Бороздина Г.В. Психология делового общения

Представляемая читателю книга – первый опыт создания учебного пособия для студентов по психологии делового общения. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. То обстоятельство, что данная дисциплина преподается теперь в ряде государственных и негосударственных вузов, определяет необходимость издания пособия.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек–человек», – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Данное учебное пособие выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности.

Автор ставил своей задачей систематизацию материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами.

Особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи). Зачастую на практике трудно разделить эти два вида общения или провести между ними жесткую границу. Именно поэтому глава I посвящена проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия «общение», рассматриваются виды и формы общения, его структура и психологические механизмы, а также стили общения. Материал иллюстрируется примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций. В последующих главах рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей практике.

В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление другими должно начинаться с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Самопознанию и самоуправлению в известной степени способствует тестирование. Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания выполняют двоякую роль: помогают аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной личности. Этот интерес будет проявляться и во время тестирования, и после него, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и в определении личностных резервов.

Главная задача данного учебного пособия – помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Успешная реализация этих знаний в процессе общения и взаимодействия с другими людьми зависит уже от личных усилий.

В пособии представлен словарь основных психологических понятий, обращение к которому будет способствовать лучшему усвоению материала. Кроме того, предлагается список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.

Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем, кто интересуется психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Я буду рада, если знакомство с этой книгой принесет вам знания, а использование психологических приемов даст умения. Именно поэтому, если читатель в итоге почувствует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, партнерами, а также с незнакомыми людьми, – автор будет считать свою задачу выполненной.

В добрый путь!

1 3.1. Первое впечатление

2 3.2. Длительное общение

3 3.2. Позиции полемистов

4 3.3. Наши поступки в общении

5 3.3. Употребление понятий

6 3.4. Поведение участников спора

7 3.4. Самоподача в общении

8 3.5. Индивидуальные особенности участников спора

9 3.6. Национальные и культурные традиции

10 3.7. Уважительное отношение к оппоненту

11 3.8. Выдержка и самообладание в споре

12 4.2. Вопросы в споре и виды ответов

13 4.3. Нечестные приемы

14 4.4. Позволительные и непозволительные уловки

15 § 1. Деловая беседа как основная формаделового общения

16 § 1. Из истории ораторского искусства

17 § 1. Из истории происхождения спора

18 § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

19 § 1. Определение понятия общение .Структура и средства общения

20 § 1. Понятие конфликта и его социальная роль

21 § 1. Что такое имидж?

22 § 2. Вопросы собеседников и их психологическая сущность

23 § 2. Выслушивание партнера как психологический прием

24 § 2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации

25 § 2. Модели поведения

26 § 2. Определение понятий спор , дискуссия

27 § 2. Подготовка к выступлению

28 § 2. Проксемические особенности

29 § 2. Характеристика и содержание общения.Механизмы воздействия в процессе общения

30 § 3. Визуальный контакт

31 § 3. Культура спора

32 § 3. Начало выступления

33 § 3. Парирование замечаний собеседников

34 § 3. Перцептивная сторона общения

35 § 3. Причины и последствия конфликтов

36 § 3. Телесный имидж

37 § 3. Техника и тактика аргументирования

38 § 4. Внешний вид

39 § 4. Как завоевать и удержать внимание аудитории

40 § 4. Коммуникативная сторона общения

41 § 4. Психологические и паралингвистическиеособенности невербального общения

42 § 4. Психологические приемы влияния на партнера

43 § 4. Психологические приемы убеждения в споре

44 § 4. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях

45 § 4. Формирование переговорного процесса

46 § 5. Интерактивная сторона общения

47 § 5. Как завершить выступление

48 § 5. Межнациональные различияневербального общения

49 § 5. Национальные стиливедения деловых переговоров

50 § 5. Стрессы и стрессовые ситуации

51 § 5. Тактика общения

52 § 6. Культура речи делового человека

53 § 6. Стили общения

54 §1. Создание благоприятного психологическогоклимата во время переговоров

55 Глава I

56 Глава II

57 Глава III

58 Глава IV

59 Глава V

60 Глава VI

61 Глава VII

62 Глава VIII

63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

64 Психологический практикум

65 Психологический практикум

66 Психологический практикум Тест Какой вы лектор?

67 Психологический практикум*

68 Психологический практимум

69 Словарь основных психологических понятий*

70 Список литературы

Скачать шаблоны wordpress.