УМСТВЕННЫЕ ПРИВЫЧКИ, ПОРОЖДАЮЩИЕ ЭМОЦИИ
Когда мы подвержены эмоциям, нам не приходит в голову подумать о том, откуда берутся наши чувства. Нам кажется, например, что обида исходит от обидчика, а гнев от жертвы агрессии. Но на самом деле эмоция вырабатывается вследствие привычного акта сравнения между тем как должен себя вести человек и как он на самом деле себя ведет.
И поскольку эта работа идет бессознательно, мы не знаем, как появляется эмоция, а получаем ее в готовом виде. Именно этот образ неосознаваемого мышления и называется патогенным. Оно возникает всегда, когда мы наделяем какой-либо объект свойствами, которого он не имеет.
В тоже время, если проанализировать эмоции, становится нетрудно понять, что обида создается не другим человеком, которого мы именуем обидчиком, гнев создается не плохим поведением ребенка, а работой нашего ума.
Как мы уже знаем, наш ум может работать произвольно и непроизвольно, преднамеренно и не преднамеренно, сознательно и по привычке.
Значительная часть мышления протекает по привычке, бессознательно, автоматически, и мы осознаем только его результаты. Таким образом мышление, как и любое умственное поведение, тоже может образовывать навыки, которые, соединяясь, образуют привычки.
Именно в силу таких привычек, один, привычный нам, результат для нас желателен, а непривычный результат может привести даже к шоку. Например, муж в интимной ситуации, сравнил вас с девушкой, которая, как вы подозреваете, чрезмерно внимательна к вашему мужу. Даже если сравнение в вашу пользу, то скандал обеспечен.
Можно еще сказать, что привычка — это тот же навык, неисполнение которого создает нам неприятности.
Так, привыкнув быть при галстуке на работе, вы испытываете дискомфорт, если эта привычка нарушается. Таким же путем наши эмоции порождаются отклонением движения ума от умственных привычек.
Если вы узнаете о технологии работы вашего ума и поймете, как это происходит, то вы приобретете способность к осознанию его скрытой работы. Таким образом вы приобретаете способность к объективной интроспекции.
Ваше сознание расширится, и вы приобретете способность контролировать те операции ума, которые были вам ранее неподвластны.
Таким образом через контроль разума вы приобретаете способность контролировать свои эмоции.
Если в момент переживаний вы возьмете на себя труд объективно обдумать их, то вам не составит труда осознать глубинные технологии этого переживания, отыскав те места в вашем жизненном и умственном пространстве, в которых возникает противоречие между вашими привычками и реальностью. Именно этому следует учиться, чтобы овладеть саногенным мышлением.
Мысля саногенно вы будете сознательно принимать решение, что главнее для вас, реальность в виде наклонностей и индивидуальных особенностей, или ваши привычки, которые порождают ожидания, которые могут быть нереалистичными и даже абсурдными.
Осмысление этих расхождений и составляет основу саногенного мышления. Патогенное же мышление застревает на этих расхождениях, превращая их в невротическую навязчивость, когда бесполезное и невыполнимое действие повторяется и повторяется.
Большинство людей не могут устранить бесполезные и вредные умственные операции, с помощью которых мы набиваем шишки в виде обид, вины, оскорбления.
Патогенное мышление обостряет противоречия в общении супругов и ведет к конфликту, накоплению обид и взаимной неприязни, которые часто разрешаются путем развода.
Если бы супруги владели саногенным мышлением, то с пользой для себя и своих детей смогли бы приспособиться к семейной ситуации.
Комментарии закрыты