Термин «психокоррекция» используется в научной литературе для обозначения специфического вида деятельности психолога-практика.
Нередко определение психокоррекции подменяется понятием психотерапии, указывая на тождественность терминов «психокоррекция» и «психологическое вмешательство».
Термин «психологическое вмешательство» употребляется в зарубежной литературе как синоним психокорекции.
Психологическая коррекция в психотерапии определяется как «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»;
в специальной педагогике
- это «исправление (частичное или полное) недостатков психического или физического развития у детей, нарушение той или иной психической функции у взрослых », в практической деятельности психолога
-« деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели ».
В общих чертах психокоррекцию определяют как систему мероприятий, направленных на исправление психологических изъянов и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, поэтому «психокоррекции должны быть подвергнуты недостатки, не имеющие органической основы и не представляют устойчивых качеств, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не меняются »,« психокоррекция - это психо-изменение устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, имеет целью актуализации внутреннего потенциала «Я» субъекта; путь анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов психики субьекта .
Термин «личностная психокоррекция» сейчас употребляется в разном смысле.
С одной стороны, он выступает как синоним понятия коррекция личности, предусматривает специфическую рефлексивную деятельность субъекта, с другой - для обозначения целостного процесса практической работы, который актуализирует динамику психических проявлений личности.
Есть существенное различие между понятиями психотерапия и психокоррекция: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека и психология поведения.
Слово терапия (от гр. искусство заботы, лечение) охватывает компонент коррекционного воздействия на психику.
Психокоррекция не имеет целью обеспечить выздоровление от болезни, она способствует раскрытию внутреннего потенциала субъекта, латентных возможностей и ресурсов его психики.
Она применяется в работе с психически здоровыми людьми, способными к самоанализу и прогрессивному само-изменению.
Психотерапия предполагает комплексное лечебное воздействие на субъекта при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах, тогда как в целом психокоррекция и психотерапия направленные на оптимизацию психического, эмоционального состояния субъекта, а определенные личностные деструкции могут попадать в сферу влияния как психокоррекции, так и психотерапии .
Психокоррекцию определенной степени можно толковать как процесс «довоспитания» взрослого человека, предполагает актуализацию умственного, когнитивного потенциала, умственных возможностей субъекта, который подвергается психокоррекции.
Детское мышление не является зрелым, оно не способно к абстрактным обобщениям, систематизации полученной информации, поэтому психокоррекция отношении ребенка при необходимости применяется в сочетании с педагогическим процессом.
Воспитательный процесс связан с воздействием на субъект, психокоррекция предусматривает взаимодействие с субъектом и равенство позиций.
Феномен психокоррекции связан также с понятием развития. «Развитие - это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания»
Результатом психокоррекции может быть улучшение психического благополучия субъекта.
Вместе глубинный психокоррекционный процесс предполагает наличие психического здоровья у его участников, которое определяется через фактор искажения объективной реальности: чем больше субъект искажает информацию, восприятие другого и самого себя, тем в большей степени выраженная степень его психического неблагополучия, нездоровья .
Определение понятия психологического здоровья в современной литературе имеет разнообразный и относительный характер.
3игмунд Фрейд рассматривал здоровье как гармоничное функционирование его психического аппарата. Он впервые высказал мнение, что грань между здоровьем и болезнью, нормой и патологией - довольно прозрачная, потому что современному человеку приходится считаться с требованиями социума и культуры, которые не всегда способствуют удовлетворению ее природных желаний.
К проявлений психического неблагополучия, в частности, можно отнести инфантильность, которая порождает задержку в личностном развитии субъекта и не соотносится с его высоким интеллектуальным уровнем.
Некоторые исследователи считают, что весомую роль при этом играет возрастной ценз участников психокоррекции.
Так, по мнению У. Джеймса, примерно в тридцать лет «характер становится твердым, как гипс, и не смягчается».
Результативность психокоррекции зависит и от индивидуально-неповторимых модификаций приобретенного жизненного опыта субъекта, объективно переосмысливается в результате глубинного познания.
Комментарии закрыты