Глава I

ОБЩЕНИЕ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

И все-таки, что же такое общение? Мы определим это понятие для того, чтобы знать, о чем же здесь дальше пойдет речь. Это следует сделать потому, что всякий разговор о чем-либо не может быть плодотворным, если заранее не договориться о его предмете. В таком случае каждый будет говорить о своем, и взаимопонимание не будет достигнуто.

Общение – это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с такими привычными словосочетаниями, как «общение с искусством», «общение с ЭВМ», «общение с животными» и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю.

К сожалению, научные представления об общении достаточно противоречивы. Имеется большое количество монографий и научных

исследований по проблеме общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается практически неизученной*.

Мы не ставили своей задачей предложить новую трактовку проблемы общения, а сделали попытку на основе имеющихся научных и научно-популярных отечественных и зарубежных публикаций систематизировать материал в удобной и легкой для применения форме с целью его более эффективного усвоения.


*
В данной главе использованы следующие источники: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., Изд-во ЛГУ, 1990; Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980; Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982; Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974; Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М., 1981; Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история. – М., 1971; Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: Фолиум, 1996; Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М., 1988; Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. –Л., 1989.