>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Массовидные явления

I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

  1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
  2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

  1. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения

II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

  • - брожения
  • - поворот
  • - подъем
  • - затишье
  • - спад

Формы изменения ОН:

1. постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

2. резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)

3. взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)

  • взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
  • взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
  • взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

  • - регуляция
  • - воспитание
  • - трансляция (передача культуры от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

  • проявляется во всех сферах жизни
  • для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
  • складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

  • унаследованный нормативный способ поведения
  • - общепринятость и массовость
  • - медленно изменяются и с трудом корректируются
  • - выполняются на бессознательном уровне
  • - формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
  • неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

  • трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)

  • социальный контроль
  • социальная интеграция (происходит групповое сплочение)

Комментарии закрыты