Быть на хорошем счету у начальства – залог спокойной работы и успешной карьеры. Вот только как этого добиться? Идеально, если представить свои достижения можно в виде объективного законченного продукта. А если, нет? Не секрет, что в большинстве случаев каждый начальник оценивает работу подчиненного исходя из каких-то своих личных представлений. Задача сотрудника вовремя выяснить эти «критерии» и постараться им следовать.
От чего же «тащится» среднестатистический босс и чего он терпеть не может?
В первую очередь – это всяческие проявления лояльности: ответственности, служебного рвения. Внешне такие вещи выражаются, например, пунктуальностью прихода в офис, энергичной походкой и позами, задержками после официального окончания рабочего дня.
Хороший фактически работник, портящий начальству настроение скорбной миной и неопрятным видом, может проиграть повышение менее опытному коллеге с приветливой улыбкой на лице и в аккуратном офисном костюме.
Большинство начальников не терпят личной независимости сотрудников. В этом случае, даже высококвалифицированный профессионал будет цениться меньше, чем подобострастный имитатор деятельности.
Хотя, существуют и прямо противоположные варианты. Тогда наоборот, отстаивание «собственного мнения» в споре с боссом считается проявлением инициативы, осмысленного и неравнодушного отношения к делу. (Опять же – высокой лояльности, но уже выраженной для другого типа «потребителя»).
Почти все владельцы компаний, особенно мелких, полностью отдают себя «делу», зачастую забывая, что их сотрудники всего лишь наемники, и требуют от них аналогичного самопожертвования.
Такому шефу надо дать понять, что «фирма для тебя – мать родная, а босс – отец кормилец». И все будет в порядке. Только не позволяйте себе брать отпуск больше недели подряд, и не дай бог, в сезон. Можно не вернуться…
Другим, типичным вариантом нестыковки «начальник-подчиненный» является форма ежедневного общения. По этому качеству боссы делятся на «любящих и не любящих» разговаривать. Другими словами, стремящихся к постоянному личному контакту со своим персоналом и избегающих его.
Во втором случае, босс вешает на дверь табличку, типа «Семь раз подумай, прежде чем постучать», отгораживается форпостом персонального секретаря и переписывается с сотрудниками из соседнего кабинета по электронной почте. Сотрудник, ежечасно бегающий с вопросами к такому начальнику – обречен.
И наоборот, если «контактный» шеф не видит и не слушает подчиненного хотя бы два раза в день, то просто не «чувствует» его. Не понимает, «а что тот вообще делает?»
Соответственно, если с таким начальником не общаться столько, сколько тот хочет (иногда даже сидеть до ночи), то и результат будет плачевен.
Военный мундир должен быть двубортным, а с пушками разберемся потом…
Ну, если с формой поведения можно определиться достаточно быстро, то выяснить истинные требования к порученной работе значительно сложнее. В качестве примера, приведем реальный случай, приключившийся с программистом корпоративной системы управленческого учета.
Поэтому, в первую очередь после запуска «сырой» системы в работу, он бросился на необходимую доработку технической части, резонно полагая, что сбои в программе могут привести к остановке деятельности фирмы.
Дизайн интерфейса программист оставил на «потом». Нормальное восприятие с точки зрения «технаря». Хозяин же компании, имеющий художественное образование, эстет, увлекающийся живописью и дизайном, представлял себе все как раз наоборот. Имея ситуацию аврала с вводом информации, глюков в обработке данных, он вызвал программиста и потребовал обратить особое внимание на ширину и цвет рамочек таблиц, а так же переделать оформление заставки…
Это программист в имеющихся условиях воспринял как шутку и продолжил делать то, что считал необходимым. Несовпадение во взглядах стоили ему рабочего места. Подобная ситуация, если не типичная, то вполне распространенная.
В крупных корпорациях обязанности, как правило, определены четко, и их выполнение контролируется периодическими отчетами конкретной формы. Не редкость, когда своевременность предоставление отчета начальник возводит в высшее достижение и воспринимает как главный критерий деятельности.
С него ведь требуют то же самое… Соответственно, если тебе платят деньги «за отчет», то это и есть твой производственный продукт. Ничего не поделаешь.
Вот, пожалуй, мы рассмотрели основные варианты «как понравиться боссу». Остается, только еще понравиться жене босса, которая зачастую работает в той же фирме…