Необходимым социальным условием и фактором эйкуменной, мезосоциальной, экономической, политической и этнокультурной социализации является свободное время.
Рассмотрим его в связи с данной социализацией молодежи.
К. Маркс и Ф. Энгельс первыми указали на огромное значение свободного времени в жизнедеятельности общества и всестороннем развитии личности. К. Маркс оценивал свободное время как «настоящее богатство».
Он писал, что оно «…остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для развития способностей и т. д.».
Автор «Капитала» был убежден, что прекращение существования буржуазного строя предоставит большие возможности для развития трудящихся в свободное время, а тем самым в корне преобразует общество.
Изучение свободного времени особенно активизировалось в стране в 60 — 80-е годы.
В этот период разрабатывались как общие теоретические, методологические вопросы, так и велись конкретно-социологические исследования.
В послеавгустовский период (1991 г.) интерес к изучению свободного времени российской молодежи значительно снизился, однако некоторые исследователи успешно продолжают работу в этом направлении.
Среди современных западных авторов, разрабатывающих проблемы досуга, свободного времени, следует назвать, в частности, К. Роджека. В своей работе «Досуг и кризис буржуазных представлений» он показывает, что в классическом буржуазном обществе работа и досуг рассматривались как два полюса жизни человека.
Буржуазная идеология признавала лишь труд серьезной стороной жизни.
Досуг же играл вспомогательную роль, как средство восстановления сил и т. д.
«Время — деньги» — эта идея являлась фундаментальной для классических буржуазных представлений о труде и досуге. Буржуазию волновала «неупорядоченность» жизни молодежи рабочего класса.
Поэтому создавались военизированные формирования, молодежные отряды и пр. В настоящее время для « среднего класса» и «низов» общества создана целая индустрия, производящая так называемую «массовую культуру».
И, тем не менее, качественных сдвигов в этом классовом слое культуры, очевидно, не происходит по сравнению с предыдущими этапами развития: в итоге все здесь определяется действием процессов отчуждения.
Следует отметить новые тенденции в развитии культуры буржуазии. К. Роджек пишет, что современная субкультура «новой буржуазии» значительно отличается от традиционных культурных типов. «Новая буржуазия» (понятие П. Бурдье) связана с информационными отраслями. Это в основном выпускники вузов, которые занимают высокие посты уже в молодые годы.
Большое значение они придают досугу, отношениям вне работы.
Электронные средства коммуникаций многое изменяют в обществе, в том числе в отношениях между сферами работы и досуга, меняют быт, позволяют ставить вопрос о необходимости изучения «виртуальной» сферы культуры.
В целом же представляется возможным утверждать, что общественный прогресс тесно связан с увеличением объема и ростом «качества», повышением содержательности и разнообразием проведения свободного времени.
Чем более развито общество, тем более важную роль и большее значение приобретает в нем свободное время членов этого социума как особое состояние для их социального, духовного и физического развития.
В свою очередь, по количеству свободного времени у представителей того или иного общества, его структуре и содержанию, качеству и эффективности его реализации можно судить об уровне прогрессивного развития данного социума, о его действительном историческом богатстве.
При этом под свободным временем понимается часть внерабочего времени (в границах суток, недели, месяца, года и т. д.) за вычетом различных неотложных и необходимых затрат.
В свободное время не входит рабочее, включающее в себя дополнительный труд с целью заработка, и — внерабочее, из которого вычитается несвободное время. К такому несвободному времени относятся бытовые работы, удовлетворение физиологических потребностей (еда, сон и т. д.) и прочее.
Свободное время в современном обществе отражает его основные общественные характеристики и тенденции развития.
Например, переживаемый ныне кризис в России весьма негативно влияет на свободное время многих групп молодежи, по существу ведет к его сокращению и обеднению. Страна, теряя свой экономический и социальный потенциал, свое экономическое и социальное богатство, утрачивает достигнутые ранее качественные и количественные показатели свободного времени у россиян молодого возраста, упрощает и вульгаризирует виды, формы и методы его использования.
В обществе насаждаются и пропагандируются занятия, виды отдыха и развлечений, свойственные «потребительскому обществу». Особенно тревожат негативные тенденции заполнения досуга молодежи штампами «массовой культуры», в основе своей становящейся все более примитивной, безнравственной и сексуализированной, а также распространение антикультуры — пьянства, алкоголизма, наркомании, хулиганства и преступности.
Свободное время как общественно-историческая категория характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием.
Свободное время, как и всякое общественное явление, имеет конкретно-исторический характер. У каждой общественной формации, у каждой цивилизации имеется свое особое свободное время со своими объемом, структурой и содержанием.
Величина (объем) свободного времени прежде всего зависит от продолжительности времени труда в данном обществе и обусловленной ею общей величины внерабо-чего времени. В свою очередь, бытовые нужды, передвижения на транспорте и пешком к месту работы и обратно, посещение магазинов и т. п. значительно сокращают объем собственно свободного времени.
За основание классификации свободного времени по его структуре можно принять характер осуществляемой людьми деятельности в свободное время с точки зрения восстановления сил человека, поглощенных трудом и другой неотложной деятельностью, а также социального, духовного и физического развития человека.
Среди главных структурных видов проведения свободного времени целесообразно особо выделить активную творческую деятельность, включающую чтение периодики и художественной литературы, любительские занятия (хобби), повышение квалификации, профессионализма, занятия физической культурой и спортом, участие в экскурсиях, турпоездках и круизах, воспитание детей, общение.
Основные и неосновные классы каждого общества, его общественные группы (прослойки, слои) имеют различную структуру свободного времени, различный удельный вес тех или иных элементов и видов его проведения.
Конкретизирует структуру свободного времени его содержание. Оно связано с определенными занятиями классов, групп людей или отдельного индивида, с той или иной деятельностью, с различными преобладающими видами деятельности и вместе с тем оно позволяет определить их качество, эффективность и т. д.
В содержании свободного времени появляется возможность достаточно полно обнаружить цели и задачи жизнедеятельности различных классов, групп или отдельно взятого индивида.
Аналогично свободное время может описываться непосредственно в применении к молодежи.
Определенный набор занятий у различных групп молодежи или отдельных лиц молодого возраста, качество и временной объем этих занятий в границах той или иной деятельности составляют конкретное содержание группового или индивидуального свободного времени.
Прогрессивные изменения в конкретном содержании свободного времени больших групп молодежи в настоящее время невозможны без глубоких преобразований в общественном устройстве, без реализации, в частности, концепции устойчивого развития взаимоотношений общества и природы.
Комментарии закрыты