>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА

2.1. Теоретические предпосылки анализа конфликтов

Слово конфликт происходит от латинского "conflictus", что означает столкновение. Г. Зиммель впервые ввел его в научный оборот с аналогичным названием своего произведения.

Принципиальное изменение в интерпретации этого понятия в настоящее время, по сравнению с тем, что имел в виду Г. Зиммель, не произошло. Под конфликтом понимают столкновение интересов людей, групп, общностей. Борьба различных ценностей, интересов у одного и того же человека формирует особый тип конфликта — внутриличностный конфликт.

В социально-экономической литературе понятия "конфликт" и "спор" часто отождествляются, более того, в Российском законодательстве понятие "конфликт" подменено словом "спор".

Если законодательство просто "обходит" слово "конфликт", то механическое отождествление этих двух понятий с позиций конфликтологии недопустимы. Приведем пример.

Допустим двое спорят по поводу того, имеет ли США основания для применения военной силы в отношении к Ираку, если последний не нарушает свои обязательства по созданию условий для работы инспекторам ООН. В случае, если спорят между собой два школьника, то это спор в классическом его понимании, который можно рассматривать как расхождение во мнениях, убеждениях, позициях. 

В случае, если один из спорящих — представитель Ирака в ООН, а другой — представитель США в ООН и спор происходит на заседании Генеральной Ассамблее ООН, в котором у Ирака есть шансы остановить нападение США, то мы имеем дело не просто со спором, а спором, в котором затрагиваются интересы сторон (в отличие от первого).

Такой спор является внешним или вербальным отражением конфликта между Ираком и США.

Таким образом, спор не обязательно затрагивает интересы сторон, а если таковое происходит, то это и есть внешнее проявление конфликта.

Закономерен и противоположный вариант, когда конфликт возникает и развивается латентно и внешне не переходит в вербальную форму — в спор.

Отсюда можно сделать вывод: понятия "спор" и "конфликт" не тождественны:

1. Спор может затрагивать интересы хотя бы одной стороны, что создаёт конфликтную ситуацию. В этом случае спор — это внешнее проявление конфликта или способ выражения конфликта.

2. Спор может не затрагивать интересы оппонентов, ограничиваясь лишь несовпадением позиций, взглядов, убеждений, мнений. В этом случае спор не является выражением конфликта.

3. Конфликт не обязательно выражается в форме спора, имея возможность замаскироваться. Борьба за отстаивание собственных интересов или ущемление интересов других не обязательно проявляется в форме разногласий, столкновения мнений. Конфликт, не переходящий в спор, — это латентный конфликт.

С точки зрения конфликтологии, конфликты следует исследовать на различных стадиях их развития:

  1. На стадии предконфликтной ситуации.
  2. Непосредственно в самом конфликте.
  3. В послеконфликтной ситуации.

Конфликты чаще всего возникают в ситуации расхождения интересов, называемой предконфликтной ситуацией. Именно в этой ситуации происходит инцидент — событие, активное действие одной из сторон, направленное против интересов другой, которое приводит к конфликту.

Инцидент может стать поводом, если такая активность воспринимается другой стороной как поступок, задевающий их интересы, и привести к конфликту. Есть достаточно примеров, когда нет никаких оснований считать, что произошел инцидент, тем не менее, другая сторона дело доводит до конфликта, поскольку у него есть повод для этого: это события, на самом деле не имеющие к конфликту отношения или вымышленные обстоятельства, в которых заложена угроза их интересам. Последнее означает, что иногда повод возникает и без инцидента.

После разрешения конфликта стороны переключаются на "реабилитационные" процедуры. Эта фаза называется послеконфликтной ситуацией. На этой стадии стороны прилагают усилия по устранению последствий конфликта, а также социально-психологической "разрядки" напряженности во взаимоотношениях.

Важно различить действующих лиц в конфликте.

Их можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по степени заинтересованности в конфликте;
  • –по степени активности;
  • –по силе влияния на конфликтную ситуацию;
  • –по искренности.

Важным моментом исследования внутренних особенностей социальных отношений выступает проблема действующих лиц и исполнителей конфликтных отношений. В своей работе Ю.Г. Запрудский дает четкую трактовку понятий "участник", "субъект" и "сторона" конфликта.

По этой трактовке, участником конфликта может быть любой человек, а также организация или группа лиц, которые принимают в нем участие, не обязательно отдавая себе отчет о целях и задачах конфликтного состояния.

Субъектом социального конфликта автор считает ту личность, организацию или группу, которые способны создавать конфликтную ситуацию, то есть прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях.

В конфликте происходит поляризация противоборствующих сил, но вместе с этим идет и прямо противоположный процесс интеграции, объединения распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов. Новое единство, способное действовать в конфликте как самостоятельное целое, называется стороной конфликта.

Субъекты и участники также могут быть пассивными и могут проявить активность. Активность и пассивность чаще всего — это не только реальные отношения к конфликту и оппонентам. Нельзя забывать, что и субъекты, и участники по тактическим соображениям могут проявить ложную активность и ложную пассивность. Каждая из этих позиций является предметом отдельного рассмотрения и анализа.

Субъектные отношения в конфликте

Как показывает практика, участники первоначально не заинтересованы в возникновении и развитии конфликта. Если каждая из сторон имеет одинаковую значимость для участника, то всякая попытка одной из сторон включить его в конфликт превращает его в сторонника или противника для другой стороны.

В лучшем случае этот участник может выполнить посредническую, примирительную функцию (медиатор) или остается наблюдателем.

Субъект конфликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше участников, для этого им применяется тактическое действие, в результате чего интересы этого участника также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником.

У1 участник, который вовлекается в конфликт на стороне I

Цифры (1, 2, 3, 4) обозначают, насколько субъект или участник далек от линии противостояния (от самого конфликта).

"1" означает, что это, скорее, должно быть слабый или сильный субъект активно (ложно или реально) действующий в конфликте;

"2" — это сильный или слабый субъект, пассивно реагирующий на конфликтную ситуацию, независимо от характера пассивности (реальная или ложная пассивность);

"3" — это сильный или слабый участник, активно (реально или ложно) реагирующий на ситуацию;

"4" — это такой же участник, пассивно реагирующий на конфликтную ситуацию (реальная или ложная пассивность).

Чем больше реально активных участников на свою сторону привлекает одна сторона, тем больше убедительна ее позиция, требования для нейтрального наблюдателя, медиатора, значит, тем больше усиливается её позиция. Если к тому же участник силен, то шансы этой стороны на позиционный выигрыш велики.

Комментарии закрыты