РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Составители: канд. экон. наук, доц. М.Н. Асадов,
д-р экон. наук, проф. В.К. Потемкин

Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических знаний о причинах, формах, возможных последствиях конфликтов разного уровня, методологического подхода к изучению конфликтных взаимоотношений между субъектами экономической, трудовой деятельности, а также практических навыков по профилактике и разрешению потенциальных и возникших конфликтов. Курс предусматривает решение следующих задач:

  • –выработать у студентов теоретические навыки по анализу конфликтных ситуаций, определению роли и значения конфликтов в экономической, в том числе трудовой деятельности;
  • –сформировать профессиональные навыки по профилактике конфликтных ситуаций на макроуровне, среднем и микроуровнях;
  • –обучить студентов самостоятельному объяснению причин, способов разрешения и возможных последствий конфликтов;
  • –сформировать у студентов практические знания по предупреждению и прогнозированию конфликтных взаимоотношений между субъектами экономической деятельности с учетом создающихся основ рыночной экономики.

ТЕМА 1. Эволюция конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания

Возникновение и развитие конфликтологии как самостоятельной области знаний. Ее связь с другими науками.

Предметная область конфликтологии. Понятие «социальный конфликт». Конфликт как условие функционирования и совершенствования социальных систем.

Концепции интеграционной и конфликтной ориентации общества. Основные направления в изучении феномена социальных конфликтов. Концепции Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса.

Конфликт в методологии К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма.

Методы изучения и разрешения конфликта. Системный подход. Социально-философские, социологические, социально-психологические, историко-статистические методы исследования конфликтов. Методы математического моделирования конфликтов.

ТЕМА 2. Теоретические основы исследования конфликта

Основные элементы конфликта. Субъект, участник и стороны конфликта. Различия субъектов конфликта в зависимости от уровня возникновения конфликта. Изменение интересов и поведения субъектов конфликта.

Формы социальных конфликтов по сфере возникновения.

Экономические, политические, этнические, нравственные и правовые конфликты. Классификация причин возникновения конфликта. Эмоциональные и деловые факторы конфликтных ситуаций. Скрытые и открытые конфликты.

Уровни проявления конфликта: внутриличностные и межличностные конфликты, конфликты между личностью и группой, межгрупповые конфликты.

Предконфликтная ситуация, инцидент, конфликт. Спор и конфликт. Основные правила поведения в споре. «Удары ниже пояса» и другие приемы, ведущие к иррациональному спору.

Способы ведения конфликта. Борьба и согласие. Принципиальный подход. Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу. Ориентация на

соперника и на собственные интересы. Сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.

Точка бифуркации и порог терпимости в конфликте.

Эмоциональный аспект конфликта. Транзактный анализ конфликта.

Изменение социально-психологической напряженности в конфликте в течение противостояния интересов сторон. «Паузы» в конфликте.

Цели сторон в конфликте.

Субъекты экономического и трудового конфликтов.

Стороны конфликта на макро-, среднем и микроуровнях.

Объект и предмет конфликта.

ТЕМА 3. Источники, объект и причины конфликта

Противоречивая основа конфликтов. Субъективные и объективные основы конфликтов. Причина и повод. Основные причины, содержащие конфликтные ситуации. Информационные, ресурсные, статусные, пространственно-временные, этнокультурные , поведенческие факторы в конфликте.

Причины экономических конфликтов.

Конфликт как проявление социальной активности и как следствие низкого социального уровня. Барьеры преодоления конфликтов в организации.

Источники трудовых конфликтов. Проявление менталитета в причинах, вызвавших трудовые конфликты.

ТЕМА 4. Социально-психологические основы конфликта

Агрессивность как психологическая основа конфликта. Социальные факторы агрессивности.

Конфликт как проявление негативных психологических состояний у сторон: стресса, неприязни, плохого настроения, депрессии, зависти, мести, агрессии.

Социально-психологические свойства личности, способствующие конфликту. Конформизм и высокая самонадеянность. Закономерности воздействия толпы на психическое состояние личности. Массовое поведение и конфликты.

Конфликт и лидерство. Роль лидера в конфликте. Типы лидерства в конфликтах. Авторитет и власть, их роль в конфликте.

Барьеры восприятия субъектов экономической и трудовой деятельности.

Влияние социально-психологического климата на конфликтность в трудовом коллективе.

ТЕМА 5. Динамика развития, функции и мотивация конфликта

Закономерности возникновения конфликта. Социальная напряженность. Проблема измерения конфликтности. Приемы и средства провоцирования конфликта.

Дискретный и перманентный конфликты. Экстремумы и стадии затишья в развитии конфликта.

Способы затягивания конфликта. Скрытое и открытое проявления конфликта. Эскалация и «затухание» конфликта. Мотивация конфликтного поведения.

ТЕМА 6. Экономические конфликты

Причины и формы проявления экономических конфликтов. Взаимосвязь хозяйственной культуры и экономических конфликтов. Конфликты между органами управления, субъектами предпринимательской деятельности, порождающиеся конкуренцией.

Конфликты, вызванные изменением отношений собственности.

Заработная плата и распределение дохода как главные факторы экономических конфликтов.

Проявление менталитета в возникновении и эскалации экономических конфликтов в России.

ТЕМА 7. Трудовые конфликты

Трудовые, организационные, управленческие, производственные конфликты.

Формы трудовых конфликтов. Снижение производительности как скрытая форма трудовых конфликтов. Забастовка как высшая, открытая и коллективная форма конфликта. Разновидности забастовок.

Локаут и возможные ответные реакции работодателей к наемным работникам.

Организационные особенности конфликтов. Организационная культура и социальная напряженность. Корпоративность и мафиозность, как факторы конфликтности в организациях.

ТЕМА 8. Управление конфликтами

Формы управления конфликтами — профилактика, разрешение, регламентация, манипуляция, отличие между ними. Их достоинства и недостатки.

Способы управления конфликтами: организационные, экономические, правовые, этнокультурные, социально-психологические, политические и силовые методы управления конфликтами.

ТЕМА 9. Профилактика конфликта

Прогнозирование конфликта. Методы измерения и прогнозирования напряженности на институциональном, территориальном и организационном уровнях.

Профилактика конфликтов на стадии предконфликтной ситуации. Предупреждение и предотвращение конфликта.

Устранение причин, вызвавших предконфликтную ситуацию. Способы профилактики конфликтов. Правовые, организационные, социально-психологические, коммуникативные и информационные способы предотвращения конфликтов.

Переговоры как эффективный способ регулирования предконфликтных ситуаций.

Профилактика экономических и трудовых конфликтов. Система социального партнерства как способ профилактики экономических и трудовых конфликтов. Роль трудовой инспекции, профсоюзов и потенциала работника в профилактике и разрешении трудовых конфликтов.

Зависимость профилактики трудовых конфликтов от сплоченности коллектива, стилей управления, социально-экономической самоорганизации работников.

Роль эффективности институциональных регуляторов в предупреждении экономических конфликтов.

ТЕМА 10. Способы разрешения конфликтов

Принципы и правила разрешения конфликтов. Анализ конфликтной ситуации как подготовка к разрешению конфликтов. Прогнозирование возможных последствий конфликта.

Эффективное разрешение конфликта. Принципы и условия эффективного разрешения конфликта.

Стратегия разрешения конфликта. Тактика взаимодействия конфликтующих сторон при разрешении конфликта. «Замораживание» и подавление конфликта. Разрешения конфликта, с ориентацией на выигрыш, компромисс и проигрыш.

Роль посредников в разрешении конфликта. Посредничество и примирение. Требования к посреднику. Использование умеренной нейтрализации посредниками в разрешении конфликта.

Переговоры в разрешении конфликтов. Приемы, применяемые сторонами и посредниками в переговорах для урегулирования конфликта. Требования к переговорному процессу.

Социально-психологические проблемы послеконфликтной ситуации.

Роль руководителя в разрешении трудовых конфликтов.

ТЕМА 11. Правовые и экономические основы регламентации конфликтов

Система правовой регламентации конфликтов. Нормативно-правовая основа регламентации конфликтов. Органы правопорядка, их роль в регламентации конфликтов.

Правовые основы регламентации экономических и трудовых конфликтов. Способы регламентации конфликтов в трудовой и экономической деятельности. Роль трудовой инспекции в регулировании трудовых конфликтов.

ТЕМА 12. Последствия конфликтов. Способы их прогнозирования

Конструктивные и деструктивные последствия конфликта. Влияние внутренних и внешних факторов на последствия конфликта в организации. Показатели, отражающие деструктивные последствия экономических и трудовых конфликтов: банкротство, смена руководства или владельцев, увольнение по собственному желанию и прочие.

Методы прогнозирования последствий конфликта: аналитические, статистические, правовые, экономические и математические, возможности их комплексного применения.

ТЕМА 1. Источники, объект и причины конфликта

На конкретном примере установить:

1) причины, вызвавшие данную конфликтую ситуацию;

2) определить причины институционального, организационного и персонифицированного уровня;

3) выявить открытые и скрытые причины в данном конфликте;

4) установить повод, а также стремление сторон подмены причин конфликта с поводом;

5) выделить ложные и реальные причины конфликта;

6) методом контент-анализа установить, какие причины чаще всего вызывают конфликтную ситуацию в настоящее время.

ТЕМА 2. Социально-психологические основы конфликта

На примере конкретной конфликтной ситуации определить:

1) значимость агрессивности, чувства неприязни сторон друг к другу;

2) наличие стресса, депрессии, фрустрации у субъектов;

3) дать оценку статусно-ролевым позициям в данном конфликте.

ТЕМА 3. Динамика развития, функции и мотивация конфликта

Поэлементный анализ конфликтной ситуации из собственной практики.

  1. Уточнение субъектов, участников и их предполагаемой цели.
  2. Степень ориентации субъектов на соперника.
  3. Позиционные изменения (по К. Томасу) в течение всего конфликта.
  4. Психологические и позиционные способы давления, примененные сторонами.

ТЕМА 4. Экономические конфликты

  1. Выделить наиболее частые типы конфликта в отраслях экономики, регионах России, организациях различных форм собственности.
  2. Раскрыть причины и формы проявления наиболее типичных в настоящее время конфликтов в социально-экономической сфере.
  3. Разбор ситуационных задач. Пример: Конфликт между предпринимателем (субъектом хозяйственной деятельности) и налоговой инспекцией (органом управления).

ТЕМА 5. Трудовые конфликты

На основе анализа конфликтных ситуаций в области трудовых отношений установить:

1) причины трудовых конфликтов;

2) субъектов, участников и сторон конфликта;

3) динамику обострения взаимоотношений;

4) последствия трудовых конфликтов.

ТЕМА 6. Методы управления конфликтами

На основе конкретной конфликтной ситуации в экономической и трудовой деятельности определить реально применяемые и наиболее эффективные, с позиций конфликтологии, способы управления конфликтами.

ТЕМА 7. Профилактика конфликтов

Анализ конфликтной ситуации на примере наиболее типичных видов конфликтных взаимоотношений. Пример: Недовольство по поводу задержки выплат заработной платы.

  1. Установить возможность прогнозирования конфликта.
  2. Разработать мероприятия по профилактике конфликтной ситуации с применением организационных, социально-психологических, правовых, включая элементы систем социального партнерства, коммуникативных и информационных алгоритмов.
  3. Выбрать посредников (примирителей).
  4. Выработать тактику ведения переговоров.

ТЕМА 8. Способы разрешения конфликтов

Деловая игра «Забастовка».

Разработать программу игры. Определить участников, выделив из числа студентов «Работодателей», «Наемных работников», «Представителей администрации региона», «Профсоюзных лидеров». Цель игры: Раскрыть причины, динамику и возможные последствия социально-экономических конфликтов, выявить их особенности в игровой ситуации, а также закрепить у студентов знания по стратегии и тактике нахождения компромисса в конфликтных ситуациях.

Анализ игры. Подведение итогов.

Скачать шаблоны wordpress.