Аксенов Д.В., Борисова В.А. «Гений общения»
Паттерны метамодели
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?Ф. Тютчев
И все-таки, почему людям бывает так трудно понять друг друга? Даже если они живут в одной стране (а иногда и в одной квартире), говорят вроде бы на одном языке, видят друг друга каждый день или занимаются одним и тем же делом?
В самом начале мы уже говорили о том, что каждый создает свою собственную реальность. Очень часто бывает, что студенты, которые только начинают изучать НЛП на любое непонимание или недоразумение с окружающими просто говорят себе: «Это не моя карта».
И сразу все становится легко и просто, нет больше ни споров, ни долгих выяснений, кто прав, кто виноват — не моя карта реальности, и все тут!
Волшебная эйфория продолжается до тех пор, пока не возникает необходимость договориться о чем-либо, принять согласованное решение и действовать сообща.
И тут возникает вопрос: а как человек создает эту самую единственную и неповторимую карту реальности, по которой он и ориентируется в окружающей действительности, как геолог в глухой тайге, капитан — в бескрайнем море или полярник — в ледяной пустыне? И можно ли эту самую карту как-нибудь аккуратно и ненавязчиво изменить, подправить или расширить?
Свою-то можно, не вопрос, было бы желание, а вот чужую?
Речь есть отражение мышления.
Поэтому именно в речи отражается внутренняя структура опыта человека, его способ думать. В свое время отцы-основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер были поражены тем, как великий психотерапевт Милтон Эриксон умел приводить клиента к глубоким и устойчивым внутренним изменениям с помощью одних только слов. Тогда это казалось похожим на магическое действо, поэтому первая книга по НЛП называлась «Структура магии».
В основе мышления, поведения и речи каждого человека лежат три универсальных механизма — это обобщение, опущение и искажение.
В самом деле, ведь именно благодаря способности обобщать ребенок получает первые знания о мире.
Огонь жжется, снегхолодный, кошка мягкая и пушистая, мурлыкает, если ее погладить, а если за хвост потянуть — то и оцарапать может… Позже именно эта способность помогает использовать раз полученные знания и навыки в любом контексте.
Так, научившись открывать дверь шкафа, ребенок быстро переносит это умение на любой сходный предмет — холодильник, тумбочку или сервант.
Приготовив первый раз пирог с яблоками, молодая хозяйка может потом испечь пироги с рыбой, капустой, мясом или клюквой. Да хоть с ананасами, было бы время и желание. Кто изучал иностранные языки, знает — второй язык учить всегда легче, чем первый.
С другой стороны, стремление к обобщению (а особенно к сверх обобщению) может сильно ограничивать людей. Тогда любой неудачный опыт воспринимается как единственно возможный, и человек оставляет всякие попытки совершить задуманное (научиться ездить на велосипеде, поступить в институт, выйти замуж или жениться).
Даже фобические реакции можно рассматривать как частный случай сверхобобщения. Если человек чего-нибудь сильно испугался, и его психика сверхобобобщила этот страх, то он аккуратно переносит его на все остальные контексты жизни, лишая себя того, что доступно многим другим людям.
Например, если в жизни человека был случай нападения собаки, он может начать бояться всех собак, даже самых дружелюбных, или тех, что помещаются на ладони. А поэтому шарахается от всех собак на улице, вступает в конфликты с их владельцами и избегает своих знакомых, у которых дома есть собаки, чем изрядно портит жизнь себе и окружающим, будучи совершенно уверенным в собственной правоте.
Способность к опущению оберегает нас от переизбытка поступающей информации и позволяет выделять главное (или то, что является главным в данный момент для данного индивидуума). Так солдат на передовой может спокойно спать под ураганным огнем, но сразу же просыпается, если мышь зашуршит возле мешка с продуктами.
Эта же способность позволяет человеку спокойно работать с бумагами в помещении, где много людей, не обращая внимания на шум. С какого-то момента он просто перестает этот шум слышать!
Без этого механизма мы вынуждены были- бы постоянно осознавать весь огромный объем информации, который ежедневно обрушивается на нас со всех сторон, иначе не могли бы ни отдыхать, т. к. анализаторы и рецепторы работают даже во сне, ни сосредоточиться на чем-то одном. С другой стороны, механизм опущения нередко заставляет многих из нас попадать в нежелательные для себя ситуации. Случалось ли вам, например, проехать нужную остановку, читая в общественном транспорте? И это еще не самая большая неприятность для человека, который из большого потока информации опускает наиболее значимые и важные части.
А вот слона-то я и не приметил!
И.Л. Крылов
И, наконец, оба предыдущих процесса можно рассматривать как частные случаи искажения. В этом смысле любая полученная нами информация является искаженной. С точки зрения мухи, кошки или другого человека окружающая действительность выглядит совершенно иначе, чем для меня или для вас.
Но мы, люди, используем слова для обозначения тех или иных понятий или явлений. И, начиная с определенного этапа своей жизни, больше реагируем на внутренние модели, чем на внешние изменяющиеся события. Заменяя одни смысловые эквиваленты на другие, можем столкнуться с непониманием, породить кучу слухов и сплетен только потому, что в карте реальности другого человека те же самые слова могут иметь другой смысл.
В автобусе.
- Рыбонька, передай на билетик!
Ага, если рыба — значит, щука, если щука — то с зубами, если с зубами - значит кусается, если кусается — значит, собака, если собака — значит сука…
- Граждане, он меня проституткой обозвал!
Метамодель — это инструмент вербального сбора информации, который с помощью специальных вопросов позволяет узнать, что же, собственно, имел в виду собеседник, чтобы вместо обобщения детализировать, вместо опущения — восполнить, а вместо искажения — вернуться к первоначальному смыслу.
Использование метамодели требует очень осторожного и экологичного применения в обыденной жизни, потому что может поставить собеседника в тупик и резко его дезориентировать. С другой стороны, это мощный инструмент для создания новой, разделяемой реальности и слома обветшавших убеждений.
Можно выделить следующие паттерны метамодели.
1. Неконкретные имена существительные и местоимения.
Представьте себе, что сейчас перед вами находится кошка. Представили? И какая она у вас получилась? У меня, например, черная, гладкая, с белой грудкой и голубыми глазами. У кого-то еще будет кошка полосатая, белая, рыжая или неопределенно-грязная с соседней помойки.
Особо талантливые личности могут себе представить кошку игрушечную, глиняную кошку-копилку или даже «кошки» — приспособления, с помощью которых монтажники поднимаются на столбы. Слово — одно, а сколько возможных значений! Наши кошки — разные, поэтому имеет смысл уточнить, что именно вы имеете в виду.
- Женщины глупы и легкомысленны.
- Какие именно женщины?
- Ну… Моя жена и теща.
- «Автомобили опасны для жизни» — «Какие автомобили? (старые, новые, отечественные или импортные, какой марки?)
К неконкретным именам существительным относятся также и номинализации, о которых мы уже говорили в главе «Речевые стратегии».
В этом случае также бывает полезно уточнить, что именно понимает собеседник под тем или иным словом, и насколько его понимание отличается от вашего. Здесь иногда возможны просто удивительные открытия!
Школьник - о своем однокласснике:
- Вот ему счастье привалило!
- Ну, и в чем заключается его счастье?
- Прикинь, ногу сломал перед годовой контрольной!
2. Неконкретные глаголы.
Здесь история примерно та же, что и с неконкретными существительными: цель вопросов — установить, что именно собеседник имеет в виду. Или, выражаясь более научно, определить комплексную эквивалентность поведения (процесса). Основной вопрос: как именно?
- Мои дети расстраивают меня.
- Что именно они делают, чтобы расстроить вас?
Побочный эффект — у собеседника может возникнуть «просветление в уму» насчет того, что «они» (дети, родители, соседи) делают что-либо совсем не преследуя цель досадить ему лично.
Другой вариант — это когда под одним словом собеседники могут понимать разные варианты поведения. В камере разговаривают два зэка.
- Ты за что сидишь?
- Жену бросил.
- Не свисти, я три раза бросал - и ничего!
- Ты просто так бросал, а я с десятого этажа.
3. Модальные операторы невозможности и необходимости.
Вот здесь почему-то огромный простор для творчества, особенно в нашей культуре. С самого раннего детства маленького человека обвешивают со всех сторон путы долженствований. «Ты должен слушаться взрослых!», «ты обязан хорошо учиться!» и так далее в том же духе. Разумеется, родители и учителя произносят эти слова с самыми лучшими намерениями, но от этого ничуть не легче. И, подрастая, на слово «должен» и «обязан» человек реагирует автоматически — либо принимает их к сведению и уныло выполняет (любое «должен» в обыденной речи означает: «я этого делать не хочу, но буду, а почему — сам не знаю»), либо бросается в иную крайность («я никому ничего не должен» или «я, кому должен, всем прощаю»).
Другой колоссальный ограничитель возможностей — это выражения типа «я не могу». Неважно, что именно — выучить иностранный язык, водить машину или выйти замуж. Как мы уже знаем, убеждения во многом определяют нашу жизнь. До тех пор, пока я верю, что не могу, никаких возможностей я не у в и ж у , д а ж е если они будут совсем р я д о м.
Однажды Гарун аль-Рашид, прогуливаясь по базару, увидел нищего и был поражен глубиной его бедности и несчастья. Он решил помочь этому человеку - незаметно положил на узенький мост через речку мешок с золотыми монетами и велел нищему перейти этот мост. Нищий согласился и начал переходить. И Гарун увидел, как он прошел мимо сокровища! Удивленный, он спросил:
- Добрый человек, почему же ты не увидел золота прямо у себя под ногами?
- А я хотел проверить, смогу ли перейти, закрыв глаза!
В какой-то с т е п е н и любое «не могу» о з н а ч а е т «не хочу, а поэтому ничего не буду ради этого делать». Причин может быть сколько угодно, но, как гласит народная мудрость, «кто хочет — ищет в о з м о ж н о с т ь , кто не хочет — ищет причину».
Цель вопросов — выйти за установленные границы возможностей, уточнить ситуацию и найти доступ к желаемой информации. Вопросы типа «что вам мешает?» помогают найти препятствие, истинное или мнимое. Вопросы «что бы случилось, если бы вы смогли (или не смогли), сделали (или не сделали)?» помогают моделировать возможные ситуации. Очень часто человек либо задумывается всерьез и надолго (а это первый шаг к изменениям!), либо начинает смеяться над своими страхами. И, наконец, вопрос «кто это сказал?» (или «откуда вы об этом узнали?») позволяет выяснить источник убеждения. И, как вариант, иногда порождает первое сомнение — а, может быть, это еще не истина в последней инстанции?
- Я очень боюсь, что мой муж захочет со мной развестись. Я не смогу этого пережить.
- А что произойдет, если это все-таки случится? Долгое молчание. Потом, неуверенно:
- Ну, я не буду знать, куда себя деть по выходным.
- А если бы ты знала, что делать? Нашла бы себе интересное занятие?
Снова молчание. И вдруг — радостная улыбка.
- А ведь тогда - ничего страшного!
4. Универсальные количественные.
Самый яркий пример сверхобобщения. Есть старый анекдот о том, как англичанин приехал во Францию, увидел в Кале рыжего француза и потом рассказывал, что все французы рыжие.
Один раз столкнувшись с чем-либо, человек делает свои выводы (чаще — негативные), а потом идет с этим убеждением по жизни. Например, девушку бросил молодой человек, а она решает для себя: меня никто не любит! И ничего, что молодой человек — всего лишь один из миллионов, убеждение-то сформировано.
Бедняжка ходит, говорит, даже пытается познакомиться с кем-нибудь другим, а получается одно и то же. Убеждения — это вечно голодные сущности, которые требуют постоянных подтверждений из окружающего мира. Они питаются ими, воспроизводя самих себя: «Я же так и знал (а)!»
Поэтому так опасны слова вроде «все», «всегда», «никогда», «каждый»… Мир велик и многообразен, стоит лишь повнимательнее посмотреть на него. Если не бывает даже двух совершенно одинаковых листьев на одном дереве, то что уж говорить о людях?
Основная задача в этом случае — конкретизировать сделанное сверхобобщение. А заодно и понять, на основании чего человек делает такие выводы — личного ли опыта, опыта знакомых, друзей и родственников, либо стороннего источника.
Старый еврей возмущается современной музыкой.
- Вот все говорят «Битлз», «Битлз»… А по мне — так все это полная ерунда! Картавят, фальшивят, никакой гармонии, и музыка, и слова примитивные:
- Арон Моисеевич, вы что, были на концерте?
- Нет, мне Мойша напел!
Скажу сразу, расшатывать убеждение в данном случае — дело не простое. Одним вопросом здесь не обойдешься. Но все же попытаться стоит. Для этого:
- повторите утверждение в вопросительной форме;
- сгустите краски еще больше;
- получите от собеседника пример исключения из правила;
- уточните референтный опыт. Например:
- Все мужчины жадные.
- Что - все? Каждый мужчина, которого вы встречали в своей жизни, был жадным? Вы не можете вспомнить хотя бы одного, который был бы щедрым? А какой именно мужчина был жадным? И много ли их было?
5. Сравнительные (сравнение с умолчанием).
Иногда люди употребляют в речи прилагательные и наречия, обозначающие сравнения, при этом опуская то, с чем сравнивают. «Лучше», «хуже», «быстрее», «умнее», «красивее»… Все эти слова имеют смысл, когда уточняется по сравнению с чем (или с кем).
Первого сентября Вовочка пошел в пятый класс, но по ошибке забрел в первый. Учитель спрашивает:
- Сколько будет один плюс один? Вовочка:
- Два!
- А три плюс два?
- Пять! В класс заглядывает учительница.
- Вовочка! А ты что здесь делаешь? Тебе же в пятый класс надо.
- Не мешайте, Мариванна, зато я здесь умнее!
Цель вопросов — выяснить эталон сравнения. Например:
- Лето лучше. - Лучше чего?
- Вася умнее. — Умнее кого?
Другой важный вопрос «что для вас является критерием?» Например, если умнее, то — в чем? Может быть, умеет пятизначные числа в уме складывать, а может быть, улицу переходит только на зеленый свет. Тоже имеет смысл уточнить.
Звонок армянскому радио.
- Вот вы тут все шутите, шутите, а все равно — грузины лучше, чем армяне!
- А чем они лучше?
- Чем армяне!
Хочу предупредить еще раз — отрабатывать паттерны мета-модели следует, соблюдая особую осторожность. Применять их все сразу уместно разве что в условиях тренинга. В обыденной жизни этот прием хорошо работает только при условии хорошей подстройки, т. е. в тот момент, когда контакт уже налажен, доверие присутствует и собеседник готов воспринимать ваши слова.
Упражнение «Сбор информации»
Участвуют двое.
1. Каждый из партнеров вспоминает какой-нибудь мелкий, но неприятный случай из своей жизни, и достаточно детально, в нескольких предложениях, записывает его на листочек. Листочки убираются до конца упражнения, а партнеру эту ситуацию заявляют в сверхобобщенном виде. Например, «вся жизнь пошла под откос» или «у меня ничего в жизни больше не осталось».
2. Партнер А за отведенное ему время, задавая различные «метамодельные» вопросы, должен добраться до той конкретной информации, которая записана на листочке у партнера В. Задача В при этом говорить настолько обобщенно, насколько позволяет заданный вопрос.
3. Партнеры меняются местами.
Упражнение «Калибровка паттернов метамодели»
Участвуют три партнера.
Заготовить 6 карточек с паттернами метамодели (неконкретные существительные, номинализации, неконкретные глаголы, модальные операторы, универсальные количественные и сравнительные). Карточки должны иметь следующий вид:
Название паттерна метамодели
Вопросы (способы реагирования)
Пример.
Партнеры А и В сидят напротив друг друга. С стоит за спиной В, показывая карточки партнеру А (партнер В карточку не видит).
1. А, глядя на карточку, придумывает предложение, в котором бы содержался паттерн метамодели, указанный на карточке, и говорит его В.
2. В распознает содержащийся в предложении паттерн мета-модели и задает к нему соответствующие вопросы.
3. Если В правильно задал вопросы к предложению А, то С показывает следующую карточку.
4. Партнеры меняются местами.
Третья позиция в коммуникации
Не осуждай никого, пока не походишь две недели в его мокасинах.
Пословица индейцев сиу
А что делать, если все-таки конфликт возникает? Особенно — если это конфликт с человеком, общение с которым значимо и важно для вас?
Наверное, вы замечали (и не раз!), что иногда люди начинают спорить о чем-нибудь, а потом забывают о причине спора и продолжают двигаться по накатанной колее? А если успевают во время этого еще и сильно чем-нибудь обидеть друг друга, то предмет спора и вовсе становится неинтересен, а отношения портятся. Каждый остается при своем мнении и считает, что собеседник был не прав.
Как говорил мудрый Сократ: «Причиной всех бед является незнание». Ну, к нам-то с вами это уже не относится. Мы уже знаем, что каждый создает собственную реальность, и что за любым поведением стоит позитивное намерение.
А еще для того, чтобы описать систему, нужно выйти за ее пределы, т. е. посмотреть со стороны.
На прием к психоаналитику, заливаясь слезами, приходит женщина.
- Ой, я такой ужасный сон видела!
- Какой же сон? - участливо интересуется психоаналитик.
- Ой, вот иду я по коридору, а он все не кончается. Мне надо выйти, а кругом столько дверей… (новая волна слез).
- Ну, не плачьте вы так, что дальше-то?
- А вот дальше, я вот вижу, что передо мной дверь, и знаю, что мне туда надо. И я эту дверь толкаю, толкаю, а она не открывается… (истерика)
- А вы попробуйте со стороны посмотреть. Может быть, там еще что-нибудь еще есть, или на двери что-то написано?
- Да, да, точно написано! - женщина постепенно успокаивается.
- Ну, присмотритесь, может, сумеете прочесть?
- Там написано… «На себя»!
Обратимся к маленькому примеру. Вспомните 3-4 каких-либо событий из вашей жизни в форме визуальных образов. И, как только у вас это получится, заметьте: находитесь ли вы при этом внутри образа, как бы заново переживая это событие, смотрите ли на все происходящее собственными глазами, но не видите себя полностью? Или, напротив, вы находитесь за гранью образа, как бы просматривая видеозапись, видите со стороны и себя, и всех остальных, не принимая участия в происходящем? Первый вариант называется ассоциированным, второй — диссоциированным.
Теперь вспомните какое-нибудь другое событие (лучше — эмоционально значимое для вас), поочередно используя оба варианта. Почувствовали разницу? Насколько изменилась эмоциональная включенность в представляемое событие?
В случае ассоциированного восприятия человек «включен в опыт» и переживает реальные чувства независимо от того, переживает ли он прошлый, настоящий или будущий опыт, то есть представляет события, которые только могут с ним произойти.
И даже не так уж важно — реальный это опыт или нереальный (например, ощущение себя главным героем книги или фильма).
Именно поэтому хорошая книга или фильм может заставить плакать или смеяться, радоваться или грустить — автор погружает читателя или зрителя в придуманный мир, помогает ему ассоциироваться с героем.
В случае диссоциированного просмотра опыт воспринимается без реальных чувств, человек как бы отделен от ситуации. «Зубная боль — ерунда, если зуб у другого болит». Чувствительности человек, конечно, не теряет, но это скорее оценочные чувства (эмоции) по поводу воспринимаемой ситуации.
Каждый из нас способен воспринимать реальность, и ассоциируясь с ней, и диссоциируясь от нее. В этом вы уже могли убедиться. Другое дело, что чаще всего эти процессы протекают бессознательно.
И, как это обычно бывает, при наличии альтернатив, люди имеют бессознательные предпочтения — одни в основном обрабатывают информацию ассоциированно, другие — диссоциированно. А какой из механизмов более привычен для вас?
Сознательное управление процессами ассоциации и диссоциации дает неоспоримые преимущества. Например, вспоминать приятные моменты из своего прошлого или представлять себе заманчивые перспективы лучше, погружаясь в них полностью. Чувства становятся острее, а жизнь красочнее…
С другой стороны, вряд ли повторное «проживание» прошлых ошибок или запугивание себя перспективой будущих неудач доставят вам много радости. И пользы, кстати, тоже. Поэтому навык ассоциации —диссоциации стоит развивать.
Сложно с непривычки? Но и это еще не все.
Тройственное описание позиций восприятия позволяет разделить информацию на части, одна из которых принадлежит лично человеку (ассоциация с самим собой), вторая относится к другому лицу (ассоциация с собеседником), а третья, наиболее объективная — это взгляд со стороны, взгляд незаинтересованного наблюдателя (диссоциация).
Для людей, проводящих большую часть времени в 1 -й позиции свойственно жесткое отстаивание собственных интересов (я — позиция), индивидуализм, трудности в понимании взглядов других людей (есть два мнения — мое и неправильное).
Люди с выраженной 2-й позицией склонны к эмпатии, сочувствию к другим людям. Они часто переживают чужие неприятности (и радости, кстати, тоже!) острее, чем свои собственные.
К ним часто ходят «поплакаться в жилетку». Но при этом свои интересы они отстаивают неумело, боятся кого-нибудь задеть или обидеть.
Часто 2 - ю позицию используют писатели, когда ведут повествование от лица вымышленного персонажа. Или актеры, когда «вживаются в образ» по системе Станиславского.
Некоторым даже приходится долго восстанавливать психику, чтобы снова стать самим собой (например, Роберту де Ниро после знаменитого фильма «Таксист»).
В обыденной речи это выражается местоимениями и глаголами второго лица: «Ты думаешь», «ты выглядишь», «ты знаешь». Другой вариант — «я бы на твоем месте…».
3-я позиция — это оценка беспристрастного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений 1 - й и 2-й позиций. При рассказе о себе или других употребляются местоимения третьего лица. «Он думает», «они не согласны», «она сказала». Человек из третьей позиции оценивает ситуацию в целом, но сам в ней не участвует.
Любое общение (а особенно устойчивые связи между людьми — семейные, дружеские или профессиональные) можно рассматривать как взаимодействие двух разных систем и их объединение в одну общую, интегративную. А вот здесь и могут возникнуть проблемы. «Почему он (она) так поступает? Это же неправильно!»
И вот — готовый конфликт. Причем каждый из участников склонен ожидать изменений от другого или даже стремится их навязать, но совершенно не готов меняться сам.
Когда кто-либо из участников рассматривает происходящее, исходя лишь из собственной карты реальности (а карта — это еще не территория!), то представление будет неполным. Если мы действительно хотим понять, как партнер оценивает ситуацию и чем руководствуется при выборе поведения, то должны на время принять его точку зрения (2-я позиция). А для того, чтобы описать взаимоотношения, как систему, нужен трезвый и беспристрастный взгляд со стороны (переход в 3 - ю позицию).
Особое внимание следует уделять тому, чтобы найти позитивное намерение в поведении обоих партнеров по коммуникации. Знаю, что это иногда бывает нелегко, но кто ищет, тот всегда найдет. Это помогает двигаться по пути эффективного взаимодействия и избежать бессмысленных разборок вроде «это ты сделал, чтобы меня разозлить!» или «это она, чтобы унизить меня». А также — еще более бессмысленных обид, так сильно отравляющих нам жизнь.
- АЛЛО, Сема, это Роза. Вы вчера были у нас в гостях.
- Да, Роза, все было замечательно!
- Так я хотела сказать - вы к нам больше не ходите. После вашего ухода у нас пропали две серебряные ложечки.
- Роза, я не брал ваши ложки!
- Я знаю, ложки уже нашлись. Они завалились в дальний угол буфета. Но неприятный осадок все-таки остался!
Если любые взаимоотношения представляют собой систему, то следует знать — фактором, определяющим само существование системы, а также ее стабильность и прочность, являются не предметы и даже участники как таковые, а связи между ними.
А раз так, то при решении конфликтной ситуации следует уделять внимание не существу дела (кто у кого взял серебряные ложечки), а структуре отношений между людьми.
Если, конечно, эту самую систему мы хотим сохранить.
Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трех позиций восприятия»
1. Определите проблемную ситуацию.
2. Разместите в пространстве три «якоря» для каждой из трех позиций. Например, поставьте три стула.
3. Разыграйте часть диалога между 1 и 2 позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Помните, что ассоциируясь со своим партнером (2-я позиция), вы рассматриваете мир из его карты реальности, разделяете его ценности и убеждения, копируете по памяти его речь, позу, любимые словечки.
4. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).
- Посмотрите на ситуацию со стороны и дайте метафору коммуникации (то есть определите, на что она похожа. Например, на сломанный механизм, или разговор слепого с глухим, или что-нибудь еще).
- Определите позитивные намерения, определяющие поведение каждого из участников коммуникации.
- Определите желаемый результат (метарезультат) каждого из партнеров коммуникации. Найдите единую цель, к которой оба они стремятся.
5. Находясь в 3-й позиции, дайте сенсорно обоснованные советы и рекомендации для 1-й позиции (т. е. самому себе) по улучшению данной коммуникации. Найдите минимум 3-4 выбора желаемого поведения.
6. Перейдите в 1-ю позицию. Выслушайте «советы эксперта» и подумайте, как бы лично вы могли их реализовать.
7. Вновь разыграйте диалог между 1-й и 2-й позициями, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
8. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнеров и дайте новую метафору.
9. Повторите шаги 5-8 для достижения желаемого результата в коммуникации (если это необходимо).
10. Экологическая проверка с 1-й позиции. Не потеряете ли вы что-то нужное для вас, изменив данную коммуникацию? Что-то такое, о чем вы раньше не задумывались. Например, некоторые семейные пары обожают устраивать бурные сцены и выяснять отношения. А когда перестают ругаться — разводятся. Если нужно что-нибудь добавить, вернитесь на шаг 5.
11. Подстройка к будущему из 1-й позиции. Представьте себе 3-4 контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.
Экология общения
Окружающий мир - это зеркало наших мыслей.
Р. Бах. Иллюзии
Среди наших знакомых есть люди, которые считают манипулятивные психологические техники очень хорошими. И есть те, кто считают их вредными и плохими. Увы, не можем согласиться ни с теми, ни с другими. Техники — всего лишь инструмент. Они не являются ни плохими, ни хорошими, они просто работают. Как бензопила. В руках дровосека она станет возможностью увеличить производительность в десятки раз, в руках маньяка — орудием убийства.
Мы движемся к тому, чтобы завершить обучение мастерству коммуникации. И наклевывается вопрос: а что вы с ним будете делать? Как вы этим богатством распорядитесь? Собственно вариантов немного, вы либо повесите в своем сознании на все эти занятия ярлык «интересно» и со временем забудете, либо будете это активно использовать в своей жизни. Только как и с какими целями?
Давайте определимся, а что для вас важно в общении и для чего вы общаетесь. Для достижение результата… Для получения удовольствия… Д л я финансовой выгоды… Просто ради общения… Потому что нравится… Да, со всем согласен, но постараюсь резюмировать по другой шкале.
Человек смотрит на других людей либо как на инструмент, который нужен тебе для достижения своих целей, либо как на живых людей со своими целями и интересами, которые стоит учитывать. Либо он общается с существами, которые могут быть для него полезны, либо он общается с Людьми.
Это две кардинально разных позиции, и обе они «имеют место быть». Опять всплывает тема первой главы «А для чего вы общаетесь?» Или «Ради чего?» В чем главный смысл вашей коммуникации? Эта тема не рассматривается в большинстве тренинговых программ — обычно людей обучают навыкам и техникам, не давая базисной философии, духовной основы.
Однако, как показывает практика, дом без фундамента держится не очень уверенно.
Несколько месяцев назад услышал от одного из своих лучших студентов (Андрей, 19 лет, «светлая голова» из МИФИ) вопрос:
Знаете, я живу в студенческой общаге, в одной комнате с приятелем. Иногда бывает тесновато, раньше сильно нервничал из-за этого… Сейчас все изменилось. При помощи речевых стратегий и якорей я им достаточно эффектно управляю, получаю результат. Спать ложимся, когда мне надо, если ко мне приходят в гости, я его элегантно выпроваживаю… Только вот по-моему его от общения со мной начинает немного «колбасить». Это нормально?
НЕТ! Сила мастера не в том, чтобы бить слабых. И не в том, чтобы жить за чужой счет. Его плюс в том, что он может сделать больше и видит дальше. И применяет свое мастерство для пользы общего дела. И общего выигрыша.
С Андреем задача решилась просто. Мы сделали «трехпозиционку», и человек на собственном опыте убедился в силе и «мягкости» своих рычагов. После этого мы нашли несколько вариантов нового более выигрышного поведения для обеих сторон.
Люди часто используют манипулятивные техники, получают нужный результат, но иногда за счет других людей, действуя им во вред. А настоящий гений вредить не должен. Ему надо учитывать все. Общаясь с таким манипулятором, неподкованный человек часто чувствует себя словно кукольная игрушка в руках кукольника, которой управляют без ее ведома, которую ведут куда-то помимо ее воли.
Нам бы хотелось, чтобы каждый из вас просчитывал и сверял шаги и поступки, последствия коммуникации. Многие из вас уже начали применять те техники, которым обучились. Сейчас нам хочется, чтобы вы как программисты, перед тем как запустить свои новые программы, проверили, не являются ли они вредоносными, достаточно ли они отлажены.
Вставить в вас предохранитель, перед тем как вы начнете использовать то, чему научились. От этого зависит, как будет строиться ваша дальнейшая жизнь. К каким результатам она приведет. Мы не хотим, чтобы вы однажды услышали у себя за спиной обидное и грубое: «Манипулятор». Не хотим, чтобы люди начали со временем вас бояться и избегать. Это слишком большая сила, чтобы применять ее необдуманно.
Манипулятивная психология подобна восточным единоборствам, основная сила пробуждается в человеке не тогда, когда он осваивает набор ударов, а когда у него меняется мировоззрение, создается новое, иное отношение к миру.
И задача нашего тренинга — формировать у человека не только навыки, но и новое восприятие реальности, более целостное восприятие мира.
Быть экологичным в общении — это уметь выстраивать заранее, просчитывать предварительно возможные последствия ваших шагов, ваших поступков. Продумывать последствия во времени и в пространстве, в масштабах большей системы.
Скажите, если вы выиграете первый тайм, но проиграете весь матч, это будет выигрыш или проигрыш? Если вы за год интенсивной работы достигнете всех своих целей, к примеру, заработаете миллион, но лишитесь здоровья — это выигрыш или проигрыш? Если вы отобьете жену у приятеля, но она окажется редкостной стервой, которая испортит вам жизнь — это выигрыш или проигрыш? Делать выбор с учетом последствий — это и есть проверка экологии.
Однажды в незапамятные времена повелитель Тартарии прогуливался с несколькими спутниками из числа приближенных. У обочины дороги стоял суфий, который выкрикивал : « Тот, кто даст мне 100 динаров, получит от меня хороший совет!» Царь остановился и сказал «Суфий, что это за совет, за который ты просишь 100монет?» «Господин, — сказал суфий, - прикажи, чтобы мне дали деньги, и я немедленно открою его тебе». Царь так и сделал, ожидая услышать что-то необыкновенное. Дервиш сказал ему: «Вот мой совет. Никогда не начинай дела, не предусмотрев, чем оно может окончиться».
При этих словах свита и все вокруг стали смеяться и говорить, что суфий поступил мудро, потребовав деньги вперед. Но царь ответил: «Нечего смеяться над хорошим советом, который дал мне этот суфий. Всем известно, что мы должны хорошенько думать, прежде чем сделать что-то. Но мы повинны в том, что каждый день забываем об этом, и последствия плачевны. Я очень ценю совет этого дервиша».
Царь решил всегда помнить наставления суфия, он приказал начертать его слова золотом на одной из стен дворца и даже выгравировать их на серебряной посуде.
Немногим позже некий злоумышленник вознамерился убить царя. Он подкупил придворного хирурга, обещая сделать его первым министром, если тот сделает на руке царя надрез отравленным ланцетом. Когда подошло время для обычного кровопускания, поставили серебряный тазик, чтобы пускать в него кровь. Вдруг взгляд хирурга упал на надпись на стенке таза: «Никогда не начинай дела, не предусмотрев, чем оно может закончиться». В этот момент хирург вдруг понял, что если заговорщик займет место царя, то немедленно прикажет убить хирурга, чтобы не выполнить своего обещания и скрыть следы заговора.
Царь, видя, что хирург дрожит, спросил, что с ним. И тогда тот, как на духу, открыл ему правду.
Заговорщика схватили. Царь велел привести всех, кто был с ним, когда суфий дал ему свой совет и спросил их: «Вы все еще смеетесь над советом дервиша? Начиная, какое-либо дело, продумывайте последствия до конца!»
Идрис Шах. Караван снов
Нельзя решать коммуникативную проблему в узком восприятии одной ситуации, необходимо принимать во внимание окружающую систему, интересы других людей, долгосрочные последствия. Экология общения очень похожа на экологию природы.
Можно добыть всю нефть, но что потом делать с провалившимися скважинами? Можно, конечно, вырубить весь лес и заработать много денег на древесине, но кто будет давать планете кислород? Можно завезти кроликов в Австралию для того, чтобы под рукой всегда было дешевое мясо, но они сожрут всю траву, изроют норами землю, уморят голодом представителей местной фауны и нарушат экобаланс всего континента.
Не будет ли та манипуляция, которую вы производите, иметь разрушительные последствия в будущем или для других людей?
Да, многие считают тему экологии лишней. Они видят результаты для себя и думают, что этого достаточно. Они забывают, что в коммуникации, как и во всех жизненных процессах, всегда работает петля обратной связи.
Можно говорить о вселенской справедливости, карме или прочей хиромантии, но это так—слова и поступки человека возвращаются к нему рано или поздно. В виде приза зрительских симпатий, кирпича на голову, предложения руки и сердца или развода с супругом.
Системное мышление в коммуникации А вот на обратной связи стоит остановиться Ведь ежедневно, на работе и в быту нам всем приходится делиться с людьми собственным восприятием того, что они сделали. К сожалению, многие из нас до сих пор понимают обратную связь только как критику. И неважно, к чему она относится — к разработке дорогостоящего проекта или генеральной уборке в малогабаритной квартире. Полноценно проведенный процесс включает в себя следующие этапы:
- поиск и обнаружение ошибок, просчетов и недостатков в проделанной работе. Любой, кто является экспертом в какой-либо области (или считает себя таковым) полагает, что именно это и есть его работа. Как известно, никто из нас не совершенен, а кто ищет, тот всегда найдет.
Поэтому перечень огрехов занимает львиную долю времени и сил. (Почему-то в нашей культуре не принято говорить о том, что было сделано хорошо. Спрашивается, ну зачем хвалить человека, если он просто выполняет свои обязанности? Еще зазнается, чего доброго. В крайнем случае, этот пункт просто обходят молчанием.);
- следующий пункт логически вытекает из предыдущего. Если нечто было сделано плохо и некачественно, значит, в этом кто-то виноват. А если так, то виновника необходимо обнаружить и примерно наказать;
- когда виновные обнаружены и наказаны, следует принять меры по предотвращению ошибок. Для этого надо объяснить всем остальным, что случится, если подобное будет повторяться в дальнейшем. И как им всем будет плохо. Психологи называют такое действо «нагнетанием отрицательной мотивации», а прочие смертные — «прополкой и острасткой»;
- и, наконец, если останется время, можно подумать о том, что делать дальше.
А теперь признайтесь хотя бы сами себе — насколько этот «алгоритм» соответствует вашему стилю общения с коллегами по работе, родственниками, знакомыми? Особенно это относится к детям. Если вам стало смешно — поздравляем. Если же возникает вопрос — ну, да, а как же иначе? — тут есть о чем задуматься.
Мне очень жаль вас разочаровывать, но полноценно функционировать, т. е. работать с полной отдачей, учиться, постигать новые навыки или просто жить с удовольствием — в такой системе человек не может.
Если он, конечно, не мазохист по натуре. К счастью, такие примеры довольно редки, а нормальный человек стремится к счастью и удовольствию в жизни, к уважению других людей и реализации своих целей, а потому хочет видеть достойную оценку собственного повседневного труда. Обращаться с людьми подобным образом можно, если только вы хотите вызвать к себе явную или скрытую агрессию либо сами заинтересованы в том, чтобы дело продвигалось очень медленно.
Для того чтобы изменить эту ситуацию, были разработаны критерии ОСВК, т. е. обратной связи высокого качества:
- особое внимание уделяется раппорту. Здесь все просто — если вы хотите, чтобы собеседник понял и адекватно воспринял ваши слова, необходимо, чтобы он вам доверял и был готов спокойно вас выслушать. Особенно это актуально в мало-мальски стрессовой ситуации;
- разговор строится в прошедшем времени. Рассматривая совершенные действия как завершенный в прошлом процесс, вы даете понять человеку, что верите в его светлое будущее;
- разговор ведется только о конкретном поведении. Вот это очень важно!
Таким образом, вы даете понять человеку, что уважаете его личность. Обсуждению подвергаются только различные варианты поведения — удачные и не очень. Сравните два варианта: «Маша, ты полная дура!» и «Маша, ты допустила две опечатки на этой странице». Или «Петя, ты неумеха косорукий! Всегда с тобой одно и то же!» и «Петя, ты разбил чашку. В следующий раз будь осторожнее». Представьте себя на месте Маши или Пети — и сразу поймете разницу;
- в первую очередь описывается то, что было проделано успешно и качественно. Странно, правда? Вроде бы критиковать собрались, и вдруг — хвалить… На самом деле, ничего странного. Указывая на то, что было сделано хорошо, вы добавляете подчиненному положительной мотивации, веры в свои силы и хорошего отношения к вам лично. А это весьма полезно для дела. Если только вы хотите, чтобы ваш собеседник выполнял ваши пожелания в данном конкретном случае, а не дрожал в пыли, удрученный собственным ничтожеством;
- во вторую очередь предлагаются добавления и пожелания в позитивной форме. То есть вы объясняете человеку, чего, собственно, от него хотите. Причем пожелания следует выразить как можно более сенсорно, а лучше — продемонстрировать. Если, конечно, сами умеете. Заодно и авторитет возрастет.
Скажете, это непросто? Кто бы спорил. Другое дело, что и результат соответствующий.
Отработка темы «обратная связь» на тренинге для журналистов. Вопрос участнику:
- Герман, вам приходится оценивать работу других людей?
- Конечно, я редактор!
- Когда в последний раз?
- Вчера вечером - Наташе. Наташа — с места:
- Да, ты у меня заметку зарубил!
- Так я же сказал — факты были непроверенные! Не пойдет такая заметка. Когда ты вообще работать научишься?
Лицо у Наташи обиженное, Герман напрягся, и тренинг уже грозит перерасти в производственный конфликт.
- Стоп-стоп-стоп. Герман, а теперь скажите, пожалуйста, что в этой заметке было хорошо?
Герман задумался.
- Ну… Тема интересная. Написано быстро и своевременно.
- А что бы стоило добавить?
- Так факты проверить, я ж говорил!
- А теперь скажите об этом Наташе.
- Ну, в общем, тема интересная и написано быстро, но факты надо проверить.
Лицо у Наташи постепенно светлеет.
- А вам, Наташа, хочется доработать свою заметку после такой обратной связи?
- Да, конечно! Что ж ты сразу не сказал?
Подумайте, как могут отнестись ваши домашние сегодня вечером к тому, что вы принудите их что-то делать. К примеру, помыть посуду или вынести мусор. Я не говорю, что надо отказаться от этих целей. Я о том, что, может быть, стоит выбрать оптимальный вариант — такой, при котором выиграют все. Может быть, вместо речевого манипулирования или команды стоит применить мотивацию? Или собственным примером продемонстрировать мастерство ведения домашнего хозяйства, организовать домашний «тим-билдинг». Выбирайте лучший инструмент, а не тот, что первый приходит в голову.
Настоящее мастерство общения — это новый стиль мышления. Новые возможности. Новые цели. Новые желания. И новый образ жизни.
Упражнение «Экологический переводчик»
Цель: умение высказывать экологично и слышать «вредные» слова в речи других людей. Клиент, Оператор, Добрый Дядя. 15 минут.
Сейчас, когда у вас уже есть некоторое понимание экологии речи, мы попробуем «смягчать», дистиллировать от вредных примесей собственную речь. «Оператор» задает контекст, вспоминает какую-нибудь жизненную ситуацию (желательно, из близких и актуальных) и говорит какую-нибудь «вредную» фразу, которую часто приходится слышать. Ну, например, разговор матери с сыном, который неудачно попытался погладить собственные штаны: «Опять у тебя ничего не получилось!»
Если «Доброму Дяде» понятны истинные намерения мамы-оператора, то он сразу предлагает свой экологичный вариант фразы. Например: «Левую брючину ты прогладил хорошо. А вот с правой надо чуть поаккуратнее. Давай покажу как. А вообще, ты довольно быстро этому научился».
После этого «Оператор» задает очередной контекст и выстреливает следующей фразой. «Добрый Дядя», если нужно, уточняет и потом переводит. Всего 5-6 фраз.
После окончания упражнения все участники высказываются о своих впечатлениях. Клиент говорит о том, как отличались его реакции от разных вариантов «воспитательных» речей.
Обратная Связь
- Разница между реакцией на фразы «мамы» и «Доброго Дяди» колоссальна. В ответ на упрек хочется сразу нанести «ответный удар» — сама такая! Это у тебя никогда ничего не получается. Начать словесный мордобой.
- А я сразу вспомнил детство. Мне примерно так всегда и говорили. Сразу почувствовал себя пришибленным, беззащитным неудачником. Одно слово чуть не убило все настроение!
— Роль «мамы» была гораздо привычнее, роднее, чем «Доброго Дяди». Это как с английским языком — сначала придумываешь русский вариант фразы, а потом мучительно думаешь: «А как же ее правильнее перевести!»
- А мне наоборот, тяжело было ругаться. Как-то даже ненатурально получалось, отучился я людей подобными фразами долбасить. А может и не умел вовсе…
Упражнение «Неэкологичная Энциклопедия»
Цель: систематизация и более глубокое понимание неэкологичных высказываний. В группах по 4—5 человек, 15 минут.
А сейчас объединитесь в группы и создайте свою классификацию неэкологичных высказываний. Во-первых, для того чтобы в этом лучше разобраться, а, во-вторых, чтобы с этой «вирусной базой» впоследствии было удобно работать.
Объединяйте высказывания по любым понятным и удобным вам признакам: по силе воздействия, по контексту применения, по источникам, по осознанности… И зарисуйте все э т о в удобной вам форме на ватманах.
После этого каждая группа сделает презентацию своей «системы».
Обратная Связь
- Мы сделали вариант по возрасту человека и источникам. В детстве он слышит большей частью вредные фразы от родителей и воспитателей. В молодости наиболее «острые» мысли получает от сверстников, в зрелом возрасте — от коллег, начальников и жены. Одновременно с этим он начинает портить экологию сам, говоря те же фразы, которым его когда-то научили, своим детям. Круг замыкается.
- А мы проранжировали «вредные мысли» по источникам возникновения — внутренние/внешние, живые/механические (телевизор, радио, интернет).
- А мы простроили последствия на основные мысли и фразы, которые человек может услышать от окружающих. Получился такой рисованный ужастик. Не кричи, не бегай, не делай, не думай… В итоге пришлось завершать систему инвалидной коляской и могильной плиткой с крестиком, к которым пришел человек наслушавшись всего, что ему пожелали.
Упражнение «Фильтр для мозга»
Цель: умение фильтровать и отбрасывать неэкологичные высказывания в свой адрес при общении с другими людьми. Клиент, Оператор, Наблюдатель. 15 минут.
Это упражнение требует определенного мужества и техники безопасности. Но лучше научиться этому в мягких учебных условиях, на мягком татами со страховкой, чем на жестком бетоне жизни.
Задача Оператора наладить общение с Клиентом, подстроиться, вызвать доверие. После этого Оператор вставляет в свою речь различные неэкологичные высказывания. Для начала можно что-нибудь легкое. Задача клиента создать и использовать внутренний экологофильтр. Найти какой-нибудь метафоричный способ, при помощи которого он мог бы легко и просто «опасные» фразы замечать, отслеживать и устранять.
Если Клиент легко справляется с «легкими» фразами, то Оператор может перейти в наступление и задействовать тяжелую артиллерию. Клиент по возможности должен сохранять контакт и только в крайнем случае отстраиваться от Оператора. Мы подразумеваем, что этот разговор для него важен, его нужно продолжать и быть в него максимально «включенным».
Обратная Связь
- У кого какие были варианты фильтров?
- Я себе сделал полупрозрачную стену, которая возникает сразу, как только я слышу что-то опасное или нежелательное для себя.
- А у меня лишние слова как бы отлетают в сторону. Их внутреннее магнитное поле не пускает.
- А через меня вся неэкология сейчас пролетает не задев. Как радиоволны.
- А я, по-моему, наглотался неэкологичных высказываний. И чувствую себя сейчас немного отравленным и подавленным.
- Это нормально. Даже на учебной тренировке можно получить синяки. Что касается рекомендаций на будущее — доработайте свою метафору, модифицируйте.
Если вы не успели отследить и блокировать какие-то слова в разговоре, сделайте себе внутренний сканер, антивирус, который может проверять и удалять вредные слова даже после того, как вы их уже проглотили.
И пусть он работает в автономном бессознательном режиме. Это метафора, плод вашего воображения, но она, как ни странно, реально и очень хорошо работает.
Задача этого упражнения — обучить свое бессознательное нужной реакции. Каждый раз отвлекать сознание на поддержание всех этих стенок и радиоволн слишком хлопотно. Но, после того как вы несколько раз сделаете это упражнение в реальных жизненных ситуациях (кстати, попробуйте выполнять его и перед телевизионной рекламой), ваш мозг этому научится и будет делать это сам, когда нужно.
Упражнение «Чистая речь»
Цель: выработать сознательный контроль за чистотой собственной речи. Клиент, Оператор, Наблюдатель. 15 минут.
А сейчас давайте сделаем замер уровня мусора в собственной речи. Оператор просто общается с Клиентом, как бы он делал это в обычной жизни. Клиент и Наблюдатель отмечают, что в речи Оператора показалось «неэкологичным» и потом сообщают ему об этом.
Обратная Связь
- А у нас возник вопрос, фраза «… Наблюдателю показалось неэкологичной, а Клиенту — вроде как нормально.
- Совершенно правильно. То, что для одного человека может быть оскорблением, другой воспримет как «в порядке вещей». Ориентируйтесь на того, с кем общаетесь.
Упражнение «Декартовы координаты»
Я думаю, эта схема будет знакома многим по школьному курсу математики. Однако мы ее применим для совершенно приземленных и практических целей.
Разработанную в XVII веке Рене Декартом систему координат на плоскости можно с успехом использовать как в математике для определения положения точки на плоскости, так и в любой другой области знаний для описания линейных процессов, имеющих две переменные.
Для полного сбора информации какого-либо линейно зависимого события нужно определить две составляющие этого события, одно из которых будет соответствовать координате А, а другое — координате В. В общем случае координаты А и В могут иметь следующие значения (+А — «что случится», +В — «если происходит событие X») . Особенно хорошо эта схема действует в ситуации выбора (т. е. когда вопрос стоит следующим образом — сделать что-либо или нет). Например, сменить работу или нет, поехать куда-то или нет, сделать крупное приобретение или не сделать…
Для того чтобы собрать полную информацию, найдите не менее 5-7 пунктов для заполнения каждого поля. Проанализируйте информацию по всем пунктам. Определите: насколько значимы для вас те или иные факторы.
Насколько изменилось ваше отношение к проблеме?Вследствие того, что данные четыре области координат имеют симметрию относительно точки начала отсчета, некоторые ответы могут совпадать. Другие же ответы могут оказаться неожиданными, так как для мозга достаточно непривычно думать о натуральном (естественном) мире с помощью двойного отрицания (часто ли вы в повседневной жизни думаете о том, чего не случится, если не произойдет событие X?).
Обратная связь
- Ну, я поначалу просто запутался. Чего не будет, если не будет… А потом понял, что изначальное решение (сменить работу в ближайшее время) было совершенно правильным.
- А я понял, что решение было «не мое», и теперь буду искать какую-то третью альтернативу.
Макрокоммуникация
Мы прошли основные модели общения, алфавит коммуникации. Научились ставить цель и калибровать реакции собеседника, использовать пусковые кнопки якорей, запускающих настроение, изменять мнение человека при помощи лупы рефрейминга, познакомились с молоточками мета-модели и магнитами мотивации.
Каждый из этих инструментов хорош по-своему, и при помощи каждого из них можно добиться каких-то результатов. Но если их синтегрировать, использовать в комплексе, то сумма умножится, получится синергетический эффект. Два плюс два в этом случае даст не четыре, а пять или даже шесть. Если человек умеет готовить салаты и горячие блюда, то фактически такой повар может приготовить много сочетаний различных «комплексных» обедов.
Фактически, все, что мы прошли по отдельности, это хорошие инструменты. С их помощью можно решать коммуникативные задачи, достигать каких-то целей, но одно подручное средство — это мало. Ну, представьте, если у вас из всех столярных инструментов только одна отвертка или один топор, можно ли при их помощи построить дом? Или собрать шкаф?
Наверное, можно, только для этого нужно быть очень большим мастером. Но если у вас есть набор инструментов, то решить любую задачу будет гораздо проще. Сейчас мы и поговорим о комплексном использовании всех средств, которым мы научились и которые вы (смеем надеяться) отработали. Сегодня разберемся с тем, как использовать их в разных комбинациях, и как с их помощью решать большие и значимые макрокоммуникативные задачи.
Часто люди говорят, что когда они стали заниматься и практиковать техники, общаться стало сложнее. Что на все внимание не хватает, что пока вы занимаетесь калибровкой, теряется нить разговора, что пока придумываете подходящий рефрейминг, проходит слишком много времени и вас начинают считать «тормозом». Человек думает, что сказать и забывает отслеживать реакции собеседника. Человеку трудно концентрироваться сразу на всем.
Это нормально. Более того, это хороший признак, который говорит о том, что вы действительно учитесь и находитесь на правильном пути. Пока человек не стал мастером, пока новые навыки еще не ушли на уровень подсознания, сознательно делать все приемы — тяжело. Любой навык, который мы выполняем осознанно, делать сложно. Ну, попробуйте, например, осознанно ходить. Не просто двигаться, а принимать решение о каждом микродействии. Вот я поднимаю правую ногу, переношу вес тела на левую, вот я двигаю правую на 40 см. вперед, вот я опускаю ее на пол и одновременно переношу на нее центр тяжести… Сложновато, правда?
Когда человек учится какому-то навыку, то первое время процесс обучения идет через сознание. А сознание хорошо тем, что в нем все можно контролировать, но оно ограниченно в своих объемах и возможностях. По сравнению с бессознательным сознание — это крупица.
По своим объемам ваше сознание соотносится по размерам с вашим подсознанием примерно как квартира, в которой вы живете с вашим городом. Навыки дают хорошие результаты только тогда, когда они доведены до автоматизма, когда они «переехали», провалились в подсознательную часть мозга. Когда мы сделали одно и то же действие 10-20-30 раз, тогда оно стало для нас привычкой, шаблоном.
Все это справедливо и для мастерства коммуникации. Почему мы и рекомендовали читателям отрабатывать навыки поэтапно, постепенно, по одному. Если вы неделю потратили на калибровку, сознательно отслеживали реакции других людей, видели и слышали, как изменяется их мимика, позы, голос, калибровали разные состояния, все это записывали, то через несколько дней вы можете сознательно отказаться от этой работы. Ведь, скорее всего, вы этому уже научились.
Вам уже не нужно тратить килограмм внимания на эту задачу, вы каждый раз, общаясь с человеком, уже подсознательно все замечаете, калибруете его реакцию.
Это очень похоже на обучение вождению автомашины. Пока вы начинаете, нужно думать одновременно и про последовательность действий при запуске машины, и про обстановку на дороге и при этом, желательно, контролировать свое состояние… Десятки пунктов внимания, реальный риск… Внимание ограничено, объем его информации 5-9 единиц, не больше. Если немножко больше, человек «подвисает».
Однако, через несколько месяцев вождения навык настолько автоматизируется, что вы легко можете водить машину и при этом способны одновременно слушать музыку, разговаривать с пассажирами и еще о чем-то думать.
Около ранчо остановилось стадо баранов и уставилось на ворота.
- Чего они смотрят? - спросили у пастуха. - Ведь ворота старые?
- Ворота старые. Бараны новые.
То же самое можно сказать в отношении любого другого
навыка: подстройка, метамодель, якорения. Пока человек чему-то учится, это тяжело и иногда даже выглядит нелепо. Вспомните, как вы учились писать. У кого сразу появились красивые каллиграфические буквы? Думаю, у большинства были каракули, от которых к тому же очень сильно уставали руки.
Для того чтобы нарисовать одну букву, одну ровную палочку, надо поначалу потратить очень много сил. Но это опыт, это практика. Через некоторое время, когда вы уже развили в себе эту способность, она стало частью вас, вашей способностью, умением делать хорошо и об этом не задумываться. Это стандартный круг обучения человека.
К дантисту приходит пациент. Врач говорит, что больной зуб придется вырвать.
- Сколько это будет стоить? - спрашивает пациент.
- Видите ли, поскольку я врач начинающий и опыта в удалении зубов у меня пока нет, я беру только 100 рублей в час.
Те ситуации, с которыми мы работали при разборе и оттачивании различных инструментов, можно назвать одношаговыми. Разница между ними и обычными жизненными, как между одним броском и целой схваткой, как между одной скрипкой и целым оркестром, как между одним цветом и всей палитрой.
Была задача откалибровать реакцию человека, задача сделать рефрейминг конкретному утверждению, задача поставить якорь на конкретное состояние. Конкретные элементы каких-то жизненных ситуаций, отдельные кирпичики больших зданий. В жизни человеку обычно приходиться сталкиваться с задачами иного уровня.
К примеру, продажа товара включает в себя целый перечень действий, это классическая коммуникативная многоходовка. Но ее можно разложить на более или менее элементарные составляющие. Шаг первый — подстройка (кстати, этот элемент будет стартовым практически во всех коммуникациях), далее калибровка и применение метамодельных вопросов (выявление ценностей и критериев покупки), предложение ему подходящего товара, далее, возможно, работа с возражениями при помощи рефрейминга («Конечно он дороже прочих, зато гораздо надежнее»), подталкивание к окончанию сделки при помощи речевых стратегий («Вы получите массу удовольствия, когда купите этот товар»). Если мы возьмем общение из разряда «личные отношения», то его тоже можно разложить. Например, понравиться девушке или молодому человеку.
Что здесь может быть: подстройка телесная, выявление интересов и ценностей, вызов радостного ресурсного состояния, использование якорей… Заметьте: на разных этапах коммуникации мы используем разные стратегии. Это несколько похоже на шахматы, где в начале и в конце партии применяются разные приемы, шаг «Е2-Е4» хорош для начала и необязателен в эндшпиле.
Одна НЛП-продвинутая девушка рассказала о подстройке своему безуспешному воздыхателю. Воздыхатель оказался умным и понятливым. В общем девушка хорошо рассказала, парень все хорошо понял. И начал активно подстраиваться. Через несколько недель девушка вышла за него замуж. «Неожиданно» осознав, что рядом с ней действительно замечательный человек.
Подстройка — один из ключевых элементов общения. Если вы научитесь только ему, то фактически получите половину решения всех коммуникативных задач, с которыми вам приходится сталкиваться. Подстройка позволяет быстро и качественно сформировать отношения между людьми. Это первый шаг любого общения, возвращаясь к нашей метафоре с шахматами, тот самый ход «Е2-Е4».
В принципе, любую проблему коммуникативного характера, которая зависит от людей (а в нашей жизни почти все зависит от людей) можно разложить на набор мелких проблем-задач. Попробуйте это сделать, это будет одним из сегодняшних упражнений. Возьмите какую-нибудь проблемную ситуацию, с которой у вас пока не получается справиться или, может, наоборот, ситуацию, с которой вы легко справляетесь, и разложите ее на пошаговую стратегию.
Отметьте, что именно вы делаете, какие шаги и действия позволяют вам добиться цели, действовать эффективно. Или какие шаги нужны для успеха. Просто для того, чтобы посмотреть, из каких микрошажков можно собрать эту коммуникацию.
Если говорить в целом о стратегии коммуникации, то здесь будет уместна модель ТОТЕ, которая пришла в психологию из кибернетики.
Обобщенная модель ТОТЕ была разработана основателями НЛП на основе работ Карла Прибрама («Языки мозга»), а также исследований поведенческих психологов, которые занимались изучением взаимосвязи структур восприятия и поведения животных и человека.
В предложенной модели аббревиатура ТОТЕ означает Тест-Операция-Тест-Выход ( Test-Operation- Test-Exit).
Первый тест запускает процесс достижения цели и включает сенсорные критерии желаемого состояния (что я услышу, увижу, почувствую, когда достигну цели X?).
Операции — это какие-либо действия, направленные на достижение данной цели (строительство дома, написание книги, ремонт в квартире или поход за продуктами в магазин).
Второй тест — это сравнение текущего состояния с желаемым. Именно благодаря второму тесту организуется «петля обратной связи» в системе. Здесь также важны сенсорные критерии (как я пойму, что приближаюсь к цели?).
Выход обеспечивает принятие решения — заканчивать процесс достижения цели или продолжать его. Если текущее состояние = желаемому, то процесс завершен, с чем вас и поздравляем. Если нет — формируется еще один цикл (операции — второй тест).
Вот здесь мы хотим обратить ваше особое внимание на некоторые очень важные моменты. Без соблюдения этих правил любая, самая эффективная модель так и останется эффективной моделью… На бумаге.
1. Цель должна быть четко определена и фиксирована, причем максимально сенсорно. Иначе рискуете вновь повторить бессмертное выражение товарища Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда».
2. ТОТЕ должен быть полным. Ведь даже самый лучший автомобиль не ездит на трех колесах.
3. В точках ТОТЕ должны быть использованы все репрезентативные системы: образы, звуки, чувства, и даже дигитально-логические выводы.
4. Используйте в Тестах только сравниваемые между собой критерии (например, образ сравнивайте с образом, а не с чувством).
5. Операции должны быть разнообразны. Не уподобляйтесь бессмертному прапорщику из анекдота.
6. Используйте минимальное количество циклов и шагов. Можно, конечно, из Москвы в Тулу через Францию ехать, но через Серпухов — ближе.
Одним из первых случаев, когда эта модель ТОТЕ была применена в жизни, стали разработки «самонаводящихся» торпед. Это и сегодня одна из самых наглядных иллюстраций механических тоутов. Тест первый — торпеда наводится на цель. Операция — выстрел, и торпеда летит в заданном направлении.
Тест второй — торпеда посылает радиосигнал и сравнивает свой курс с координатами цели. Если есть отклонения, в курс вносятся необходимые коррективы. Операция — продолжение движения к цели. Через несколько секунд — еще один второй тест. Потом опять операция. И так до тех пор, пока торпеда не достигнет цели. Не взорвет объект, в который была выпущена. Это и будет точкой выхода. Экзитом.
Впоследствии эта же схема была применена для разработки первых компьютеров и исследований в области искусственного интеллекта. Эта модель, разумеется, в усложненном виде функционирует и по сей день.
В принципе по схеме ТОТЕ можно разложить все наши действия и очень много других макро- и микрожизненных процессов.
Еще одно достоинство модели ТОТЕ в том, что с ее помощью можно выстраивать многошаговые комбинации, решать большие задачи. Приведу классический пример с «поеданием слона». Если вам досталось на обед это животное, то съесть его сразу у вас не получится, слон слишком большой — в рот не лезет.
Однако съесть слона по частям, разрезав его на 50 элементов очень даже можно. Так же и любую макроцель общения можно разложить на составные шаги. Задача второго теста — проверка. Насколько вы приблизились при помощи сделанной операции к цели и приблизились ли.
Еще один важный момент здесь, что одну и ту же цель можно решить разными методами. К примеру, если вам нужно человека в чем-то убедить, вызвать его согласие, замотивировать на что-то, вы можете запустить заранее установленный якорь на состояние мотивации, можете вызвать у себя это состояние и отправить его в «мотивацию» силой ведения, а можете воздействовать на человека при помощи слов.
Одно понимание того, что на человека можно воздействовать как вербально, так и невербально существенно расширяет вашу гибкость, ваш набор действий. Внутри этих основных вариантов есть еще десятки других. Какой из них будет лучше в данный момент с данным человеком — я не знаю.
Каждая задача ставит свои условия, и где-то будет уместнее и логичнее работать вербально, а где-то, наоборот, вредно работать языком и лучше использовать прямые телесные реакции. Это еще и вопрос того, чем вы лучше владеете, каков ваш рабочий инструментарий.
Тут как на дуэли. Если вы хорошо владеете шпагой — выбирайте шпагу, если вы хорошо стреляете из пистолета — выбирайте огнестрельное оружие. Ну а если вы мастер кулинарии, можете устраивать дуэли на мясорубках.
Но для расширения вашего мастерства хочется порекомендовать и такой вариант — попробуйте решать одну и ту же задачу разными способами. В качестве подсказки скажу, что каждый из инструментов, которые мы проходили и которыми вы владеете, может привести вас к успеху.
Кроме того, вариантность усиливает вероятность достижения вами цели. Если вы сделали что-то, и этот метод не сработал, вы всегда можете поменять стратегию.
Цель, которую вы ставите перед коммуникацией, одна, а средств и путей, которые ведут к ее достижению, много.
Ремесло и мастерство
Если вы освоите все элементы, которые мы проходили, вы научитесь хорошо общаться, но это не сделает вас мастером. Чем отличается мастер от ремесленника?
Ремесленник работает известным набором инструментов, мастер умеет создавать инструменты новые, которые идеально подходят для решения конкретной задачи. У ремесленника ограниченный набор гаечных ключей, у мастера есть разводной ключ. Ремесленник путем перебора или пристрелки подберет через некоторое время нужный ключ, мастер решит проблему сразу и наверняка.
Ремесленник оперирует ограниченным набором ключей, мастер же каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходить к решению задачи творчески. Находить новые варианты и новые пути достижения цели.
Но путь к мастерству лежит через ремесленничество. Для того чтобы стать мастером коммуникации, стоит овладеть теми инструментами, про которые мы говорили. Вы приблизитесь к этому, когда эти навыки перейдут у вас на уровень бессознательной компетентности, станут частью вас. Это вам даст легкость и возможность решения разных задач, а во-вторых, ваша работа станет незаметна постороннему взгляду.
В Средние века, после того как человек учился какому-то мастерству, после того как он проходил несколько лет обучение, он отправлялся в странствия. Он странствовал по городам, общался с людьми, видел как живут люди, общался с природой и оттачивал свое мастерство. И через несколько лет человек возвращался в свой город, в то место, откуда он отправился в путь и сдавал экзамен на звание Мастера. Если этот человек справлялся со всеми этими условиями, то он получал возможность именоваться Мастером. Вы, читатель, получили сейчас свою дозу мастерства, перед вами открыт новый путь и открыты новые возможности, которые вам дадут, ситуации, где вы можете отточить свое мастерство и через некоторое время продемонстрировать его, чтобы выйти на какой-то новый уровень.
Большая часть тех техник, про которые мы рассказывали, это успешные приемы коммуникации, смоделированные всего лишь с нескольких профессиональных коммуникаторов. С Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир, Франца Перлза. Три человека фактически создали науку и искусство коммуникации.
Однако эта дверь открыта и сейчас. И каждый из вас может найти и создать что-то свое. Создать в этом искусстве свой стиль, а может быть открыть какие-то новые приемы, формы и методы, которые сделают ваше общение еще более успешным, еще более интересным и гибким. Ваш путь в мастерство открыт.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Иногда нас упрекают — вы обучаете техникам, при помощи которых ваши студенты могут играть другими людьми для своей выгоды во вред окружающим. Сказать честно, для нас этот вопрос некоторое время был «больным». Сейчас наше мнение несколько изменилось. Собственно, поэтому вы и держите в руках эту книгу.
Во-первых,гипнозу и прочим манипулятивным техникам воздействия сейчас обучают многие. Литературы по этой тематике пруд пруди. Изменить что-то в худшую сторону у нас, скорее всего, не получится.
С другой стороны, мы стараемся и в книге, и в тренинге внушить людям простую мысль, что в общении гораздо выгоднее вариант «выиграть-выиграть».
Все остальное, так или иначе, приводит к негативным последствиям, не сегодня, так завтра, не здесь, так в другом месте. В общении, как и везде, работает петля обратной связи, «что даешь — то и получаешь».
Во-вторых, хотим мы или нет, но во всех техниках уже существует встроенная «защита от дураков». Для того, чтобы эти манипуляции освоить действительно на профессиональном уровне, нужно потратить много сил и времени. И здесь обнаруживается такой интересный момент — чем больше человек этими игрушками занимается, чем больше он их понимает, тем шире и целостнее он начинает воспринимать ситуацию.
И простая мысль о том, что общий выигрыш, в итоге, выгоднее чем индивидуальный, приходит к нему как бы сама собой. Человек гонится за простыми гипнотическими техниками воздействия, а когда их получает, осознает, что сам изменился. И сегодня они нужны ему уже для других целей.
В-третьих, кто предупрежден — тот вооружен. Известное оружие безопаснее неизвестного. Если вы заметили манипуляцию, которую применили в отношении вас, вы ее уже фактически блокировали. Отразили. Мы считаем, что личная безопасность вещь достаточно важная. Поэтому торопитесь научиться этому сами, пока это не освоили окружающие. Тем более, что многие этому уже научились. Если мы уделяем немалое внимание экологии общения и на тренингах, и в этой книге, то, смеем вас уверить, так поступают далеко не все.
И возможно вами уже манипулируют! Начальники, сослуживцы, подчиненные, соседи, родственники, возможно, уже управляют вами, хотя вы этого не замечаете. Освойте эту науку сами.
В-четвертых. Люди существа очень инертные. И для того чтобы заставить их чем-то заниматься, оторвать попы от дивана, выгрузить из головы телевизор, нужно замотивировать их чем-то очень важным.
МОНАХ И ВОР
Через трещину в монастырской двери вор наблюдал за одним из монахов. Монах полировал очень древний античный подсвечник, сделанный из чистого золота. Вор заметил, что монаху понадобились дополнительные тряпки, поэтому он повернулся и прошел сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату. Вор был поражен, но быстро сообразил, что это умение может ему очень пригодиться.
Тогда вор пришел в монастырь и обратился к монаху.
- Учитель, можешь ли ты. научить меня проходить сквозь стены?
- Могу, - ответил монах. - Но ты должен стать моим учеником и делать все, что я скажу. Тогда ты научишься проходить сквозь стены.
Вор согласился и делал все, что говорил ему монах. Прошел год. Вор подошел к монаху и сказал:
- Учитель, я все еще не научился проходить сквозь стены.
- Будь терпеливым, сын мой, — ответил монах. — Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Прошло еще пять лет, в течение которых вор тщательно выполнял все указания монаха. Он снова подошел к монаху и сказал:
- Учитель, я все еще не умею ходить сквозь стены.
- Будь терпеливым, сын мой, — ответил монах. —Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Прошло еще десять лет. Вор по-прежнему был прилежным учеником и делал все, как говорил ему монах. Наконец, он подошел к монаху и сказал:
- Учитель, я все еще не умею ходить сквозь стены.
Вместо заключения
- Будь терпеливым, сын мой, — ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.
Однажды монах попросил вора принести ему несколько тряпок, чтобы отполировать подсвечник.
Вор прошел сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату и даже не заметил этого.
Получив определенные навыки и знания, вы меняете в первую очередь себя, а не других людей. Иногда это происходит быстро, иногда — более медленно, но это происходит всегда.
Теперь у вас есть шанс в этом убедиться.
Комментарии закрыты