Агрессия

Агрессия — поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы.

Агрессия может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. В значительной части случаев агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Склонность к агрессии, к захватническому, насильственному поведению досталась нам в наследство от наших животных предков. Завоевание новых территорий, получение свободного доступа к наиболее богатым источникам удовольствия, стремление контролировать наибольшее число членов сообщества и распоряжаться запасами пищи и питья — всем этим более или менее успешно занимались наши далекие предки.

Как и большинство животных, представители рода человеческого существенно различаются по степени склонности к проявлению агрессии.

Наряду с тихонями и недотрогами активно действуют драчуны и забияки, всеми силами реализуя гнетущее желание поразрушать и позавоевывать.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны. Агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий.

Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов.

Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом агрессии, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.

Раздражительность и нетерпеливость, всегда сопровождающие невольные проявления агрессии, носят неестественный, навязчивый характер.

Агрессия может направляться субъектом на самого себя, принимая форму аутоагрессии.

Некоторые проявления агрессии и аутоагрессии могут служить признаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких, как возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и др. Фактически подавляющее большинство людей являются рабами собственной агрессии, особенно если от рождения они наделены ею в значительной степени.

Внешние проявления агрессии неизменно связаны с плохо осознаваемым (но оттого ничуть не менее разрушающим души) чувством страха.

Плохо контролируемая агрессиия нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения — от самообвинений и самобичеваний до растянутого по времени самоубийства в форме никотиномании или злоупотребления алкоголем.

Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда человек не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему и вместо того, чтобы обойти или каким-либо образом преодолеть вставшее на его пути препятствие, в слепой ярости стремится его попросту разрушить.

Однако еще страшнее, когда выраженная страсть и агрессия сочетается с развитым интеллектом. Последствия такого инфернального союза прекрасно демонстрируются членами преступных банд всего мира.

Но все же без известной доли агрессии людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе но в слабости, могут принести не меньше вреда, чем маниакальное стремление к столкновениям и разрушениям.

Когда нужно отстоять спортивную честь страны на международных соревнованиях, когда необходимо спасти своих близких от нападения уличных хулиганов.

Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Понятно, что психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.

В формировании самоконтроля над агрессией и сдерживании агрессивных актов большую рать играет развитие психологических процессов, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживанию ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.