Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.
Даниэл Уэбстер
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно предать и продать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
В. Шефнер
В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.
Публичная речь – это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой*.
Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
И нам кажутся очень современными слова А.П. Чехова:
"Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, Как не уметь читать и писать".
Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям.
*
В данной главе использованы следующие источники: Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д., 1998. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992. Мастера красноречия. – М., 1991; Мурина Л.А. Риторика: Учебник. – Мн., 1994; Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992; Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн., 2000; Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997; Стернин И. А. Практическая риторика. – Воронеж, 1996.