>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Личность и ее психические свойства

Содержание:

  1. Направленность — одно из основных свойств личности в психологии
  2. Типы темперамента и их влияние на психические особенности личности
  3. Как на психологические особенности личности влияют характер и способности

Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Направленность — одно из основных свойств личности в психологии

Определение 1

Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.

Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.

Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.

Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Определение 2

Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.

Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.

Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.

В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изготавливает все новые предметы потребления, создавая тем самым новые потребности человечества. В потребностях личности выражаются ее характер и степень зависимости от конкретных условий существования. Помимо этого, внешняя обстановка способна актуализировать те или иные человеческие потребности.

К особенностям потребностей относятся:

  • конкретный содержательный характер — он бывает связан чаще всего с каким-либо предметом, которым стремятся обладать или с некоей деятельностью, которая должна доставить удовлетворение;
  • относительно ясное осознание данной потребности — оно сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, привлекательность объекта, который связан с этой потребностью или неудовольствие от неудовлетворения потребности);
  • наличие, хоть нередко и слабо осознаваемого, но неизменно присутствующего эмоционально-волевого состояния — оно ориентирует на поиск путей, которые приведут к удовлетворению потребности;
  • ослабление (вплоть до полного исчезновения) подобных состояний — иногда они и вовсе могут превратиться в противоположные в процессе удовлетворения ранее реализованных потребностей (например, после насыщения может возникнуть чувство отвращения к еде);
  • повторное возникновение потребности — если вновь возникает нужда, которая лежит в ее основе.

Человеческих потребностей великое многообразие и чаще всего их делят на:

  • материальные — например, потребность в еде, жилье, одежде и тому подобном;
  • духовные — они связаны с общественным существованием, это может быть потребность в общественной деятельности (когда личность удовлетворяет материальные потребности при помощи труда, а не движимая инстинктами, при этом в процессе жизни ею усваивается определенная система действий, необходимых для этого), общении с другими людьми (это жизненно необходимая потребность), приобретении знаний, изучении наук/искусств, занятии творчеством (чем более развито общество, тем больше у него стремление к удовлетворению этих потребностей).

Определение 3

Мотивы — внутренние силы человека, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными его потребностями. Они побуждают его к определенным действиям, появляются при наличии нужды или недостатка в чем-либо, отражая при этом начальный этап психической и физической активности.

Определение 4

Мотивацией называют побуждение к деятельности, которое ведется конкретным мотивом, а также процесс выбора оснований для действий конкретной направленности.

Мотивация сопровождается определенными переживаниями и эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Также присутствует определенное напряжение психофизического характера — то есть процесс сопровождается состояниями возбуждения/взволнованности, прилива/упадка сил.

Условно мотивы можно подразделить на низшие ( к ним относят биологические) и высшие (социальные). К биологическим мотивам относят влечения и желания личности, которые чаще всего отражают ее физиологические потребности. Социальными мотивами являются интересы и убеждения человека, его идеалы, которые играют значительную роль в жизни.

Мотивация имеет собственную физиологическую основу. В ходе перерастания потребностей в мотивацию активизируется центральная нервная система, а также другие потенциалы организма. Сама мотивация активизирует работу соответствующих функциональных систем, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Она формирует такое состояние функциональной системы, как предпусковая интеграция, которая обеспечивает готовность организма к выполнению нужной деятельности. Вследствие этого повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к усилению вегетативных реакций и возрастанию поисковой активности в человеческом организме. Помимо этого возникают субъективные эмоциональные переживания, чаще всего негативного характера до момента удовлетворения потребности. Все вместе создает оптимальные условия для достижения желаемого.

За счет своего многообразия различные потребности очень часто присутствуют одновременно, побуждая тем самым личность к различным действиям и из-за этого при осуществлении необходимого действия важную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты, согласно которому в каждый определенный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Помимо этого, возбуждение подкорковых центров, отвечающих за мотивацию, при возникновении накапливается до критического уровня, пройдя который клетки начинают посылать определенные разряды, сохраняя активность до момента удовлетворения потребности. Это и есть проявление нейронных механизмов мотивации.

Человеком потребности испытываются двояко: и как переживания действительных нужд, которые требуют своего неотложного удовлетворения, и как осознание своих потребностей в форме различных представлений. Подобное осознание является условием для формирования интересов в виде качественно особых личностных мотивов.

Определение 5

Интересами называют мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность на познание конкретных явлений окружающей действительности и определяют ее как относительно постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Интересы обладают следующими особенностями:

  • активизация как познавательных процессов, так и творческих побудительных усилий личности в различных областях деятельности;
  • большая конкретизация целей и операций деятельности;
  • расширение и углубление знаний в конкретной области, а также развитие у личности соответствующих навыков и умений;
  • особое эмоциональное удовлетворение, которое побуждает к длительной деятельности.

Помимо этого интерес определяется скоростью возникновения и относительной легкостью поддержания внимания, имеющего произвольный характер. Сюда же относится любопытство в качестве начальной стадии возникновения интереса, этому присущ только общий эмоциональный тон процесса познания при неимении четкого избирательного отношения к его объектам. В процессе дальнейшего становления с сохранением эмоциональных проявлений познавательных потребностей и с обогащением их разнообразием, интерес начинает приобретать четкую и постоянную направленность на конкретный объект познания. Интерес всегда имеет конкретность: он может проявляться к определенным предметам, деятельности, явлениям и так далее.

Направленность интереса чаще всего зависит от склонностей/способностей личности. Интересным становится только то, что является новым для человека: старое же и давно известное, не будучи выставлено в новом свете или иных сочетаниях, является малоинтересным, быстро надоедает и может привести к пресыщению и утомлению нервно-психического характера. В то же время, не все новое способно вызывать интерес, а только то, что имеет связи с уже известным или представляет хоть какую-то значимость для деятельности личности. Исходя из этого, в качестве обязательного условия возникновения интереса выделяют предварительные знания и практический опыт в конкретной деятельности.

Если рассматривать все стороны жизни и типы деятельности человека, то интересы, на которые могут распространится его познания могут представлять обширное многообразие.

  1. Интересы делятся по содержанию и относятся к разнообразным сферам знаний и деятельности: например, интерес к химии, литературе, математике. Интересы могут быть техническими, научными, конструкторскими, общественными и прочими.
  2. Интересы могут различаться по видам, исходя от психологических характеристик качественного характера. Эти характеристики не нуждаются в подробном объяснении и могут быть как действенными, так и не действенными, устойчивыми/неустойчивыми, глубокими/поверхностными, непосредственными/опосредованными, активными/пассивными, сильными и слабыми.

Интересы должны формироваться направленно. Для этого необходимо показывать значимость полученных данных от объекта интереса для познания непосредственно объекта и получения важных знаний, необходимых для деятельности человека.

В основе личностной мотивации лежит лежит мировоззрение человека, которое представляет собой систему уже сложившихся убеждений, научных взглядов на природные явления, общество и личностные отношения, которые приобрели статус его внутреннего достояния и прочно укрепились в сознании в форме конкретных жизненных целей, интересов, позиций и отношений. Мировоззрение отдельно взятого человека всегда определяется той исторической эпохой, в которой он живет и общественным сознанием. В обществе, в первую очередь, происходят изменения материальных жизненных условий, производительных сил и производственных отношений. Только после них начинает меняться людское мировоззрение.

Полнота содержания личности вместе с ее базовыми психологическим особенностями определяются:

  • содержанием мировоззрения личности, ее психологической сущностью, проявляемой в особом влиянии индивидуально-психологических и социально-психологических качеств на ее поведение, поступки и выполняемые действия;
  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, наличием/отсутствием в них противоречий, которые отражают противоположные интересы, присущие разным слоям общества: мировоззренческая целостность  может нарушиться, если человек руководствуется собственными интересами противоречивого характера (которые налагаются различными социальными обстоятельствами) или находится под их влиянием;
  • степенью осознания личностью места, занимаемого ею в обществе: нередко человек может слишком долго искать это место, что мешает завершению формирования его мировоззрения и его эффективного проявления;
  • содержанием и характером потребностей/интересов, а также устойчивостью и легкостью их переключения, узостью или многогранностью: потребности и интересы человека имеют изменчивую природу, что при их слабой оформленности либо узости приводят к сильному ограничению мировоззрения личности.

Определение 6

Установками личности называют ее внутреннюю настроенность на реализацию определенной деятельности или же на торможение своей активности.

Установки обладают важным функциональным значением, выступая в качестве состояний готовности, которые позволяют человеку эффективнее заниматься конкретной деятельностью. К основным функциям этих установок относят:

  • определение устойчивого характера выполняемой деятельности;
  • освобождение человека от необходимости принятия решения и произвольный контроль течения деятельности в стандартных условиях.

Определение 7

К целям относят наиболее значимые для человека предметы, объекты, задачи и явления, достижение и обладание которыми являются существом его жизнедеятельности.

Цели способствуют реализации личностных потребностей, выступая в качестве образов конечного результата проводимой деятельности.

Типы темперамента и их влияние на психические особенности личности

Определение 8

Темперамент — психическое свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Через темперамент отражаются динамические характеристики человеческой деятельности/поведения. Это выражается не только в конечном результате, но и в процессе деятельности.

По мнению И. П. Павлова темпераментом является генотип, то есть прирожденная (природная) особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии используют следующие особенности проявления темперамента:

  • сензитивность (так называют повышенную чувствительность) — о ней судят по наименьшей силе внешних воздействий, которая необходима для вызова психической реакции;
  • реактивность (то есть эмоциональность) — она определяется силой эмоциональной реакции личности, которая проявляется на раздражители внешнего и внутреннего типа;
  • резистентность (иначе — сопротивляемость) — относится к сопротивлению личности неблагоприятным условиям, которые тормозят ее деятельность;
  • ригидность-пластичность — первое характеризуется негибкостью приспособляемости к внешним условиям, второе полностью ему противоположно;
  • экстравертированность/интровертированность — ее можно охарактеризовать тем, что больше всего влияет на реакцию личности и ее деятельность, это могут быть внешние впечатления текущего момента (экстравертированность) или образы, мысли или представления, связанные с прошлым/будущим (интровертированность);
  • возбудимость внимания — она активизируется даже при минимальной степени новизны предметов, личностей или явлений, которые встречаются в действительности, окружающей человека.

Темперамент является результатом по-особому организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, процесс формирования которой протекает под влиянием разной степени соотношения двух базовых нервных процессов — возбуждения (функциональной активности нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности тех же элементов).

Возбуждение и торможение характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила этих процессов характеризует человеческую нервную систему с точки зрения ее способности выдерживать возбуждение либо очень длительное, либо очень сильное без перехода в запредельное торможение. Уравновешенность нервных процессов говорит об особенности соотношения процессов возбуждения/торможения личности. Подвижность базовых нервных процессов — это их способность сменять друг друга в быстром режиме. Для ВНД человека характерны различные сочетания этих параметров.

Тип нервной системы относится к понятию физиологического характера, а темперамент — к психологическому. Темперамент — это психологическое проявление комплекса свойств высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова существует 4 ярко выраженных типа ВНД, на основе которых выводят 4 вида темперамента.

  1. Сильный. У людей этого типа сильные процессы возбуждения/торможения. Они находятся в равновесии. К такому типу ВНД причисляют сангвинический темперамент. Его представителей отличает большая подвижность, однако они легче приспосабливаются к переменам в жизненных условиях. Сангвиники обладают незначительной сензитивностью, поэтому на их поведение далеко не всегда негативно влияют факторы, сбивающие деятельность. На основе этого можно сказать, что присутствует и значительная резистентность. Сангвиники часто имеют приподнятое настроение, отличаются быстрым и эффективным мышлением, а также большой работоспособностью, легко сходятся с другими людьми, довольно общительны. Их чувства легко возникают и меняются, мимика отличается богатством, подвижностью и выразительностью. Однако при отсутствии серьезных целей, мыслей, обладающих глубиной, или творческой деятельности у таких людей может проявиться поверхностность и непостоянство.
  2. Безудержный. Возбуждение/торможение у этого типа ВНД имеет сильный и подвижный характер, но равновесия между ними нет. К такому типу относится холерический темперамент. Его представителей отличает повышенная возбудимость, а также неуравновешенность поведения. У таких людей часто можно наблюдать цикличность деятельности — переходы от интенсивного ее характера к резкому спаду из-за угасания интереса либо упадка психических сил. Холерика выделяют быстрые и резкие движения, общая моторная подвижность, яркое выражение чувств в мимике и речи. Такие люди отличаются впечатлительностью и часто могут выглядеть самонадеянными и высокомерными. Если сангвинику без труда дается душевное равновесие, то холерику это чувство незнакомо. Покоя он может достичь только в момент напряженной деятельности. То, как проявится холерический темперамент сильно зависит от направленности личности. Если у человека присутствуют общественные интересы, то он проявляется в инициативности, энергии и принципиальности. Если же богатство духовной жизни отсутствует, холерический темперамент очень часто проявляется негативно — например, в сильной раздражительности.
  3. Инертный. У этого типа ВНД процессы возбуждения/торможения также сильные, уравновешенные, однако они обладают малой подвижностью. Такому типу соответствует флегматический темперамент. Его представители отличаются слабой возбудимостью, сензитивностью и ригидностью. У таких людей психические процессы протекают в замедленном режиме, но после длительного периода «врабатываемости» они способны настойчиво работать в конкретном направлении. Флегматики не отличаются инициативностью, поэтому им нередко требуется руководство при выполнении деятельности. Наличие сильного торможения в качестве противовеса возбуждению приводит к тому, что такие люди могут сдерживать собственные импульсы и не отвлекаться на воздействие сторонних раздражителей. Однако инертность нервных процессов может привести к косности динамических стереотипов и недостаточной гибкости действий. Флегматики обычно не подвержены тревогам, их обычное состояние — это спокойствие и тихая удовлетворенность окружающей действительностью. Новые поведенческие формы у таких личностей вырабатываются медленно, однако отличаются большой стойкостью. Обычно такой человек редко выходит из себя, имеет ровный и спокойный характер, не имеет склонности к аффектам. В зависимости от того, как сложатся условия, флегматик может приобрести позитивные черты (например, выдержку, умение глубоко мыслить) или же негативные (например, вялость, лень или безволие).
  4. Слабый.У этого типа процессы возбуждения/торможения протекают слабо. Они не имеют уравновешенности и отличаются малой подвижностью. К этому типу относят меланхолический темперамент. Его представителей отличает высокая степень эмоциональной чувствительности, сензитивности и повышенная ранимость. На любое внезапное усложнение условий такие люди реагируют болезненно, испытывают сильный страх, попадая в опасные ситуации, проявляют неуверенность при встрече с незнакомцами. Имея склонность к устойчивым длительным настроениям, такие личности слабо выражают свои чувства внешне. Процесс торможения у них является преобладающим, поэтому наличие сильного раздражителя приводит к состоянию запредельного торможения, который ведет к резкому ухудшению деятельности. Меланхолики отличаются стесненными движениями, колебаниями и осторожностью при принятии решений. Их реакция очень часто не соответствует силе раздражителя, при этом активнее всего у них проявляется внешнее торможение. Таким людям сложно долго сосредотачиваться на конкретном предмете, сильное воздействие часто приводит к длительной тормозной реакции. При наличии нормальных условий меланхолик является глубоким и содержательным человеком. Но в неблагоприятных он может превратиться в боязливую, замкнутую и тревожную личность.

Представители различных темпераментов по-разному проявляют психологические свойства личности в процессе деятельности или общения с окружающими. Сангвиники и флегматики отличаются уравновешенностью в такого рода отношениях, редко вступают в межличностную конфронтацию, всегда дают трезвую оценку своему месту и роли в групповых и социальных процессах. В противовес им холерики отличаются конфликтностью, часто стремятся выяснить отношения с другими людьми, не терпят стороннего группового или авторитарного давления, проявляя в то же время высокую степень общительности и социальной активности. Меланхолики выделяются своей малообщительностью, также им присущи боязнь расширить свой круг общения, болезненная реакция на неудачи в социальном общении/взаимодействии.

Как на психологические особенности личности влияют характер и способности

Определение 9

Характером называют психическое свойство личности, которое определяет ее линию поведения и выражается в отношении к окружающей среде, труду, другим людям, а также к самой себе. Характер является совокупностью относительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт, а также качеств личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных), которые обусловливают особенности индивидуальных и социальных сторон ее поведения, а также взаимодействия с окружающими.

Знать характер, означает правильное и четкое восприятие тех существенных черт личности, которые проявляются в ее поступках согласно определенной логики и внутренней последовательности.

То, что характер складывается из большого разнообразия черт, не означает, что он является просто их механической суммой. Эти связанные между собой черты формируют целостную структуру, которая может быть рассмотрена в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. Также в структуру характера входят следующие существенные и взаимосвязанные между собой черты, являющиеся общими для всех людей:

  • целенаправленность — она выражается в идейной целеустремленности поведения личности, а также в том, что побуждающие его к деятельности мотивы вытекают из основных, руководящих идей, становящихся основной ее жизненной целью;
  • инициативность — она является способностью личности к самостоятельным волевым проявлениям, выражается  в самостоятельной постановке цели и организации действий, которые направлены на ее достижение;
  • активность — это сложная черта характера, которая проявляется в деятельном отношении личности к труду;
  • дисциплинированность — она выражается в виде точного и неуклонного подчинения собственных действий установленным правилам и требованиям долга;
  • решительность — выражается в способности личности самостоятельно принимать решения и неуклонно осуществлять их исполнение, связанное с трудностями и опасностью;
  • стойкость — она выражается в упорстве или настойчивости, а также в стремлении обязательно достигнуть намеченной цели;
  • мужество — выражается в отсутствии страха перед возможными опасностями и препятствиями;
  • выдержка — это способность переносить большое напряжение, а также преодолевать чувство усталости или боли;
  • упорство — иначе это можно назвать волей к победе, она выражается в неотступлении перед возникшими препятствиями и неудачами, которые наоборот побуждают продолжать деятельность.

Чертами характера определяются психологические особенности человека.

  1. Отношение к миру и жизни оказывает влияние на мировосприятие и мироотношение человека. Это выражается в понимании окружающего мира, общества, ценности собственной жизни, и отношении человека к этому, а также восприятия окружающего социального бытия и отношения к нему, понимание необходимости самореализовываться и самоутверждаться в жизни в целом и в обществе в частности, включая отношение к этому. Также это мир, воспринимаемый сознанием человека и его понимание себя в мире — оно зависит от общих интеллектуальных способностей личности, специфических проявлений механизма социального восприятия, социального опыта, образования и социальной подготовленности познаний о жизни социума и собственной жизни в нем.
  2. Отношение человека к общественным жизненным целям/перспективам. Оно отражается на мотивации достижений в самореализации/самоутверждении. Жизненные стремления человека, цели, которые он хочет достичь, потребности, которые желает удовлетворить, его интересы, стремления — все это является главными показателями проявления такого отношения и такой социально-психологической личностной характеристики.
  3. Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры. Оно оказывает влияние на цивилизованность человека и представляет собой не усвоение социального опыта в общем плане, но опыта, который отвечает уровню современной человеческой цивилизации, высоким культурным достижениям, а также достижениям науки, образования, техники, интеллекта, гуманизма, морали, экологии и многого другого.
  4. Общественные отношения определяют гражданственность (либо общественную интегрированность). Они отражаются в особенностях личности социально-психологического плана и характеризуют ее как члена общества.
  5. Отношения с группой. Они влияют на групповую интегрированность, представляющую собой идентичность личностной психологии с психологией определенной группы/общности, совпадение намерений личности и действий с динамикой группы, понимание собственного единства с людьми, которые в нее входят.
  6. Отношения с людьми. Они влияют на коммуникативные способности человека. Коммуникабельность включает в себя такие свойства личности, как общительность, открытость, дружелюбность, справедливость, гуманистичность, демократичность, честность, порядочность, эмпатийность (способность к пониманию и переживанию чувств другого, чувствительность к неприятностям других), альтруистичность (проявляемая в бескорыстной заботе о людях).
  7. Отношение к личному участию в жизни общества, группы, совершенствованию собственного образа жизни. Оно оказывает влияние на социальную активность личности. В этом выражается основной источник субъективности социальных отношений — зависимость их от личности.

Характер имеет тесную связь с направленностью, и это проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реальности, что в свою очередь оказывает влияние на деятельность самой личности.

На характер человека и его поведение в социуме также накладывают отпечаток особенности его темперамента. Но то, какая именно из сторон станет его чертой, решается условиями формирования характера. Несмотря на то, что его формирование происходит под влиянием общественных условий в результате деятельности, характер является проявлением целостной личности, поэтому следует всегда представлять ее индивидуальное развитие на протяжении жизни.

Между чертами характера человека и его физиологией имеется определенная связь. Еще в самом начале развития науки психологии появились типологии, в которых рассматривались индивидуально-психологические и социально-психологические особенности человека. Они представлялись как результат влияния телосложения на характер. На основании этого выделялись следующие человеческие типы.

  1. Пикники — люди, имеющие избыточный вес. Соответственно они обладают крупными внутренними органами, а также толстыми и короткими конечностями. Считается, что чаще всего они отличаются большой межличностной контактностью и легко адаптируются к социальной среде, определенным образом стремятся налаживать отношения с остальными людьми, что позволяет им отстаивать собственные интересы без вступления в серьезные конфронтации с другими людьми. Обычно они не стремятся к завоеванию серьезного авторитета, однако довольно легко могут защитить свои позиции, не испытывая при этом серьезных переживаний.
  2. Атлетики — люди, имеющие спортивное телосложение. Они имеют внутренние органы средней величины, а также толстые и длинные конечности. Отличаются общительностью и социальной активностью, стремятся оказаться в центре внимания и завладеть доминирующими позициями среди окружающих. Нередко проявляют повышенную экспрессивность. У таких людей может иметься стремление не только к положительным социальным достижениям или заинтересованности, но и к отрицательным. Это очень часто воспринимается негативно окружающими, так как далеко не всем нравится такая бесконтрольная активность, которая отличается импульсивностью и превалирует над интересами других.
  3. Астеники — люди, имеющие так называемое тщедушное телосложение. У них маленькие внутренние органы, длинные и тонкие конечности. Такие люди отличаются малообщительностью, сдержанностью при совместном контакте с другими людьми, осторожностью при активных групповых взаимоотношениях, крайне чувствительны к изменению собственного статуса/положения в социуме, а также нередко страдают клаустрофобией. Они стремятся завоевать общественное признание, но делают это незаметно от окружающих, никогда не позволяя себя принижать и болезненно реагируют на любые подобные попытки.

От 20 до 50% людей имеют настолько заостренные и слишком развитые некоторые черты характера, что в итоге создается их «перекос», иначе — акцентуация. Степень характерной акцентуации может быть самой разной: от легкой, которую могут заметить только близкие до крайней степени, при наличии которой встает вопрос о возможности психопатии (болезненного уродства характера при сохранении интеллектуальных качеств личности) и нарушаются взаимоотношения с другими людьми. Помимо этого психопаты могут представлять серьезную социальную опасность.

Замечание 1

Но в отличии от явной психопатии, характерные акцентуации проявляются не постоянно и со временем могут полностью сгладиться, придя к нормальным показателям.

Чаще всего подобные акцентуации выявляются у юношей и лиц подросткового возраста — от 50 до 80% случаев. Реже они наблюдаются у взрослых, так как именно периоды подросткового возраста и юности являются наиболее критическими для формирования характера, проявления неповторимости и индивидуальности личности. Но с годами акцентуации могут не только сглаживаться, но и усиливаться, что может привести к появлению неврозов и психопатии.

На основе акцентуации выделяют 12 типов личности, с которыми многие люди нередко сталкиваются в практическом опыте.

  1. Демонстративный тип. Для его носителей характерен конфронтационный тип поведения, а также проявление таких социально-психологических качеств, как подозрительность, чрезмерная агрессивность к другим людям, а также прочие, которые являются причиной вечного противостояния носителей типа по отношению к окружающим, что вызывает к ним неприязнь последних. Также такие личности всегда стремятся находиться в центре внимания и стараются добиваться поставленных целей любыми путями: они не гнушаются скандалами, имитацией недугов, ложью, часто прибегают к хвастовству и необычным увлечениям. При этом они легко забывают о совершенных ими неблаговидных поступках. Также для них характерна высокая приспособляемость к другим людям.
  2. Педантичный тип. Его отличает повышенная социальная ригидность, постоянная направленность собственных пристрастий/ориентаций, слабая способность к коррекции своего поведения, добросовестность, серьезность, аккуратность, а также надежность в делах и чувствах. Часто представители этого типа вызывают симпатию окружающих благодаря  своей добросовестности, аккуратности, надежности и серьезности как в делах, так и в отношениях. В то же время этим личностям присущи и такие отталкивающие характерные черты, как формализм, занудство, стремление переложить принятие решений на других, «крючкотворство», навязчивость.
  3. Застревающий тип. Для него характерны повышенная стойкость сильных эмоциональных переживаний, а также склонность к формированию сверхценных идей и завышенная самооценка. Представители этого типа неспособны забывать обиды и стремятся отомстить каким-либо образом обидчикам. Также у них отмечается несговорчивость в деловой и бытовой сфере, тяга к затяжным скандалам, склокам. Они очень часто выступают активной стороной конфликта и очень четко очерчивают круг своих друзей и врагов. Другим людям в таком типе часто импонируют стремление добиться высоких показателей, высокие требования к себе, жажда справедливости, устойчивые взгляды, принципиальность. Однако, другие черты такого типажа часто наоборот отталкивают от себя — например, обидчивость, мстительность, самонадеянность, подозрительность, честолюбие, ревнивость, гипертрофированное чувство справедливости.
  4. Возбудимый тип. Основными его характеристиками являются повышенная социальная импульсивность, слабый контроль эмоций, а также побуждений и действий, что в итоге часто приводит к конфликтам и всевозможным трудностям при общении с окружающими. Люди этого типа часто проявляют повышенную раздражительность, занудство, угрюмость, нередко бывают несдержанны. В то же время часто могут льстить и общаться услужливо, используя это как средство маскировки. Конфликты у этого типа возникают часто и активно, они не боятся ссориться с руководством, плохо уживаются в коллективе, в семье нередко проявляют жестокость и деспотичность. Окружающие не любят их из-за раздражительности, вспыльчивости, неадекватного поведения с приступами гнева и выражением жестокости, а также за слабое контролирование своего поведения.
  5. Интровертированный тип. Для его представителей характерна малая общительность, а также замкнутость. Такие люди предпочитают держаться в стороне от окружающих и неохотно вступают с ними в контакт, только по необходимости. Они часто бывают погружены в себя и собственные мысли. Представители этого типа легко ранимы, но своими переживаниями они ни с кем не делятся и предпочитают не рассказывать о себе. Даже к близким у них холодное и сдержанное отношение. Такие личности предпочитают находиться в одиночестве и уединении, шумные компании им претят. Также они не любят конфликтовать, и вступают в конфронтации только если посторонний пытается влезть в их внутренний мир. Эмоции они выражают холодно, к близким привязываются очень слабо. Окружающим этот тип симпатичен своей сдержанностью, обдуманностью поступков, имением твердых убеждений, а также принципиальностью. Однако, одиночество, бесцеремонность, грубость и навязчивость усиливают замкнутость таких личностей, а упорство в отстаивании своих интересов, часто нереальных, а также взглядов и мнений, которые резко отличаются от мнения большинства, отталкивают от них других людей.
  6. Дистимичный тип. Его представители отличаются постоянно плохим настроением, грустью, замкнутостью, пессимизмом и не многословием. Таким людям сложно в шумном обществе, они плохо сходятся со своими коллегами. Также они редко вступают в конфликты, являясь чаще всего в них пассивной стороной. Очень ценят дружбу и людей, с которыми их связывает это чувство, при этом имеют склонность подчиняться своим друзьям. Окружающие ценят такой тип за серьезность, высокие нравственные качества, справедливость и добросовестность. Однако, таким людям также нередко присущи пессимистичность, пассивность, замедленность мышления, частая грусть, а также «отрыв от коллектива», что очень нередко вызывает у окружающих отторжение. Очень часто такие люди попадают в конфликты там, где от них требуется вести бурную деятельность. Помимо этого отрицательное влияние на них оказывают перемены в привычном жизненном укладе.
  7. Тревожно-боязливый тип. Его представители часто переоценивают вероятность возникновения опасности со стороны социума чересчур сильно. Также они склонны к излишним переживаниям, робки и пугливы. Такому типу присущ пониженный фон настроения, неуверенность в себе, робость, опаска за себя/близких, которая проявляется регулярно. Неудачи такие люди переживают крайне долго, постоянно сомневаются в правильности своих действий. Конфликтуют они редко, играя при этом пассивную роль. Окружающим часто импонирует дружелюбие таких людей, их исполнительность и самокритичность. Однако боязливость, мнительность как следствие беззащитности часто делает подобную личность объектом шуток.
  8. Циклотимический тип. Представители этого типа склонны к циклически меняющимся периодам подъема/спада настроения, которые утомляют их, делая при этом их поведение слабо предсказуемым и противоречивым, что нередко приводит к различным авантюрам. Когда настроение находится в состоянии подъема, то представители этого типа отличаются настойчивостью и энергичностью. Когда наступает период спада личность очень остро воспринимает любые неприятности, могут возникать даже мысли о самоубийстве. Частые перемены настроений утомляют ее, приводят к неустойчивости поведения, которое сложно спрогнозировать.
  9. Гиперактивный тип. Его представители отличаются своеобразным акцентированным переживанием состояний счастья или тревоги. Для них характерны частые смены настроений, гипертрофированное восприятие различных событий. Представители этого типа обладают энергичностью и самостоятельностью, хотят занимать лидерские позиции, склонны к риску и авантюрам. При этом они не воспринимают замечания других, у них не развита самокритичность. Окружающие люди раздражаются от их легкомыслия, склонности к аморальным действиям, несерьезного отношения к взятым обязанностям, а также чрезмерной раздражительности.
  10. Эмотивный тип. К нему относятся личности, отличающиеся чувствительностью и впечатлительностью. Их настроения очень глубоко проявляются, эмоции и чувства тонко протекают, социальные интересы акцентируются в основном на повышенном внимании к духовным сторонам жизни общества. Такие люди очень ранимы, глубоко переживают любые неприятности. Они слишком чувствительно относятся к замечаниям, неудачам. Представители этого типа предпочитают иметь узкий круг друзей/близких. Обиды они держат в себе. Окружающим импонирует проявляемый ими альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости чужим достижениям. Такие личности исполнительны и обладают повышенным чувством долга.
  11. Экзальтированный тип. Для его представителей характерно сильно переменчивое настроение, разговорчивость, сильная отвлекаемость на внешние события. Эмоции такие личности выражают очень ярко и находят себя во влюбчивости. Окружающим нравятся такие их черты, как альтруизм, сострадание, артистизм, развитый художественный вкус, ярко выраженные чувства, привязанность к друзьям. Однако в них часто раздражают такие качества, как гипертрофированная впечатлительность, подверженность панике и отчаянию, патетичность.
  12. Конформный тип. Его представители отличаются очень большой общительностью и разговорчивостью, которая может доходить до болтливости. Такие личности редко имеют собственное мнение, отличаются отсутствием самостоятельности, стремлением быть как все и нежеланием выделяться. Они неорганизованны, им проще подчиняться другим, при этом даже в общении с близкими они отдают им первенство. Однако окружающим нравится их исполнительность и готовность выслушать. В то же время подобные личности, что называется, «без царя в голове», поэтому легко подвергаются чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки, их главная страсть — развлечения. Подвержены конфликтам в случае вынужденного одиночества или при отсутствии стороннего контроля.

Определение 10

Способности — психическое свойство личности, которое отражает проявление особенностей, позволяющих успешно заниматься и овладевать конкретным видом деятельности (или несколькими видами).

При равных внешних условиях разные люди с неодинаковой эффективностью приобретают знания, навыки и умения. Например, один усваивает информацию сразу, второму же требуется время на заучивание. Один способен достичь главного уровня мастерства, второй, сколько бы ни старался, не может подняться выше среднего. Также существуют такие виды деятельности, когда для успешности человеку требуются определенные способности. Это, например, искусство или спорт.

Способности разделяются на специальные и общие. К специальным относятся возможности развития отдельных процессов психики и личностных качеств для определенного вида деятельности (профессиональные, например, развитие педагогической внимательности для педагога). Общие способности — благоприятные возможности для развития психических способностей личности, которые являются одинаково важными для различных видов деятельности (например, находчивость или сообразительность).

Определение 11

Одаренностью называют сочетание способностей общего и специального типа, которые свойственны определенному человеку.

Одаренность обуславливает особую степень успешности деятельности личности в конкретной области, выделяя его среди прочих лиц, которые обучаются этой деятельности, либо выполняют ее на равных условиях.

Определение 12

Талант — это высокая степень одаренности, которая реализовывается человеком в конкретной области.

Талант выражается в очень высоком уровне развития качеств, а также в особом своеобразии проявляемых личностью индивидуальных особенностей.

Определение 13

Гениальностью называют высокий уровень одаренности, который выражается в результатах, достигнутых одновременно в нескольких областях деятельности.

Творчество гения имеет значение для общества в историческом и неизменно положительном значении. Гениальность отличается от таланта в первую очередь тем, что гений создает в области своей деятельности эпоху.

При рождении у каждого человека формируются определенные задатки — то есть предпосылки его способностей. В качестве них выступают врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые способствуют облегчению развития способностей. Задатки являются многозначными — на основе одного могут формироваться несколько способностей. Это определяется окружающей средой, характером требований, предъявляемых к деятельности, которую выбрала личность. Например, имеется задаток — подвижная нервная система. Оно способна помочь развить многие способности в видах деятельности, которые связаны с необходимостью иметь быструю реакцию на смену ситуации, активной перестройкой на новые действия, изменением темпа работы и тому подобным.

 

Комментарии закрыты