Для успешного управления персоналом каждый менеджер должен, хотя бы в общих чертах, знать, чего хотят и чего не хотят подчиненные, каковы основные мотивы их поведения, в каком состоянии они находятся, как можно на них повлиять и каких результатов ожидать.
Исходя из этого, он или изменяет мотивационную структуру их поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя нежелательные, или осуществляет прямое стимулирование их действий.
Глубокое и всестороннее знание мотивов является ключевой залогом профессиональной пригодности и успешной деятельности современного менеджера.
В начале XX в. в 1923 г. профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Старч, специалист в области бизнес-психологии, составил список мотивов людей относительно тендерных особенностей - мужчин и женщин, - который выглядит следующим образом (табл. 6.1).
В 1938 г. Г. Меррей определил список психологических потребностей, которые использовали как базовые конструкции для личностного тестирования (табл. 6.2).
Данный список был составлен на основании классификации потребностей человека в соответствии с четырех аспектов:
1. Первичные и вторичные потребности, в зависимости от того, имеют они психологическое происхождение или нет.
2. Положительные и отрицательные потребности, в зависимости от того, привлекает объект индивида или отталкивает.
3. Явные или латентные потребности, в зависимости от того, приводит потребность действительную или мнимую поведение.
Осознанные и неосознанные потребности, в зависимости от того, связаны они с интроспективными процессами индивида или нет.
Известный экономист Дж. Кейнс установил существенную отличие между абсолютной и относительной необходимости. По его мнению, существуют "потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются люди, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребности возвышает нас, заставляет чувствовать нас выше других людей".
Насыщение абсолютных возможностей возможно, а относительных нет. Относительные потребности нельзя насытить, ведь чем выше их общий уровень, тем больше стремление этот уровень превысить. С экономической точки зрения, при таких условиях, производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развития.
Вот почему люди, чей жизненный уровень в абсолютном измерении вырос, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они считали объектом для сравнения, стали жить лучше.
Таблица 6.1
МОТИВЫ ВЗРОСЛЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
| Аппетит - голод | Уважение к Богу |
| Любовь к детям | Сочувствие к другим |
| Здоровье | Защита других |
| Половая привлекательность | Интимность |
| Родительская / материнская привязанность | Социальная значимость |
| Амбиции | Преданность другим |
| Удовольствие | Гостеприимство |
| Телесный комфорт | Тепло |
| Владения | Имитация |
| Одобрение | Толерантность |
| Чувство соучастия | Спорт, игры |
| Вкус, наслаждение | Управление другими |
| Личная значимость | Прохлада |
| Безопасность | Страх - настороженность |
| Чистота | Физическая активность |
| Отдых - сон | Манипулирование |
| Домашний уют | Строительство |
| Экономия | Стильность |
| Интерес | Юмор |
| Действенность | Развлечение |
| Конкуренция / соперничество | Застенчивость |
| Сотрудничество | Назойливость |
Таблица 6.2
СПИСОК психогенные потребности Меррея
| Потребности, связанные с несущественными объектами | приобретение |
| сохранность | |
| порядок | |
| хранения | |
| конструирование, строительство | |
| Потребности, которые отражают амбиции, власть, достижения, престиж | преимущество |
| достижения | |
| признание | |
| проявление | |
| незыблемость | |
| стойкость (для предотвращения стыда, неудачи, унижению, осмеянию) | |
| защищенность (чувство защищенности, безопасности) | |
| противодействие (противодействующее отношение, отношение) | |
| Потребности, связанные с властью человека | влияние, доминирование |
| уважение | |
| учение морали | |
| Садо-мазохистские потребности | агрессия |
| унижение | |
| Потребности, связанные с содержанием | уклонения от ответственности (желание избежать ответственности) |
| Потребности, связанные с привязанностью между людьми | сопричастность |
| отклонения, пренебрежение, обездоленности, угнетения | |
| опека (кормить, помогать или защищать беспомощного) | |
| помощь (искать помощь, защита или сочувствия) | |
| игра | |
| Потребности в общении (желание спросить и быть услышанным) | осознание (запитувальна позиция) |
| толкования (пояснительная позиция) |
Французский инженер А. Файоль разработал "административную доктрину", согласно которой основной причиной низкой эффективности производства является слабая система руководства на предприятии. Он сформулировал пять общих функций управления производством:
- планирование;
- организация;
- активизация;
- координация;
- контроль.
Герберт А. Саймон предложил переход от многоуровневых, пирамидальных организаций с административными структурами, которые составляют, к наиболее горизонтальных преобразований. На практике это означает, что большая организация численностью 500-600 чел. превращается в сеть ассоциативных структур численностью 50-60 чел.
При этом отношения между новыми структурами строятся на базе прибыли, расходов. Так, например, большие по численности государственные структуры в Сина трансформируются в небольшие самокеруючи подразделения.
Переход к сети небольших по размерам структур ведет к снижению информационных и организационных расходов, одновременно возрастает вероятность их взаимодействия с рынком.Впервые влияние на производительность труда социально-психологических факторов и материальных мотивов изучался на предприятиях "Вестерн электрик" в г. Хоторн (сена).
Оказалось, что величина заработной платы имеет значение не сама по себе, а в связи со статусом работника: нельзя платить работнику с низким статусом больше, чем работнику с высшим статусом.
Многие специалисты сейчас выделяют следующие 4 типа потребностей:
1. Физиологические: чувство голода, ощущение жажды, сон, здоровья; хорошая физическая форма; красота; продолжения рода; безопасность; передвижения; секса.
2. Эмоциональные: дружба, любовь; удовлетворение; юмор; агрессия; власть.
3. Умственные (интеллектуальные): любознательность; решения проблем; образование контроль; творчество; истина.
4. Духовные: умиротворение; обыденность, философия, патриотизм, ритуалы, комплекс вины.
Комментарии закрыты