Психология развития появилась в 1882 году.
Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.психология развития
Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.
Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.
При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.
Психология развития и ее основные задачи
Объектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.
Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.
Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:
целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
анализировать особенности возрастных периодов;
разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
исследовать основные факторы развития личности.
Для психологии развития характерны также и другие функции:
прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.развитие личности
К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.
Принцип развития в психологии человека
Более всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа.
Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность.
Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.
Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический.
В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.
Психология развития изучает особенности человеческой психики
Психология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами.
Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.
В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь.
При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.
Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.
Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.
Комментарии закрыты