>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

§ 3. Телесный имидж

Каждый человек имеет свою индивидуальную телесную конституцию.

Психологи в своих исследованиях нашли определенное соотношение той или иной конституции и психологических характеристик.

Наше тело в первую очередь и независимо от нас сигнализирует окружающим, что с нами происходит. Либо у нас все в порядке – прямая осанка, плавная походка, поднятая голова, либо мы чего-то боимся – сутулая спина, мелкий, семенящий шаг, опущенная голова.

Язык тела передает гораздо больше информации о нас, чем мы того хотим.

В свою очередь, мы можем научиться понимать этот язык и целенаправленно им пользоваться.

Если вы стесняетесь своего тела или слишком критичны к нему, такое отношение отразится на имидже в целом. Ведь ваше тело в конечном итоге видят все. И под пристальными взглядами окружающих вам вряд ли будет уютно. Если же у вас позитивный телесный имидж, если вы принимаете свое тело таким, какое оно есть, то ваш общий имидж выиграет во многих отношениях.

С помощью поз и языка тела можно казаться крупнее или меньше, чем в действительности, выглядеть извиняющимся за свое присутствие и даже скрывать не нравящиеся нам части тела ( например, сидя со скрещенными на животе руками). Если же ваше тело вам нравится, можно сойти и за некую "высокопоставленную особу".

При уравновешенном восприятии своего телесного имиджа вы можете одеваться так, чтобы подчеркивать выигрышные стороны и затушевывать слабые.

Чтобы улучшить телесный образ, нужно упорно работать над телом.

Помните, что ваше тело постоянно "ведет беседу", и от того, как вы используете язык тела и лица, зависит успешность создаваемого имиджа.

Можно быть с головы до пят одетым в дорогие вещи, но если вы не можете держаться спокойно, а глаза без конца бегают, вид ваш будет оставлять желать лучшего.

Можно быть со вкусом одетым и отлично сложенным, но если ваша поза по привычке олицетворяет готовность защищаться, другим людям будет неловко в вашей компании.

Надо помнить, что наша позиция и эмоциональные реакции управляются привычками, что отражается и на внешнем виде.

Например, склонный к депрессии человек сутулится, двигается вяло, апатично. И в силу того, что выражение подавленности не сходит с его лица годами, у него появляются характерные легко узнаваемые черты. У жизнерадостного человека, который без конца улыбается, на лице появляются "линии смеха ", двигается он более энергично, уверенно, держится прямо.

В одной из областей терапии – биоэнергетике – развитой Александром Лоувеном и основанной на трудах нетрадиционного терапевта Вильгельма Райча, утверждается, что некоторые эмоции "хранятся" в определенных частях тела, создавая некий защитный панцирь.

Челюсть способна накапливать несчастья, грудная клетка – пренебрежение, плечи – слишком большую ответственность.

Люди выражают эти накопленные эмоции путем напряжения и утратой подвижности соответствующих частей тела.

Иногда физическая привычка может быть отражением "вас в прошлом", а не "вас в настоящем". Возможно, в жизни человека был период, когда неудачи буквально преследовали его в течение нескольких лет. Со временем все изменилось к лучшему.

Но если человек не будет предпринимать специальных сознательных усилий, язык тела будет нести на себе печать прежней подавленности.

Мы судим о людях по их "габаритам" чаще всего инстинктивно и стереотипно. Тонкие люди считаются интеллигентными, впечатлительными, возможно, нервными; индивидуумам с развитой мускулатурой и атлетичным сложением приписывается динамизм и агрессивность, а толстякам – добродушие. Подобные интерпретации достаточно иррациональны, но многие из нас настойчиво их придерживаются.

Каждый человек использует лицо и тело весьма индивидуально, с присущими для него особенностями. Когда по телевидению выступают актеры-имитаторы, объекты подражания легко узнаваемы и без комментариев. Имитаторы подмечают физические привычки людей и пародируют их.

Когда мы "читаем" друг друга, язык тела является наиболее благодатным источником для открытий.

Люди очень сильно реагируют на него, причем не всегда сознательно. Когда слова и голос кого-либо не внушают доверия, именно язык телодвижений позволяет принять окончательное решение о человеке. По вашему физическому облику другие без труда могут определить, насколько вы напряжены либо расслаблены.

Очень важно помнить об осанке. 

Слово "осанка" у нас часто ассоциируется со старомодными классами, где обучали хорошим манерам. Действительно, осанка во многом отражает вашу суть: как вы относитесь к себе, как к вам относится жизнь и как вы себя чувствуете в конкретной ситуации.

Иметь хорошую осанку вовсе не означает быть вытянутым в струнку; речь идет о естественности посадки головы и таком положении позвоночника, когда тело не напряжено и не сковано.

На осанке сказываются некоторые привычки, которые могут укорениться. Если во время разговора вы часто выпячиваете подбородок, что характерно для энергичных, агрессивных людей, то со временем вы начинаете чувствовать себя комфортно и естественно именно в такой позе. Точно так же, если вы постоянно сутулитесь, такая осанка со временем становится для вас привычной и естественной.

Вы можете изменить свою осанку и выявить те привычки, проявление которых способно посылать сигналы, наносящие ущерб производимому вами впечатлению.

Если вы научитесь точнее различать эти сигналы, будет проще предпринимать адекватные меры.

Общаясь, мы обычно смотрим на голову или шею друг друга. Тыльная часть шеи является чрезвычайно распространенной областью напряжения.

От раздраженного человека у вас может буквально "заболеть шея "; очень часто, когда человек устал либо скован, он трет рукой тыльную часть шеи, показывая, возможно, бессознательно, где он ощущает напряжение.

Когда комфортно и естественно центральное положение головы, скованности и напряжения в области шеи не ощущается, это благоприятно сказывается на имидже в целом.

Плечи являются главным местом сосредоточения напряжения у многих людей; они выглядят при этом слегка приподнятыми и поданными вперед. Если вы принадлежите к числу таких людей, рекомендуем вам говорить себе: "плечи вниз и назад",– всегда, когда представляется такая возможность; особенно подходят для этого ситуации, когда вы едете в поезде, идете по улице, ведете автомобиль. Реакция на эту команду должна войти в привычку. Плечи очень важны для "формирования образа" – неслучайно в одежде используют накладные плечи, придающие людям видимую значимость. Плечи служат той "вешалкой", на которой держится остальная часть тела.

Плечи представляют собой достаточно важную часть тела, напряжение может быстро переходить с них на предплечья, кисти и пальцы – вот почему многие из нас бывают не в состоянии стоять с расслабленными руками: мы барабаним пальцами по столу, сжимаем их плотно в кулаки.

Внимательно понаблюдайте за ораторами, выступающими по телевизору, и вы научитесь узнавать напряженные плечи.

Характеризуя движения, мы говорим о скорости, направлении и позе движущегося. Если в какой-либо ситуации вы чувствуете себя неловко, ваши движения, как правило, будут быстрыми и порывистыми, поскольку вы стремитесь вырваться из этой ситуации.

Часто мы быстро движемся тогда, когда считаем, что нам надоедают. Медленные тяжелые движения могут свидетельствовать о нерешительности и недостатке энергии.

Если вы удовлетворены своим телом и чувствуете себя раскованно, ваши движения будут энергичными и плавными; вы не будете суетиться и дергаться, будете стремиться занять побольше пространства. Многие из нас обладают характерной походкой, в которой движение направляется определенной частью тела.

Походка – своеобразная картограмма личности.

Ее составляющими являются ритм, динамика шага и масса тела. Все эти данные у разных людей проявляются с большим или меньшим отличием. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте и характере. Для иллюстрации сказанного о походке, а самое главное, для овладения навыками ее прочтения, полезно знать шесть основных видов походок.

  1. Уверенный человек. Ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и готов ее реализовать.
  2. Критичный и скрытный, подавляющий других человек. Держит руки в карманах даже в теплую погоду
  3. Человек, находящийся в угнетенном состоянии. Руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги
  4. Человек, испытывающий вспышку энергии. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем.
  5. Озабоченный человек. Ходит в позе "мыслителя ", голова опущена, руки сцеплены за спиной.
  6. Заносчивый человек. Высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль – вышагивание лидера.

О роли жестов мы достаточно подробно говорили в главе V.

Необходимо еще отметить важный компонент имиджа – лицо.

Лицо – самая выразительная составляющая имиджа, оно – наше зеркало. В научно-популярной литературе существует единодушное признание того, что на нем отражаются физическое и душевное состояние человека, характер и даже принципы, которыми он руководствуется в своем поведении.

Об этом удачно сказал А. Шопенгауэр: "Лицо человека говорит даже больше и более интересные вещи, чем его уста, ибо оно представляет компендиум всего того, что он когда-то скажет, будучи монограммой всех мыслей и стремлений этого человека". Далее он добавляет, что читать по лицу – есть великое и трудное искусство.

Людям свойственно рассматривать лица с определенной долей предубеждения. Мы судим о людях по их лицевым характеристикам, пока не познакомимся с ними поближе: толстые губы находим чувственными, тонкие – заурядными, высокий лоб свидетельствует об интеллекте, маленькие глазки часто говорят, что их обладатель бесчестен. И все же выражение нашего лица, возможно, лучше характеризует нашу личность, чем его черты.

Темп смены выражений лица зависит от таких факторов, как особенности личности, уровень культуры и даже пола. Если вы неохотно выражаете свои чувства, то и лицо ваше не будет отличаться особой подвижностью.

Чтобы уметь выдерживать жизненные испытания, нужно приучить себя к сдержанности в выражении эмоций с помощью мимики. С помощью глаз и губ можно отработать шесть вариантов мимики – прагматичная, решительная, открытая, закрытая, осторожная и застенчивая.

Для представителей некоторых профессий за рубежом, например полицейских или военных, выказывание эмоций в чрезвычайных ситуациях было б в ущерб их работе. Поэтому офицеры этих служб вырабатывают навык удерживать верхнюю губу буквально в "одеревенелом" состоянии. Это позволяет прятать свои эмоции за каменным лицом.

Нам всем приходится в той или иной мере маскировать свои лица, и если "маска", которую вы обычно носите, выражает озабоченность или раздражительность, то и отношение окружающих к вам будет соответствующим.

Важно также помнить, какую роль в общении играет улыбка.

Некоторые люди, по разным причинам, улыбаются неохотно. Тем не менее улыбка – большое благо.

По тому, как люди улыбаются, можно многое о них узнать. Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Как бы ни были вы хорошо воспитаны, вам не удастся светиться улыбкой, если вы испытываете физическую боль или какое-то душевное страдание.

Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает расположение к его обладателю. Серьезное лицо более успешно снимает возможную конфронтацию, чем хмурое. Лицо было и остается приоритетным в облике человека.

Специалисты по имиджелогии различают на лице три зоны: верхнюю (лоб), среднюю (брови, нос, глаза, губы) и нижнюю (подбородок). Среди названных зон основным информативным источником выступают глаза. Они обладают особым способом самопрезентации – взглядом. Мы уже говорили о визуальном контакте в главе V, но сейчас немного подробнее остановимся на той роли взгляда, которую он играет в самопрезентации.

Психологический эффект взгляда усиливается тем, что он, как правило, несет в себе информацию.

Благодаря информативности взгляда лицо поддается прочтению.

Если вы хотите подать себя человеком уверенным, искренним и восприимчивым, непременно установите с партнерами постоянный и непосредственный визуальный контакт.

Обычно мужчины уделяют зрительному контакту больше внимания, когда говорят сами, а не когда слушают других. Женщины, наоборот, чаще прибегают к визуальному контакту, слушая других, и реже – когда говорят сами. В некоторых культурах, например на Востоке, по обычаю женщины редко обращаются к непосредственному зрительному контакту.

Бывают ситуации, когда человек не смотрит на собеседника. Причин этому может быть несколько.

 Во-первых, не исключено, что вы кому-то просто не нравитесь. В любой группе все будут смотреть на самого известного и уважаемого из присутствующих чаще, чем на остальных людей. 

Во-вторых, возможно, тот, кто не смотрит на вас, просто робок, и уклонение от визуального контакта есть не что иное, как проявление нервозности. 

В-третьих, он может считать свой статус выше вашего и потому не торопится заметить вас. 

Четвертая причина, к которой следует присмотреться повнимательнее: человек находит вас весьма привлекательным и, опасаясь, что вы заметите его широко раскрытые глаза, отгоняет мысли о начале игры.

Не видя глаз человека, мы оказываемся в невыгодном положении, поскольку без визуального контакта трудно составить о нем правильное представление. Звезды кино и поп-музыки носят темные очки, очевидно, не желая быть узнанными – а поскольку мы не видим их глаз, это только усиливает ореол таинственности и повышает их статус.

Немаловажно также правильно выбирать "дозу" визуального контакта.

Если сидящий напротив в автобусе или трамвае неотрывно смотрит на вас, вам становится не по себе. Создается впечатление, что он пытается ошеломить вас, намеренно демонстрируя свое превосходство. Если же ваши глаза слишком быстро пробегают по лицам окружающих, те могут почувствовать некоторую напряженность.

Привычка избегать визуального контакта, обусловленная застенчивостью, приобретается очень легко. Но если вы, входя в помещение, не смотрите на находящихся в нем людей, то позже вам будет очень трудно установить с ними этот контакт.

Нужны специальные упражнения, которые помогут избавиться от трудностей в этой области.

Хотелось бы завершить разговор о телесном имидже словами Л.Н. Толстого, по мнению которого красота телесных форм всегда совпадает с понятием о деятельной жизненной энергии. Чтобы владеть своим телом, не нужно обладать какими-то особенными физическими данными, важно этого хотеть и учиться этому.

Комментарии закрыты