Умен ты или глуп,
велик ты или мал,
Не знаем мы,
пока ты слово не сказал.
Саади (персидский
мыслитель и поэт XIII в.)
Язык часто называют инструментом общения.
Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: "Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали".
Но дело не только во впечатлении, которое производит речь.
Слова – оболочка мыслей.
Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.
Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению:
Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу;
во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.
Мы часто ставим на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее.
"Говорить правильно" и "говорить хорошо" – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.
Культура речи предполагает:
знание норм литературного языка;
соблюдение основных требований к языку выступления;
выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств.
Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить собеседника, партнера, аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону. Ведь слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.
Может быть, поэтому следовало бы говорить не о любви с первого взгляда, а скорее о любви с первого слова. Академик Д. С. Лихачев подчеркнул, что для него культура речи – главный показатель культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей. Незазорным считала для себя М. Тэтчер, находясь у власти, учиться грамотно говорить, повышать свой образовательный уровень.
Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего, усиливая у последнего чувство неловкости и еще более усугубляя его положение.
Так, Б. Шоу говорил следующее: можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.
В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2–3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Приходится иногда слышать такое мнение: "Что изменится, или меня не поймут, если я скажу "средствá", а не "срéдства""?
Здесь мы получаем следующий психологический эффект. Когда мы слышим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывается (нужно дополнительное время на его осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.
Ошибки в ударении нельзя оправдать тем, что "все так говорят". Сразу становится ясно, кто эти "все". Д.Р. Паркинсон в книге "Люди сделают так, как захотите вы" пишет: "Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь ".
Никто не может полностью избежать обмолвок.
Они случаются даже у лучших ораторов.
Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы) типа: "охватить мероприятием …", "уделить должное внимание …", "в настоящий момент …". Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос": его "ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и утрамбовывают ".
Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать", "понимаете ", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.
М. Твен однажды сказал: "Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светлячком ".
Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток – 9000. Взрослый среднего образовательного уровня – 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" – до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.
Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60–70 слов в минуту.
Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.
Устная речь отличается от письменной более короткими предложениями, простотой построения фраз, употреблением разговорной лексики, эмоциональной окрашенностью. Для устной речи, ориентированной на слушателя, характерны вопросительные предложения, обращения, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении ("Мы видим, что…", "Как вы знаете…", "Подумаем", "Вспомните").
Хорошая устная речь обладает достоинствами, которых нет у звучащей письменной речи: она понятна, ее содержание усваивается сразу же, она побуждает мысль и запоминается.
Каких ошибок следует избегать прежде всего?
Например:
неправильного выбора слова;
ошибки в произнесении слов;
грамматических ошибок в словах;
неправильного построения предложений.
Заглянуть в словарь перед выступлением так же обязательно, как посмотреть в зеркало перед выходом на улицу. Точнее говоря, в словарь надо заглядывать не только перед выступлением
Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на нее. И помнить о том, что без общения со слушателями никакая цель не будет достигнута. В ораторской речи воплощаются все три функции языка: общение, сообщение, воздействие. Выполнение этих функций привело к тому, что в языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, называемые функциональными стилями.
К ним относятся:
разговорный (функция общения);
научный и официально-деловой (функция сообщения);
публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).
Конечно, эти стили не существуют изолированно друг от друга. Но все же каждый функциональный стиль имеет свои особенности.
Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, как он использует возможности языка. Неповторимость стиля определяется особенностями темперамента, характера, типом мышления. Стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора.
При всех своих индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль. По словам Цицерона, как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, чем видеть, что уместно.
Выбор уместного стиля речи можно сравнить с выбором костюма для какого-нибудь мероприятия. То*, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.
В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разговорный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, емкие фразы, прямые и риторические вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, строгий отбор слов при выражении мыслей.
Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.
Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.
Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской.
Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп (от греч. tropes – поворот) – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.
Напомним самые распространенные тропы.
Сравнение – наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).
Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.
"Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час" (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына).
Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям.
"Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент " (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".
Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете".
Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".
Ирония – слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".
Олицетворение – троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).
Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры – особые построения фраз.
Риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).
Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Солженицын).
Инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности
речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).
Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора – анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).
Пример анафоры – отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка".
Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:
Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя…, римские всадники не выносят твоего вида…, римский народ желает твоей гибели…, вся Италия проклинает тебя…".
Приведем еще один пример расширенного повтора:
"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.
К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:
"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы…".
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.
Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно – так много источников! И, тем не менее, так сухо… "
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для’ слушателя.
Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"
Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.
"Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "…Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания…" .
Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.
"Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие…", "Вы уже знаете, к чему я клоню".
При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.
Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, – начал он однажды, – есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".
Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу, так как их действие притупляется.
Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.
Как же развить выразительность своей речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное в другом. "Для того, чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства", – писал С.Я. Маршак.
Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности.
Комментарии закрыты