§1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика
Технологии социальной работы с молодежью — важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в грядущем тысячелетии.
По данным ежегодного Доклада Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству России о положении молодежи за 1998-1999 гг.1, число граждан на октябрь 1999 г. в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн. человек, или 22% от численности населения страны. Как отмечают разработчики доклада, современная демографическая ситуация характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом.
За 1994-1998 гг. показатель рождаемости сократился с 9,4 до 8,8 на 1000 человек населения (низший показатель отмечался в 1997 г. — 8,6). Снижение рождаемости имело место в 85 субъектах Российской Федерации. Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков.
Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) не превысил в 1998 г. 1,24 против 2,15, — необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми.
Продолжает оставаться крайне высоким уровень смертности среди молодых россиян: общий показатель смертности населения на 1000 человек населения за 1987-1944 гг. увеличился с 10,4 до 15,7, к 1998 г. он снизился до 13,6 промилле. Смертность мужчин в возрасте до 30 лет более чем в два раза превосходит смертность женщин.
Уровень преждевременной смертности населения в рабочем возрасте возрос в конце 90-х гг. более чем на треть по сравнению с концом 80-х гг. Причинами смертности этой категории населения
являются в основном несчастные случаи, отравления и травмы; увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий при снижении смертности от других неестественных причин.
Как и в предыдущие годы, низким остается количество браков и высоким — количество разводов. По данным Госкомстата России, если в 1995 г. на 1000 человек населения приходилось 7,3 брака и 4,5 развода, то в 1998 г. — соответственно 5,8 и 3,4, в 1999 г. — 6,3 и 3,7 (для сравнения: в 1979 г. заключалось 11,1 брака и регистрировалось 4,3 развода на 1000 человек населения).
Громадным в масштабах страны остается общее число разводов — более полумиллиона в 1998 г. (501,7 тыс.), в результате чего остались без одного из родителей 389,7 тыс. детей.
Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей. С 1994 по 1998 г. доля детей, родившихся вне брака, возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,0%. В ряде регионов России доля внебрачных детей составляет свыше 40%.
В 1999 г. сокращение численности россиян продолжалось и составило по предварительным данным 784,5 тыс. человек, или 0,54% (в 1998 г. умерли 411,8 тыс. человек, или 0,28%). Естественный прирост зафиксирован только в 16 регионах (в 1998 г. — в 22 регионах).
Составители Доклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.
Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время. В 90-е гг. продолжительность жизни мужчин в России снизилась более чем на 7 лет. В 1998 г. она составила в среднем по стране 61,3 года, а в 25 регионах — менее 60 лет, что сопоставимо с беднейшими странами Африки. Россия устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств, убийств, несчастных случаев и других внешних воздействий. В 1999 г. в России было зарегистрировано 39,1 самоубийств на 100 тыс. населения, в 1998 г. — 35,4 (сравните: Великобритания — 9, США — 12, СССР (1986 г.) — 18).
Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических
проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний. Печальное следствие социального неблагополучия огромных масс россиян -заболеваемость активным туберкулезом, показатель которой в 1998 г. составил 76 на 100 тыс. населения.
Из заболеваний, требующих особого общественного внимания, заметное распространение в молодежной среде получили ЗППП. Причем заболеваемость ЗППП приобретает характер эпидемии. Невиданное распространение получил сифилис. Если в 1991 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояли 46,6 тыс. человек, то в 1998 г. — 835,8 тыс. человек, т.е. в 18 раз больше. Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек-подростков составляет 12-14%.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 г., а уже на 1 января 1999 г. было зарегистрировано 10 952 ВИЧ-инфицированных (из них 450 детей), в том числе 357 больных СПИДом (115 -детей).
По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).
Особую обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья молодежи, так как в этом возрасте происходит формирование репродуктивного потенциала, чрезвычайно важных процессов и функций, определяющих в дальнейшем фертильность и здоровье.
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно отражается на здоровье как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей в возрасте 15 лет, 9 тыс. — у матерей в возрасте 16 лет и 30 тыс. — у матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.
Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.
Неуклонно растет детская инвалидность — уже на начало 1995 г. численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, состоявших на
учете в органах социальной защиты и получавших социальные пенсии, достигла 398,9 тыс.
К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании.
В последние годы отмечено увеличение числа подростков и молодых людей, бросивших учебу, — по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их насчитывается 1,5 млн.
Проблемы занятости молодежи остаются одними из наиболее сложных. Доля молодежи среди безработных на протяжении последних лет составляет от 30% и выше.
Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной среде. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет (в 1995 г. — 57%, в 1998 г. — 53,2%). Уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровень преступности среди взрослых. В организованной преступности треть уголовных банд составлена из несовершеннолетних.
Дополнительным фактором социальной напряженности при переходе к рыночной экономике может быть массовое вовлечение молодых людей в коммерциализацию. В странах с развитой рыночной экономикой слой предпринимателей никогда не является преобладающим в структуре занятости населения (в Австрии предприниматели составляют 6,6%, в Дании — 6,8, в США — 7,5, в ФРГ -8,5, во Франции — 8,7, в Швеции — 9, в Финляндии- 9,9, в Японии — 10,1, в Великобритании — 12,5, в Испании уже — 18,7, в Португалии — 18,9, в Италии — 22,3, в Греции — 28%)1, поскольку экономике таких стран не нужно чрезмерное количество коммерсантов, предпринимателей, бизнесменов. В нашей же стране во взаимоотношения "дикого рынка" вовлечены миллионы молодых людей, которым неизбежно грозит банкротство. Их профессиональная подготовка (в основном это опыт участия в мелочной перепродаже) и деловые навыки ввиду их низкого уровня вряд ли будут востребованы цивилизованным обществом. В связи с этим
существует опасность возникновения своеобразного синдрома, подобного "афганскому": появление "потерянного поколения" в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.
Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Массовая приватизация жилья и вынужденная миграция способствовали появлению новых сотен тысяч бездомных, среди которых число детей и подростков неуклонно возрастает.
Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Так, в целом по России в 1999 г. добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс. человек. При этом нужно учесть, что на каждую подобную акцию приходится 7-10 неудачных суицидных попыток1, которые не фиксируются.
Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения.
С принятием нового Закона Российской Федерации "Об образовании" уменьшилось количество обучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей и детских садов на платную хозрасчетную основу становится в силу финансовых причин недоступной для многих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию — многие учителя становятся простыми урокодателями, прекратил свое действие такой институт, как вожатые и классные руководители, практически на нет сведена работа с детьми во внешкольное время и по месту жительства.
Институциализация социальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем и
конфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первую очередь работы с молодежью, затруднено по причине ограниченности материальных ресурсов, распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику, имела и позитивные стороны — организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.
Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. С принятием в 1991 г. Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", который прекратил свое действие с распадом Советского Союза, Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" от 16 сентября 1992 г. № 1075 и постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г. № 5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. создан Комитет Российской Федерации по делам молодежи (преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 14 августа 1997 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти; в декабре 1999 г. преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике; в 2000 г. ликвидирован, а его функции переданы Министерству образования России) для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922 федеральная программа "Молодежь России" (в последующем она приобретает статус президентской).
Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность
государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Цели государственной молодежной политики:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
- создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
- принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
- принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
- принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
- принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики1.
Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.
Цель федеральной (президентской) программы "Молодежь России" — создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
- содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
Федеральная (президентская) программа, один из основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых — удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование
комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров.
Принцип субсидиарности, или государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, из которых более 70 осуществляют социальные программы и зарегистрированы в настоящее время на федеральном уровне, реализуется посредством финансирования проектов и программ, представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в области художественного, технического творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью устанавливается система грантов. Вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство должно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость и социальную защиту данной категории населения с учетом специфики социального положения и социально-психологических особенностей. Особую актуальность в области социальной политики в переходный период модернизации общества приобретает разработка системы социальной защиты семьи, имеющей детей, и молодой семьи.
Социальная защита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документaми мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сирот и инвалидов), — принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства — участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.
Социальная защита молодежи во многих государствах Западной Европы и США осуществляется на основе соответствующего законодательства, деятельности различных социальных служб, общественных объединений и гражданских инициатив при поддержке государственных учреждений и благотворительных фондов.
Для иллюстрации данного положения воспроизведем основные направления социальной защиты молодежи в ФРГ:
- предотвращение нахождения молодого человека в местах, которые могут представлять угрозу его духовному или физическому состоянию. К объектам, представляющим опасность для молодежи, относятся публичные дома, наркопритоны, а также места, предрасполагающие молодежь к девиантному поведению. При невозможности устранить угрозу полиция, ведомства по делам молодежи и общественные организации обязаны принять меры административного воздействия;
- регламентация нахождения молодых людей в возрасте до 16 лет в местах общественного питания, дискотеках, кафе, закусочных и т.д., в частности прикрепление к ним сопровождающего лица, ответственного за воспитание, или, например, установление временного ограничения приема пищи в кафе;
- запрет на приобретение и потребление алкоголя в общественных местах; молодым людям в возрасте до 16 лет разрешается потреблять легкие алкогольные напитки (пиво, вино и т.д.), только если их сопровождают родители;
- запрет детям и молодежи до 15 лет курить в общественных местах;
- запрет молодым людям в возрасте до 18 лет участвовать в азартных играх, в частности посещать залы игровых автоматов с целью получения выигрыша (это правило не распространяется на детей, которых сопровождают родители или воспитатель)1.
Особо следует отметить ограничения на просмотр порнографических фильмов, видеокассет, приобретение порнографической литературы и литературы, пропагандирующей насилие. (Не надо много воображения, чтобы представить последствия массового вовлечения в России детей и подростков в спекуляцию, продажу в переходах метро и на улицах литературы, пропагандирующей секс и насилие, лицам без ограничения в возрасте, и установок игральной аппаратуры в любых доступных местах "от Москвы до самых до окраин".)
Социальная работа в западноевропейских странах предусматривает также целый ряд мер помощи молодежи в области трудоустройства, переквалификации, организации свободного времени, а также получения пособий.
Для организации этой работы учреждается серия молодежных служб; в частности, в Германии это:
- ведомства по делам молодежи, осуществляющие консультации для родителей, детей и молодежи в вопросах воспитания, а также предлагающие многостороннюю помощь при разводах, опекунстве, судопроизводстве молодежи и т.д.;
- консультативные пункты для детей и молодежи, куда могут обращаться для решения своих проблем не только дети и молодые люди, но и их родители;
- молодежные центры, которые организуют свободное время молодежи, проводят групповую работу, спортивные мероприятия, консультации и реализуют различные образовательные программы, предлагают познавательные экскурсии.
1
Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике / Отв. ред. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин. — М., 2000, с. 27-29.
1
Neue Kronen Zeitung (Wien), 1997, 5 April.
1
Старченко О. Игра в удавочку. Суицид набирает добровольцев // Московский комсомолец, 1994, 6 августа.
1
Документы и материалы встречи Президента Российской Федерации с представителями детских и молодежных объединений. — М., 1992, с. 9.
1
Информация о защите молодежи. — Мюнстер, 1992.
Комментарии закрыты