>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Приемы борьбы с волнением

Как и обещал в предыдущем выпуске, сегодня  мы продолжаем разговор об управлении волнением.

Мы уже рассмотрели Физиологические приемы – работу с дыханием, физические упражнения, создание настраивающего ритуала.

Мы начали разговор о Психологических приемах и обсудили управление эмоциями, смещение фокуса внимания, проработку сценария выступления.

Следующая интересная, очень эффективная (и такая творческая!) группа психологических приемов управления волнением называется

«ИГРЫ СО ЗНАЧИМОСТЬЮ»

О чем тут речь? О том, что занимаясь важными делами и общаясь с важными людьми, мы порой ошибаемся в оценке масштабов этой важности.

И она давит на нас страшным грузом.

Так, очень часто мы испытываем чрезмерное волнение, безотчетно придавая слишком большое значение возможному неудачному результату своего выступления.

…Враг вступает в город, пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице не было гвоздя…»

Конечно, с одной стороны – даже приятно думать, что Ваше не совсем удачное выступление коренным образом перевернет судьбы мироздания (и самого оратора в том числе). Но чаще всего это, все-таки, некоторое преувеличение…

Взглянуть на картину более трезво помогает простой психологический прием –\ 

Снижение значимости результата.

Мы просто четко и осознанно проговариваем себе примерно такие слова:

«Если результат выступления будет слабее ожидаемого, ничего страшного не случится.

Все останутся живы и здоровы.

Я получу полезный опыт и важную обратную связь.

Это поможет мне стать сильнее и выступить лучше в следующий раз.

А сейчас принимайте меня таким, какой я есть»

Народная мудрость уже давно обыграла этот прием в крылатых фразах «Ну не корову же проиграешь…» и  «То, что не убивает, делает нас сильнее».

И даже превратившись в банальные штампы, эти фразы неплохо работают.

Важно при этом не свалиться в другую крайность – равнодушный пофигизм, когда значимость результата равна нулю. Боремся только с излишней значимостью, которая сковывает нас излишней ответственностью за результат.

Схожая подоплека и у приема, который можно назвать

Снижение значимости во времени.

Вы просто говорите себе (но тоже, разумеется, четко и осознанно) примерно так:

«Да что ты дергаешься? Только представь – через пять лет ты даже и не вспомнишь об этом выступлении. А если и вспомнишь, то просто посмеешься, что столько переживал из-за такой мелочи!..»

Давность и действенность этого приема косвенно подтверждается существованием еще одной народной мудрости из разряда штампов:

«Все это ерунда по сравнению с мировой революцией!..»

Процесс  создания этого настроя полезно усилить улыбкой и приятными размышлениями о том, какого серьезного масштаба задачи Вы будете решать через пять лет.

Порой случается, что оратора парализует волнение по поводу значимости ожидающей его аудитории. Особенно сильно это давит, когда Вы знаете, что люди собрались серьезные, «статусные», и Вы чувствуете себя как будто бы стоящим на ступеньку ниже.

Бизнес-монстры в дорогих костюмах с золотыми часами, зубами и портсигарами зловеще улыбаются, ожидая возможности выставить Вам оценку «Ниже плинтуса», обозвать Вас зеленым мальчиком//девочкой и просто отправить в полный игнор. О боже, что же делать?!

Во-первых, немедленно остановить раскрутку негативного сценария – если только  Вы не решили сознательно использовать тактику доведения негатива до абсурда из предыдущего выпуска рассылки.

Во-вторых, использовать один из вариантов «Игр со значимостью аудитории»,первый из которых

Поднять свою значимость.

Здесь хорошо помогут творческое воображение и некоторые актерские способности. Поднимите свою значимость, «войдя в образ» очень сильного, статусного, значимого персонажа.

Закройте на минуту глаза. Представьте себя  Шварценеггером – в роли Терминатора (или Коммандоса). ОБЯЗАТЕЛЬНО  «ВКЛЮЧИТЕ ТЕЛО» – примите соответствующую позу. Расправьте плечи. Выпрямите спину, поиграйте мускулами. Почувствуйте ладонями холодную тяжелую сталь оружия. Мысленно окиньте публику тяжелым мрачным взглядом… Ну и что (металлический лязг затвора)? Кто кого тут будет оценивать?..

Можете подобрать себе любой подходящий персонаж – Петра Первого, Александра Овечкина, Майка Тайсона, Кинг-Конга – главное, иметь в памяти достаточно «материала», чтобы образ получился ярким и вдохновляющим, тогда легче будет «надеть» его на себя.

Вхождение в роль – вообще отличный способ управления волнением сам по себе. Принимая на себя некую роль, мы словно снимаем с себя оценочную зависимость. Не нужно бояться, что аудитория осудит, если мы что не так сделаем – «это не я, а он, роль такая».

Кроме того – роль увлекает, перетягивает на себя фокус внимания оратора: нужно следить за соответствием образу, а не за тем, как там аудитория тебя оценивает… Но об этом приеме и об использовании актерских технологий в публичных выступлениях у нас еще будет отдельный большой разговор…

Если вдруг нет сегодня вдохновения или просто актерские техники Вам не по душе, то поднять свою значимость можно с помощью поднятия собственной экспертности. 

Особенно хорошо помогает этот вариант специалистам по продажам, которые испытывают робость, когда начинают делать презентации топ-менеджерам.

«Да, вы – топы, вы сто лет в бизнесе, вы знаете свою сеть до последнего гвоздя, вы достойны уважения.

И вместе с тем – мой продукт я знаю лучше всех вас! А мою презентацию я знаю лучше всех на свете! Я эксперт в этом вопросе, а вы – мои  ученики. Это моя презентация, и я сейчас – главный».

Второй вариант игр со значимостью аудитории – весьма хулиганский и очень действенный –

Снизить значимость аудитории: 

Если высокий статус аудитории внушает Вам излишний пиетет, можно с помощью творческого порыва воображения этот статус временно понизить.

Ясно, что один только вид злобно рычащих – там, в зрительном зале, на расстоянии прыжка – огромных львов или кружащих рядом шестиметровых акул вызовет учащение пульса и дрожь в коленках. А вот на маленьких котят и маленьких ребят мы смотрим с умилением и радостью.

Соответственно, представляем, что в зале нас ожидают не свирепые хищники, а, например,  маленькие пушистые зайчики.

Или, еще лучше, котята – хвосты морковкой, ушки на макушке, вылизывают маленькие полосатые лапки розовыми язычками и задумчиво жуют друг другу уши.

Или это малышовая группа детского сада расселась на стульчиках для занятий рисованием – пухлые щеки, светлые и темные вихры и локоны, белые и розовые бантики… тут не до мандража, надо присматривать за ними во все глаза – не разбежались бы!

Важных президентов компаний и главных редакторов толстых журналов мысленно одеваем в ситцевые халаты в цветочек и домашние тапки с дырками, владельцам золотых зубов и бриллиантовых телефонов застегиваем на поясе золотые памперсы – хулиганьте со вкусом, давайте волю фантазии! Только не переборщите – можно так живо себе все вообразить, что потом невозможно будет удержаться от смеха.

Самым подходящим и экологичным вариантом игр со значимостью является, пожалуй, третий –

Общаться на равных.

Как бы Вы выступали, если бы в зале собрались

Ваши лучшие друзья? Представьте, что именно так и произошло – аудитория заполнена людьми, с которыми Вас связывают самые добрые отношения, Вам искренне рады, Вашего выступления ждут с интересом и готовностью ободрить и поддержать.

Наполните себя этим дружеским теплом, радостью, позитивом – и выходите к зрителям, как к друзьям.

Такой дружеский настрой помогает создать особую доверительную атмосферу совместной работы с аудиторией, когда Вы не «выступаете», а просто разговариваете с залом – это один из самых эффективных стилей работы профессионального оратора.

Итак, мы сегодня рассмотрели группу методов управления волнением, которую можно объединить общим девизом «Игры со значимостью» – это снижение значимости  результата выступления, снижение значимости выступления во времени, а также различные варианты работы со значимостью статуса аудитории – «повысить себя», «понизить их», «общаться на равных».

Работа с аудиторией, как способ управления волнением, не ограничивается играми со значимостью.

Это более широкое понятие включает в себя и другие приемы – о которых мы будем беседовать в следующий раз. Опять обещаю стараться не задерживаться, лишь бы техника не подвела )).

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"

Комментарии закрыты