Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.
Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.
Это правила поведения, которые были приняты для речевого общения между собеседниками.
Эти правила необходимы для того чтобы умело поддержать ту или иную тему разговора. Знание этих правил, помогает человеку держаться уверенно и непринужденно, в общении можно избежать промашек и насмешек.
Выражения, которые относятся к речевому этикету, мы слышим повседневно. К ним относятся слова приветствия, обращения, а так же выражения, которые могут очень хорошо поддержать тему разговора.
Манерами хорошего тона обладают как правила хорошо эрудированные люди, с которыми есть о чем побеседовать.
По степени владения речевым этикетом, можно определить профпригодность человека. Это относится, прежде всего, к тем людям, которым приходится постоянно общаться с людьми.
Для чего люди должны постоянно соблюдать правила речевого этикета?
Вы можете сами взять примеры из собственной жизни. Начиная даже с домашнего быта, мы постоянно, перед тем как ложиться спать говорим друг другу «спокойной ночи», а когда просыпаемся, говорим «доброе утро». Из этого можно понять, что культура общения всего мира, начинается с домашнего порога.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.
Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми.
Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
- начало разговора (приветствие / знакомство);
- основная часть, беседа;
- заключительная часть разговора.
Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета.
Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа).
С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Речевой этикет регулирует правила речевого поведения человека в обществе.
Система речевого этикета — это устойчивые, стереотипные формулы обращения, приглашения, просьбы, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приветствия.
В составе речевого этикета большое место занимают обращения — отдельные слова или словосочетания, употребляющиеся в диалоге.
Обращения отражают отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общения, и квалифицируют его участников.
В системе обращений, принятой в обществе, проявляются официальные отношения, установившиеся между людьми, принадлежащими к определенным общественным группам.
Речевой этикет зависит от участников беседы.
Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы.
Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы – на уважение и большую формальность в разговоре.
В зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения мы используем разные разговорные приёмы.
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре.
Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах
Комментарии закрыты