, жилье).

2. К вторичным — потребности в определенных вещах и условиях, которые появляются по возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни.

Основываясь на комплексном обработке и критическом осмыслении литературных материалов можно выделить следующие группы и виды личных потребностей:

1) биологические потребности человека: возможность физического существования, поддержания здоровья, окружающая среда, пища, сон и т.д.;

2) психологические потребности человека: потребность психоэмоционального контакта, создании своей группы, определенная степень общения и изолированности отдельных личностей, определенное поведение и т.п.;

3) этнические потребности человека: этническая самостоятельность, принадлежность к этнической самостоятельной группы, определенная численность этноса, которая дает уверенность в устойчивости его существования, архитектура, культурные ландшафты, организация населенных городов, культура и т.д.;

4) социальные потребности человека: гарантия общественной свободы, конституционные или традиционно-общественные гарантии, моральные нормы общения между людьми, свобода познания и самовыражения, чувство необходимости для общества, возможность создания социальных групп и свободного общения с лицами своего круга, равномерность информационно-познавательного среды т.п.;

5) трудовые потребности человека: потребности в познании, труд в соответствии с возрастом, полом, физических и умственных способностей; образование и труд по выявленным интересом, обеспечения работы; поощрения труда, труд как социальный процесс приспособления общества к изменению региональных и глобальных условий существования и т.п.;

6) экономические потребности человека: обеспеченность пищей, одеждой, жильем, предметами быта, средствами труда, соответствующих производственным и трудовым нормативам, а также утилизация отходов общественного производства, обеспеченность сферой услуг, здравоохранением, средствами информации, исходя из социальных и трудовых потребностей человека, обеспеченность средствами самовыражения т.д..

Указанные группы потребностей отдельного человека не могут совпадать с особыми потребностями всех людей, но находятся в тесной взаимосвязи между собой. Так, потребность в пище одновременно биологическая, психологическая, социальная и экономическая; труд необходим биологически, психологически, этнически, социально и экономически. Необходимо обратить внимание на противоречия между некоторыми потребностями человека. В частности, ряд экономических, трудовых, социальных потребностей оказывают негативное влияние на здоровье, психологическое состояние человека.

Сложность проблемы по повышению удовлетворенности работников своей трудовой деятельностью усугубляется тем, что под влиянием процесса разделения труда ощутимые ее результаты могут обнаруживать не все работники, а только заняты на выполнении заключительных операций процесса.Поэтому необходимо четко формулировать и разъяснять работникам цель их трудовой деятельности на каждом этапе производственного процесса, повышении привлекательности работы за счет внедрения высокой культуры производства, расширение возможностей для творчества и профессионального роста.

Сегодня существуют различные классификации потребностей человека. Они тесно связаны с человеческими ценностями, и представляют собой интеллектуальное воплощение глубинных потребностей индивида. Система ценностей — это устоявшаяся совокупность убеждений и отношений к окружающему миру о преобладающих стилей поведения человека, его состояния. Исходной точкой в понимании мотивации людей является попытка понять их ценности, в первую очередь относительно существующих на данный момент благ.

Ценности — это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь.

Ученый Рокич выделил два основных типа ценностей:

o терминальные, или конечные;

o инструментальные, или косвенные.

Терминальные ценности — это наши убеждения о целях и конечные состояния, к которым стремится человек. Это счастье, мудрость, благополучие, удачу, мудрость, истинная дружба, комфортное и красивую жизнь, равноправие, свобода, безопасность семьи, жизнь в мире и красоте, счастье, зрелая любовь, наслаждение, спасение, самоуважение, социальное признание.

Инструментальные ценности касающиеся представлений о желаемых методы достижения ценностей терминальных. Например, честность, благородство, толерантность, честолюбие, чистота, талант, интеллект, логика, вежливость, послушание, представления, широта взглядов, бодрость, смелость, независимость, ответственность, самоконтроль, помощь, прощения.

При изучении теории мотивации, необходимо обращать особое внимание на личность и выделять следующие три основы:

1. Каждая личность уникальна, имеет уникальную комбинацию факторов.

2. Личность является не противоречивой, последовательной и устойчивой, поэтому нет необходимости изменять человека, надо изучить ее черты и характеристики.

3. Личность может изменяться под влиянием среды.

Первоначальные теории мотивации складывались исходя из человека, анализа исторического опыта ее поведения и применения простых стимулов. В начале XX в. происходит дальнейшее их развитие.

С точки зрения американских ученых, историю развития трудовых отношений условно можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — 1710-1900 гг Трудовые отношения формируются, исходя из концепции рабочей силы как необходимого элемента производственного процесса, придатка технологии. Такой подход отражает потребительский характер использования рабочей силы, при котором самая главная задача — получение максимальной прибыли за счет жестокой эксплуатации.

Второй этап — 1910-1959 гг Разрабатывается и постоянно совершенствуется теория «человеческих отношений», в основе которых — концепция «качества жизни на работе», гармонизация отношений между собственниками средств производства и наемными работниками. Как следствие — создаются теории конфликтов, участие работников в прибылях и т.д..

Третий этап — с 1960 г. и до настоящего времени. Трудовые отношения строятся на основе представления рабочей силы как невоспроизводимых ресурса или человеческого капитала.Образование, перемещения, увольнения работников оцениваются с экономической позиции. Расходы на образование, социальное страхование, различные программы помощи малообеспеченным семьям

— Инвестиции, которые имеют экономический эффект. Разрабатываются и широко применяются методы по выявлению внутренних резервов. Рост производительности труда связано, в первую очередь, с личными качествами и мотивацией каждого работника, его умением работать в общей команде.

Относительно структуры материального вознаграждения предприятие включает преимущественно две компоненты: оплату труда и льготы материального характера

Занимое центральное место в системе мер материального стимулирования, заработная плата не всегда является эффективным мотивировочной фактором повышения ее производительности.

Практика показывает, что для усиления роли заработной платы в системе мер мотивационного воздействия на персонал необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

1. Люди, которые работают на предприятии (в организации), должны предоставлять заработной плате большого значения.

2. Заработная плата и ее производительность должны быть тесно связаны между собой.

3. Формы оплаты труда должны учитывать требования, вытекающие из ее роли в мотивационном процессе.

Формируя эффективную систему мотивации, необходимо учитывать требования законов трудового поведения. В экономической литературе выделяют следующие законы:

  • относительности, неопределенности моделей поведения человека;
  • уравновешенности внешней среды;
  • соответствия требованиям среды;
  • последовательности развития;
  • необходимого разнообразия;
  • резонансного возбуждения системы;
  • комплексного воздействия на объект;
  • обеспечение прав собственности и социальной справедливости.

Закон относительности, неопределенности моделей поведения человека предполагает, что заранее запрограммировать возможные действия субъектов деятельности невозможно. Реальная ситуация с учетом психологии особенностей моделирует возможное поведение субъектов деятельности.

Закон уравновешенности внешней среды предусматривает, что каждый субъект деятельности уравновешивает внутренние силы с внешними силами окружающей среды.

Закон соответствия требованиям среды предполагает, что субъект деятельности реализует свой личный потенциал настолько, насколько этого требует окружающую среду. Чем выше уровень требовательности среды, тем выше уровень реализации потенциала субъекта деятельности.

Закон последовательности развития предусматривает поэтапный переход к совершенствованию личности и укрепления ее потенциала.

Закон необходимого разнообразия свидетельствует о том, что менеджмент должен производить определенную систему мотиваторов деятельности. Существует нижняя граница, при которой менеджмент как система может также обеспечить эффективное влияние на поведение людей. Ниже его менеджмент теряет контроль над поведением субъектов деятельности.

Закон резонансного возбуждения системы основывается на том, что в случае совпадения внешних и внутренних сил может резко повышаться эффект воздействия на поведение людей.

Закон комплексного воздействия на объект требует комплекса сбалансированных мотиваторов деятельности.

Законы обеспечения прав собственности и социальной справедливости основывается на защите личности, которая владеет и распоряжается интеллектуальным потенциалом как собственностью. Что касается второй части закона, то механизм действия сводится к обеспечению справедливости в процессе формирования требований со стороны макросистемы, соблюдение статусов субъектов деятельности (гражданского, служебного и личного) использования санкций за определенные нарушения. Учитываются также типы трудового поведения субъектов деятельности: инициативный, исполнительный, пассивный, отклоняющий, реформаторский, творческий, созерцательный, приспособленческий, разрушительное. Формируя систему мотивации, необходимо учитывать и факторы мотивации.

В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране растет изучения мотивации и анализ проблем мотивации труда, что станет толчком к дальнейшему развитию предпринимательства и бизнеса.Выявление основных стимулов и мотивов активизирует механизм трудовой мотивации к экономии труда, средств, увеличение объемов производства товаров и оказания услуг как в целом по Украине, так и в каждой отрасли, на каждом предприятии, в учреждении или организации.
<< Первая < Предыдущая1 2 Следующая > Последняя >>

Скачать шаблоны wordpress.