Содержательные теории мотивации труда и их применение

Для успешного управления персоналом каждый менеджер должен, хотя бы в общих чертах, знать, чего хотят и чего не хотят подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком состоянии они находятся, как можно на них повлиять и каких результатов ожидать. Исходя из этого, он или изменяет мотивационную структуру их поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, или осуществляет прямое стимулирование их действий.

Глубокое и всестороннее знание мотивов является ключевой залогом профессиональной пригодности и успешной деятельности современного менеджера.

В начале XX в. в 1923 г. профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Старч, специалист в области бизнес-психологии, составил список мотивов людей относительно тендерных особенностей — мужчин и женщин, — который выглядит следующим образом (табл. 6.1).

В 1938 г. Г. Меррей определил список психологических потребностей, которые использовали как базовые конструкции для личностного тестирования (табл. 6.2).

Данный список был составлен на основании классификации потребностей человека в соответствии с четырех аспектов:

1. Первичные и вторичные потребности, в зависимости от того, имеют они психологическое происхождение или нет.

2. Положительные и отрицательные потребности, в зависимости от того, привлекает объект индивида или отталкивает.

3. Явные или латентные потребности, в зависимости от того, приводит потребность действительную или мнимую поведение.

Осознанные и неосознанные потребности, в зависимости от того, связаны они с интроспективными процессами индивида или нет.

Известный экономист Дж. Кейнс установил существенную отличие между абсолютной и относительной необходимости. По его мнению, существуют «потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются люди, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребности возвышает нас, заставляет чувствовать нас выше других людей».Насыщение абсолютных возможностей возможно, а относительных нет. Относительные потребности нельзя насытить, ведь чем выше их общий уровень, тем больше стремление этот уровень превысить. С экономической точки зрения, при таких условиях, производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развития. Вот почему люди, чей жизненный уровень в абсолютном измерении вырос, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они считали объектом для сравнения, стали жить лучше.

Таблица 6.1

МОТИВЫ ВЗРОСЛЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аппетит — голодУважение к Богу
Любовь к детямСочувствие к другим
ЗдоровьеЗащита других
Половая привлекательностьИнтимность
Родительская / материнская привязанностьСоциальная значимость
АмбицииПреданность другим
УдовольствиеГостеприимство
Телесный комфортТепло
ВладенияИмитация
ОдобрениеТолерантность
Чувство соучастияСпорт, игры
Вкус, наслаждениеУправление другими
Личная значимостьПрохлада
БезопасностьСтрах — настороженность
ЧистотаФизическая активность
Отдых — сонМанипулирование
Домашний уютСтроительство
ЭкономияСтильность
ИнтересЮмор
ДейственностьРазвлечение
Конкуренция / соперничествоЗастенчивость
СотрудничествоНазойливость

Таблица 6.2

СПИСОК психогенные потребности Меррея

Потребности, связанные с несущественными объектамиприобретение
сохранность
порядок
хранения
конструирование, строительство
Потребности, которые отражают амбиции, власть, достижения, престижпреимущество
достижения
признание
проявление
незыблемость
стойкость (для предотвращения стыда, неудачи, унижению, осмеянию)
защищенность (чувство защищенности, безопасности)
противодействие (противодействующее отношение, отношение)
Потребности, связанные с властью человекавлияние, доминирование
уважение
учение морали
Садо-мазохистские потребностиагрессия
унижение
Потребности, связанные с содержаниемуклонения от ответственности (желание избежать ответственности)
Потребности, связанные с привязанностью между людьмисопричастность
отклонения, пренебрежение, обездоленности, угнетения
опека (кормить, помогать или защищать беспомощного)
помощь (искать помощь, защита или сочувствия)
игра
Потребности в общении (желание спросить и быть услышанным)осознание (запитувальна позиция)
толкования (пояснительная позиция)

Французский инженер А. Файоль разработал «административную доктрину», согласно которой основной причиной низкой эффективности производства является слабая система руководства на предприятии. Он сформулировал пять общих функций управления производством:

  • планирование;
  • организация;
  • активизация;
  • координация;
  • контроль.

Герберт А. Саймон предложил переход от многоуровневых, пирамидальных организаций с административными структурами, которые составляют, к наиболее горизонтальных преобразований. На практике это означает, что большая организация численностью 500-600 чел. превращается в сеть ассоциативных структур численностью 50-60 чел. При этом отношения между новыми структурами строятся на базе прибыли, расходов. Так, например, большие по численности государственные структуры в Сина трансформируются в небольшие самокеруючи подразделения.

Переход к сети небольших по размерам структур ведет к снижению информационных и организационных расходов, одновременно возрастает вероятность их взаимодействия с рынком.Впервые влияние на производительность труда социально-психологических факторов и материальных мотивов изучался на предприятиях «Вестерн электрик» в г. Хоторн (сена). Оказалось, что величина заработной платы имеет значение не сама по себе, а в связи со статусом работника: нельзя платить работнику с низким статусом больше, чем работнику с высшим статусом.

Многие специалисты сейчас выделяют следующие 4 типа потребностей:

1. Физиологические: чувство голода, ощущение жажды, сон, здоровья; хорошая физическая форма; красота; продолжения рода; безопасность; передвижения; секса.

2. Эмоциональные: дружба, любовь; удовлетворение; юмор; агрессия; власть.

3. Умственные (интеллектуальные): любознательность; решения проблем; образование контроль; творчество; истина.

4. Духовные: умиротворение; обыденность, философия, патриотизм, ритуалы, комплекс вины.

Скачать шаблоны wordpress.