Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Считаете себя гением?

Вы сумасшедший

И гении, и безумцы обращают внимание на то, что игнорируют другие.

Автор: Дин Кит Саймонтон

Когда Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии по математике, шизофреника и параноика, спросили, как он может верить в то, что космические пришельцы завербовали его для спасения мира, он ответил просто: «потому что идеи о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как мои идеи о математике. Именно поэтому я отнесся к ним серьезно».

Нэш вряд ли единственный так называемый безумный гений в истории. Самоубийцы, такие как художники Винсент Ван Гог и Марк Ротко, писатели-романисты Вирджиния Вульф и Эрнест Хемингуэй, а также поэты Энн Секстон и Сильвия Плат — яркие примеры. Даже без учёта великих творцов, которые убили себя в приступе глубокой депрессии, достаточно легко вспомнить людей, которые страдали от хорошо задокументированных психопатологий, вроде композитора Роберта Шумана, поэта Эмили Дикинсон и математика Нэша. Творческих гениев, которые страдали от алкоголизма и других зависимостей – и вовсе огромное количество.

Подобные случаи заставили многих учёных предполагать, что креативность и психопатология тесно связаны. Действительно, представление о том, что у творческого гения может быть легкое безумие, восходит ко временам Платона и Аристотеля. Но некоторые психологи утверждают, что вся идея — чистый обман. В конце концов достаточно творческих гениев, у которых не было признаков или симптомов психического заболевания.

Наиболее важным процессом, лежащим в основе творческого гения, является тенденция обращать внимание на вещи, которые обычно игнорируют.

Противники идеи о гениях-безумцах могут также указать на два веских факта. Во-первых, количество творческих гениев за всю историю человеческой цивилизации очень велико, но число людей с психическими заболеваниями все равно гораздо больше. Во-вторых, постоянные обитатели психушек обычно не создают творческих шедевров. Ближайшее исключение, которое может представить каждый — пресловутый маркиз де Сад. Даже в его случае его величайшие (или, скорее, самые садистские) работы были написаны, когда он был заключен в тюрьму, а не психиатрическую лечебницу.

Так стоит ли верить, что творческий гений связан с безумием? Современные эмпирические четко определили связь между безумием и творчеством. Самым важным процессом, лежащим в основе творческого гения, является когнитивная расторможенность — тенденция обращать внимание на вещи, которые обычно следует игнорируются или отфильтровываются, потому что кажутся несущественными.

Когда Александр Флеминг заметил, что голубая плесень убивает бактериальную культуру в его чашке Петри, он мог просто бросить её в раковину, как сделал бы любой из его коллег. Вместо этого Флеминг получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина, антибактериального средства, полученного из плесени Penicillium notatum. Многие люди пошли гулять по лесу и вернулись с надоедливыми заусенцами в одежде, но только Джордж де Местраль решил провести дальнейшие исследования под микроскопом и тем самым раскрыть основы липучки.

Когнитивная расторможенность оказывается не менее полезной в искусстве, чем в науке. Художественные гении часто рассказывают, как зародыш для крупного творческого проекта возник из-за того, что он услышал крошечный кусочек случайного разговора или увидел уникальное, но в то же время банальное событие во время ежедневной прогулки. Например, Генри Джеймс в своем предисловии к «Трофеям Пойнтона» написал, что идея этой истории произошла от намека, сделанного женщиной, сидящей рядом с ним на ужине в канун Рождества.

Но когнитивная расторможенность имеет и темную сторону: она однозначно связана с психопатологией. Например, шизофреники постоянно сталкиваются с галлюцинациями и иллюзиями, которые не могут отфильтровать. Так почему же между двумя группами нельзя поставить знак равенства? По словам психолога Гарвардского университета Шелли Карсон, творческие гении обладают преимуществом общего интеллекта. Этот интеллект вводит необходимый когнитивный контроль, который позволяет человеку отделить злаки от плевел, а причудливые фантазии от реалистичных возможностей.

Согласно этой концепции, высокий интеллект важен для творческого гения, но только в той степени, в которой он взаимодействует с когнитивным расторможением. При этом исключительный интеллект не всегда генерирует исключительные идеи. Мэрилин Вос Савант вошла в Книгу рекордов Гиннеса за самый высокий в мире показатель IQ, но пока не смогла найти лекарство от рака или даже построить совершенную мышеловку.

Определенные события и обстоятельства в детстве, подростковом и раннем взрослом возрасте могут повысить творческий потенциал человека без психических заболеваний. Эти разнообразные переживания включают в себя многокультурное воздействие, билингвизм и различные формы неблагоприятного развития, такие как потеря родителей, экономические трудности и статус меньшинства. Творческие гении, выросшие в такой среде, на самом деле с меньшей вероятностью будут проявлять черты или симптомы психопатологии.

Но многие гении действительно проводят черту между нормальным и ненормальным. Для них поток импульсов и идей, которые они воспринимают, является источником творчества. Как говорил Нэш после продолжительного периода бредового мышления, его возвращение к более рациональной фазе было «не совсем вопросом радости». Чтобы объяснить почему, он дал еще один простой ответ. «Рациональность мышления накладывает ограничение на представление человека о его отношении к космосу».

Комментарии закрыты