>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

4.3. Психологические эффекты конфликта внутри группы

Наиболее актуальные психологические особенности конфликта, полученные в результате исследования, сформулированы нами в виде кратких суждений, называемых психологическими эффектами конфликта. 

Психологические эффекты — это наиболее характерные для конфликтов психологические связи, формирующиеся в процессе конфликтных взаимоотношений.

Они касаются вопросов субъектных отношений в конфликте, причин и поводов, манипуляцией противниками и пр.

Рефлексивная демонстрация агрессии в конфликте

Предполагаемая "У" агрессия со стороны "X" вынуждает его ("У") к "демонстративной агрессии". Она заключается в том, что "У" находит наиболее уязвимый объект-"Z" для демонстрации своих сил, дальше нанося удары по нему.

Именно таким образом "У" старается убедить "X" о наличии в нем агрессивного потенциала, что, возможно, будет сдерживающим фактором агрессии "X" в отношении "У". Таким образом, агрессия со стороны "У", направленная на "Z", по своей сути, — демонстративно ориентированная агрессия, конечной целью которой является сдерживание потенциальной угрозы со стороны "X" против самого "У". "Z" в данном случае играет роль "козла отпущения". Например, в армии: "X" — офицер; "У" — прапорщик; "Z" — солдат.

"Дурной пример" или "видимая поддержка"

В каждой организации имеются люди, настойчиво добивающиеся "справедливости" как в отношении своей персоны, так и в отношении интересов коллектива в целом. Назовем их "правдистами". Зачастую такие работники активно включаются в общественные дела, получают на первый взгляд поддержку со стороны коллег, особенно в вопросах защиты их интересов и недовольства политикой администрации.

На стадии эскалации конфликта эти лидеры сильно отрываются от "группы поддержки" по причине сознательной пассивности последних, вызванной страхом. Оставшись наедине против команды "верхушки", они терпят сокрушительное поражение, будучи подавленными, сломанными, а зачастую и вовсе уволенными.

Такие конфликты надолго разобщают группу, делая их более конформными или просто послушными, периодически напоминая им участь несостоявшегося "правдиста". Таким образом, группа впредь не проявит аналогичной активности, чтобы не повторить участь своего коллеги. В конечном счете, такие конфликты приводят к деградации группы и чрезмерно жесткому стилю управления данной группой.

"Бильярдные шары"

Взаимоотношения X и У — конфликтные (возможно открытый конфликт).

Взаимоотношения Z и Q — конфликтные (скрытый конфликт).

Если X обратится к Z за поддержкой против "У", советом, или как посредник, то Z получает шанс нейтрализовать своего противника — Q.

Алгоритм манипуляции Z:

  1. Психологическая поддержка X на I этапе — согласие с его претензиями.
  2. Демонстрация своих возможностей повлиять на ход событий — актуализация своего "Я".
  3. Обнародовать для "X" свою тесную связь (реальную или вымышленную) в интересах У и Q — добиться того, что X воспринял Q не как противник Z, а как сторонник У, а, значит, как потенциальный соперник самого X.
  4. Не допускать возможных переговоров между X и Q.
  5. Убедить У, что в конфликте "Х-У" главная причина вовсе не требования (поступки) X или У, а именно Q — изложить слабые места (поступки, запросы) Q с тем, чтобы его нейтрализовать посредством У.
  6. Обеспечить переговоры "Х-У" с целью устранения разногласий.
  7. Добиться активных действий от X против Q.
  8. Совершить самому активные действия против Q.

"Жертва качества"

Тактические уступки на определенном промежутке часто воспринимаются самими субъектами или оцениваются наблюдателями, как поражение для всего конфликта, так называемое полное поражение.

Не учитывается при этом стратегическое соотношение сил, интересов в конфликте: уступки, воспринятые как поражение, в дальнейшем могут обеспечить стратегическое преимущество уступающей стороне. Такой ход в шахматах называется "жертва качества". Если в краткосрочной стратегии такие жертвы (уступки) не дают заметного преимущества, то в среднесрочной и в дальнесрочной стратегиях превосходство уступившей стороны становится очевидным.

Например, в военных действиях Жуков использовал такой маневр в Сталинградской битве, в битве за Киев; Кутузов также применил уступку при сдаче Москвы.

"Участь подставы"

По стечению обстоятельств У может оказаться подставой, если X непреднамеренно делает У определенное предложение (задание, должность и т.д.), ссылаясь на которые У задевает интересы Z, о которых X заранее не мог догадаться. Такая ситуация кардинально отличается от преднамеренной цели X столкнуть У и Z.

Возможно, такое столкновение произойдет без вмешательства X: ситуация сама объективно складывается так, что Z осознает данное обстоятельство как угрозу его безопасности со стороны У.

В организации верхние слои выступают гарантом соблюдения корпоративной культуры, обеспечивая ее неприкосновенность в рамках соблюдения интересов, сложившихся в данной культуре системы. Сама система, в конечном счете, определяет, что позволено, а что выходит за рамки ее интересов.

В определенной ситуации (в организации) элементы корпоративной культуры сталкивается с ценностной системой конкретного работника, когда негативные процессы все больше становятся для него невыносимыми, загоняя его за порог терпимости. Несдержанные, порядочные (открытые) люди в этом случае протестуют против такого беспорядка, что не одобряется "верхушкой" при лояльности "низов". По-разному ведут себя представители среднего уровня -"середняки".

События в этом случае развиваются не в пользу "интригана", которого, в конечном счете, изолируют, наказывают, удаляют (увольняют). Эти события, а также образовавшийся вакуум, позволяют "верхушке" теперь уже устранить (через какое то время) недостатки, против которых выступал "интриган", поскольку у "верхушки" есть основания для "наведения порядка" — произошедший инцидент.

Средний и низший слои — за то, чтобы "справедливость восторжествовала". Таким образом, складывается объективная необходимость для устранения недостатков в корпоративной культуре, но после того, как совершается "жертвоприношение".

Лейтмотив — "кто-то должен собой жертвовать, чтобы сломать этот стереотип", основан и поддерживается не "верхушкой", а самой корпоративной культурой, что не позволяет сразу, устранить негативные явления. Чем устойчивей культура, тем сильнее этот лейтмотив и тем сложнее сломать данный стереотип.

Комментарии закрыты