4.2. Социально-психологические свойства личности, способствующие конфликту

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), предлагаем ознакомиться с пятью основами типами конфликтных личностей.

1. Конфликтная личность демонстративного типа:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • ее отношение к людям определяется тем, как они к ней относятся;
  • такой личности легко даются поверхностные конфликты, она любуется своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и непоследовательно воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2. Конфликтная личность ригидного типа:

  • подозрительна:
  • обладает завышенной самооценкой;
  • для нее постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинейна и негибка;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается ею как обида;
  • болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3. Конфликтная личность неуправляемого типа:

  • импульсивна, недостаточно контролирует себя;
  • поведение такого человека плохо предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;
  • для нее характерен высокий уровень притязаний;
  • несамокритична;
  • во многих неудачах, неприятностях склонна обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

4. Конфликтная личность сверхточного типа:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствительна к деталям;
  • склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ей кажется, что ее обидели;
  • страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.);
  • сдержанна во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе;

5. Конфликтная личность бесконфликтного типа:

  • неустойчива в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречива;
  • для нее характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист -практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Социально-психологические свойства личности проявляются и в деловом общении, где также можно выделить типы людей, которым свойственно создание конфликтных ситуаций из-за нежелания или неумения конструктивно вести деловое общения особенно в споре.

К деструктивному общению чаще всего ведет:

  1. «Танк» — не видит препятствий в виде мнения, позиции оппонента.
  2. «Мина» — взрывается, как только кто-то задевает его интересы.
  3. «Всезнайка» — пытается демонстрировать свои знания.
  4. «Псевдоактив» — играет на публику.
  5. «Пессимист» — переводит проблему в бесперспективное русло, когда любое завершение — ничего не обещающая потеря.
  6. «Оппонент» — стремится больше возразить, иногда не вникая в суть высказываний.
  7. «Крутой» — снижение значимости высказываний собеседника: «Да, ладно», «Ерунда», «Это мелочь».
  8. «Соглашатель» — идет на поводу.
  9. «Мститель» — берёт «реванш» за прошлые поражения.
  10. «Наблюдатель» — пассивный, только слушает.
  11. «Дипломат» — осторожный, избегает оценки, конкретности и пр.
  12. «Консерватор» — отстаивает тривиальные, устаревшие, не актуальные решения.
  13. «Философ» — переводит спор на трансцендентный уровень. Говорит обо всем идеолизированно, глобально.
  14. «Демагог» — больше всего критикует, мало что предлагает.
  15. «Закомплексованный» — спорит в основном для того, чтобы убедить себя и других в том, что он тоже в этом разбирается.
  16. «Садист» — старается вывести партнера из себя, помучить, а сам этим наслаждается.
  17. «Тупой» — недостаточно владеет ситуацией, но активно, убежденно отстаивает своё мнение.
  18. «Заводной» — очень быстро выходит из себя, и по поводу и без повода.

В споре часто употребляются фразы, из-за которых спор становится неэффективным, и способствует возникновению конфликта, задевая

самолюбие, чувство собственного достоинства партнера. В числе таких фраз можно выделить: ничего подобного; вы не знаете (понимаете); я Вас не понимаю; такого не может быть; это не правда; я с Вами не согласен; у меня свои интересы (правила, принципы); ты должен; я требую; я Вас заставлю; я ненавижу; это Ваши проблемы; меня не волнует; мне наплевать; я лучше знаю; да, что Вы говорите; не лезьте не в своё дело; я сейчас Вам докажу; ты ещё молодой и пр.

Манипуляция — это скрытое управление субъектом против его воли. Манипулятор, прежде всего, устанавливает слабости, позволяющие ему «добраться» до «жертвы». Слабости могут быть следующие:

  • Жажда быстрого обогащения, наживы.
  • Любопытство.
  • Желание произвести впечатление.
  • Потребности в острых ощущениях.
  • Желание помочь беззащитному.