Представляемая читателю книга – первый опыт создания учебного пособия для студентов по психологии делового общения.
Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.
То обстоятельство, что данная дисциплина преподается теперь в ряде государственных и негосударственных вузов, определяет необходимость издания пособия.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек–человек", – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.
Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми – это наука и искусство.
Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание.
В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
Данное учебное пособие выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности.
Автор ставил своей задачей систематизацию материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами.
Особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи). Зачастую на практике трудно разделить эти два вида общения или провести между ними жесткую границу.
Именно поэтому глава I посвящена проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия "общение", рассматриваются виды и формы общения, его структура и психологические механизмы, а также стили общения. Материал иллюстрируется примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций. В последующих главах рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей практике.
В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление другими должно начинаться с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах.
Самопознанию и самоуправлению в известной степени способствует тестирование.
Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания выполняют двоякую роль: помогают аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной личности.
Этот интерес будет проявляться и во время тестирования, и после него, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и в определении личностных резервов.
Главная задача данного учебного пособия – помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Успешная реализация этих знаний в процессе общения и взаимодействия с другими людьми зависит уже от личных усилий.
В пособии представлен словарь основных психологических понятий, обращение к которому будет способствовать лучшему усвоению материала. Кроме того, предлагается список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.
Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем, кто интересуется психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху. Восточная мудрость гласит: "Знать, чтобы уметь". Я буду рада, если знакомство с этой книгой принесет вам знания, а использование психологических приемов даст умения. Именно поэтому, если читатель в итоге почувствует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, партнерами, а также с незнакомыми людьми, – автор будет считать свою задачу выполненной.
В добрый путь!
4 3.3. Наши поступки в общении
6 3.4. Поведение участников спора
8 3.5. Индивидуальные особенности участников спора
9 3.6. Национальные и культурные традиции
10 3.7. Уважительное отношение к оппоненту
11 3.8. Выдержка и самообладание в споре
12 4.2. Вопросы в споре и виды ответов
14 4.4. Позволительные и непозволительные уловки
15 § 1. Деловая беседа как основная форма делового общения
16 § 1. Из истории ораторского искусства
17 § 1. Из истории происхождения спора
18 § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
19 § 1. Определение понятия общение . Структура и средства общения
20 § 1. Понятие конфликта и его социальная роль
22 § 2. Вопросы собеседников и их психологическая сущность
23 § 2. Выслушивание партнера как психологический прием
24 § 2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации
26 § 2. Определение понятий спор , дискуссия
27 § 2. Подготовка к выступлению
28 § 2. Проксемические особенности
29 § 2. Характеристика и содержание общения.Механизмы воздействия в процессе общения
33 § 3. Парирование замечаний собеседников
34 § 3. Перцептивная сторона общения
35 § 3. Причины и последствия конфликтов
37 § 3. Техника и тактика аргументирования
39 § 4. Как завоевать и удержать внимание аудитории
40 § 4. Коммуникативная сторона общения
41 § 4. Психологические и паралингвистическиеособенности невербального общения
42 § 4. Психологические приемы влияния на партнера
43 § 4. Психологические приемы убеждения в споре
44 § 4. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях
45 § 4. Формирование переговорного процесса
46 § 5. Интерактивная сторона общения
47 § 5. Как завершить выступление
48 § 5. Межнациональные различияневербального общения
49 § 5. Национальные стили ведения деловых переговоров
50 § 5. Стрессы и стрессовые ситуации
52 § 6. Культура речи делового человека
54 §1. Создание благоприятного психологическогоклимата во время переговоров
55 Глава I
56 Глава II
57 Глава III
58 Глава IV
59 Глава V
60 Глава VI
61 Глава VII
62 Глава VIII
63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66 Психологический практикум Тест Какой вы лектор?
69 Словарь основных психологических понятий*
Комментарии закрыты