>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Оформление теории социальной работы до 1920 г.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З.Фрейда.

Одной из первых книг М.Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях”. Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету.

В начале XX в. получает распространение идеология индивидуального подхода к нуждам клиентов, которая охватывает различные области социальной работы, в том числе медицинскую, консультирования в области трудовых отношений, по проблемам пенологии (науки о наказаниях в тюрьмах), детского попечительства. К этому времени в практике социальной работы складываются следующие принципы индивидуальной работы:

  1. Причины неумения человека приспособиться к окружающей среде вызваны экономическими и социальными факторами.
  2. Люди реагируют на социальные явления, используя личностные ресурсы: биологические и интеллектуальные.
  3. Люди, независимо от их социального статуса, имеют чувство собственного достоинства, они достойны уважения.
  4. Установление правильного диагноза требует изучения отдельной проблемы в качестве индивидуальной. Необходимо исследовать различные стороны жизни клиента: социальные, экономические, семейные, интеллектуальные.
  5. В процессе сбора и анализа фактов с клиентом должны быть установлены дружеские отношения.
  6. После установления диагноза социальный работник формулирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие — необходимое условие выполнения поставленных целей.

В 1917 г. выходит книга “Социальные диагнозы”, в которой М.Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

В “Социальных диагнозах” суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента.

В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая, как “диагноз”, “лечение”, “клиент”, но с новым семантическим значением.

Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как “медицинская модель” индивидуальной работы.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М.Ричмонд считала, что социальная работа — это “искусство помощи”, своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента “как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации”.

Согласно концепции М.Ричмонд, вмешательство (“интервенции”, в ее терминологии) со стороны социального работника могло осуществляться директивным и недирективным лечебным методом.

“Директивное лечение” осуществлялось в непосредственном взаимодействии — “ум на ум”.

Под этим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участливость.

“Недирективное воздействие” как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В этой же книге были впервые обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые имели следующие основные этапы:

  • получение информации;
  • диагноз (исследование состояния социального отклонения);
  • прогноз (предположения перспективы улучшения);
  • лечение (оказание помощи клиенту).

В индивидуальной работе с клиентом в “Социальных диагнозах” прослеживается отход М.Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента.

Процесс предстает как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М.Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов “с различными культурными и жизненными стилями”. Разработанные исследовательницей принципы начинают применяться в работах с группами и общностями.

Теоретические разработки М.Ричмонд имели большое значение не только для практики, но и для развития ее теории. Теоретическое осмысление личности в ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе дали толчок к развитию “помогающей науки”.

Прикладная теория основывалась на реальных фактах, которые получали оценку в системе научной рефлексии, тем самым способствуя формированию контуров будущей теории познания в социальной работе.

“Социальные диагнозы” стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Грейс Мейкус (Grace Macus) через 20 лет после публикации этой книги писал о М.Ричмонд и ее деятельности:

“Это явилось выдающейся Школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем.

Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы”.

Комментарии закрыты