Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), предлагаем ознакомиться с пятью основами типами конфликтных личностей.
1. Конфликтная личность демонстративного типа:
- хочет быть в центре внимания;
- любит хорошо выглядеть в глазах других;
- ее отношение к людям определяется тем, как они к ней относятся;
- такой личности легко даются поверхностные конфликты, она любуется своими страданиями и стойкостью;
- хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
- рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;
- планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и непоследовательно воплощает его в жизнь;
- кропотливой систематической работы избегает;
- не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
- часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
2. Конфликтная личность ригидного типа:
- подозрительна:
- обладает завышенной самооценкой;
- для нее постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
- часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
- прямолинейна и негибка;
- с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
- выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
- выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается ею как обида;
- болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
3. Конфликтная личность неуправляемого типа:
- импульсивна, недостаточно контролирует себя;
- поведение такого человека плохо предсказуемо;
- ведет себя вызывающе, агрессивно;
- часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;
- для нее характерен высокий уровень притязаний;
- несамокритична;
- во многих неудачах, неприятностях склонна обвинять других;
- не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
- недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
- из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
4. Конфликтная личность сверхточного типа:
- скрупулезно относится к работе;
- предъявляет повышенные требования к себе;
- предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается;
- обладает повышенной тревожностью;
- чрезмерно чувствительна к деталям;
- склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
- иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ей кажется, что ее обидели;
- страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.);
- сдержанна во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
- не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе;
5. Конфликтная личность бесконфликтного типа:
- неустойчива в оценках и мнениях;
- обладает легкой внушаемостью;
- внутренне противоречива;
- для нее характерна некоторая непоследовательность поведения;
- ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
- недостаточно хорошо видит перспективу;
- зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
- излишне стремится к компромиссу;
- не обладает достаточной силой воли;
- не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист -практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.
Социально-психологические свойства личности проявляются и в деловом общении, где также можно выделить типы людей, которым свойственно создание конфликтных ситуаций из-за нежелания или неумения конструктивно вести деловое общения особенно в споре.
К деструктивному общению чаще всего ведет:
- "Танк" — не видит препятствий в виде мнения, позиции оппонента.
- "Мина" — взрывается, как только кто-то задевает его интересы.
- "Всезнайка" — пытается демонстрировать свои знания.
- "Псевдоактив" — играет на публику.
- "Пессимист" — переводит проблему в бесперспективное русло, когда любое завершение — ничего не обещающая потеря.
- "Оппонент" — стремится больше возразить, иногда не вникая в суть высказываний.
- "Крутой" — снижение значимости высказываний собеседника: "Да, ладно", "Ерунда", "Это мелочь".
- "Соглашатель" — идет на поводу.
- "Мститель" — берёт "реванш" за прошлые поражения.
- "Наблюдатель" — пассивный, только слушает.
- "Дипломат" — осторожный, избегает оценки, конкретности и пр.
- "Консерватор" — отстаивает тривиальные, устаревшие, не актуальные решения.
- "Философ" — переводит спор на трансцендентный уровень. Говорит обо всем идеолизированно, глобально.
- "Демагог" — больше всего критикует, мало что предлагает.
- "Закомплексованный" — спорит в основном для того, чтобы убедить себя и других в том, что он тоже в этом разбирается.
- "Садист" — старается вывести партнера из себя, помучить, а сам этим наслаждается.
- "Тупой" — недостаточно владеет ситуацией, но активно, убежденно отстаивает своё мнение.
- "Заводной" — очень быстро выходит из себя, и по поводу и без повода.
В споре часто употребляются фразы, из-за которых спор становится неэффективным, и способствует возникновению конфликта, задевая самолюбие, чувство собственного достоинства партнера.
В числе таких фраз можно выделить: ничего подобного; вы не знаете (понимаете); я Вас не понимаю; такого не может быть; это не правда; я с Вами не согласен; у меня свои интересы (правила, принципы); ты должен; я требую; я Вас заставлю; я ненавижу; это Ваши проблемы; меня не волнует; мне наплевать; я лучше знаю; да, что Вы говорите; не лезьте не в своё дело; я сейчас Вам докажу; ты ещё молодой и пр.
Манипуляция — это скрытое управление субъектом против его воли. Манипулятор, прежде всего, устанавливает слабости, позволяющие ему "добраться" до "жертвы".
Слабости могут быть следующие:
- Жажда быстрого обогащения, наживы.
- Любопытство.
- Желание произвести впечатление.
- Потребности в острых ощущениях.
- Желание помочь беззащитному.
Комментарии закрыты