Малые группы

МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

  • лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;
  • естественные – в реальных жизненных ситуациях
  • организованные – наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;
  • спонтанные
  • открытые – степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;
  • закрытые
  • стационарные – продолжительность существования больше года;
  • временные – лабораторные, экспериментальные
  • группа членства – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – индивид находится в группе формально;
  • референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа

Психологические характеристики МГ

Характеристики группы

1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

  1. Звезда – только одни предпочтения   (+)

II.  Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я   (+>-)

  1. Изолированные   (+;- = 0)
  2. Низкостатусные   (-<+)

V. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид – здесь и сейчас

- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство – влияние социально зафиксировано, формальной природы.

- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Типы лидеров:

ª    по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип

ª    по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

ª    по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

  1. Эмоциональная привлекательность членов группы
  2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)
  3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
  4. Групповая цель должна отвечать потребностям
  5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.

Три вида конформности:

  1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
  2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
  3. Негативизм (конформизм наизнанку) – индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение – выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.

Элементы групповых решений:

1. групповая задача:

  • простые – сложные (несколько фаз)
  • конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)
  • продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные

2. «сдвиг риска» - в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.

3. групповая поляризация – в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы – правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.

2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляции индивидов в группе.

Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.

Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы

Социально-психологические характеристики личности в группе

1. Статус – совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.

2. Позиция - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.

3. Роль – функции, с помощью которых личность реализует свой статус.