При проведении медико-социального патронажа в семьях с детьми из группы социального риска обязательным является дифференцированный подход медицинских работников, учитывающий характер, влияние факторов социального риска на здоровье ребенка, и готовность по оказанию социально-правовой помощи семье.
При проведении медико-социального патронажа в многодетной семье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи и учитывать трудности, которые испытывает многодетная мать в связи с необходимостью посещения детской поликлиники.
При обслуживании многодетной семьи необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.
К санитарно-просветительской работе с многодетными семьями следует привлекать и отцов с целью усиления их ответственности за здоровье детей и более равномерного распределения обязанностей между родителями по уходу за детьми и их воспитанию.
Такие семьи принимаются врачами любых специальностей в детских поликлиниках, женских консультациях вне очереди; при заболевании ребенка матери предоставляется больничный лист по уходу на более длительный срок.
В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в проведении санитарно-гигиенических мероприятий (соблюдение оптимального температурного режима, частое проветривание, улучшение освещенности, устранение сырости, регулярная влажная уборка помещения, соблюдение правил личной гигиены, организация рационального питания, прогулок, физического воспитания и закаливания) с обязательным постоянным контролем за выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни.
Семья, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними, к трудностям по воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу за ребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий) прибавляются трудности, связанные с учебой, — нервные перенапряжения, особенно во время сессии.
У беременных студенток значительно чаще отмечаются осложнения во время беременности, родов, гибель плода, недоношенность, в последующем задержка его физического и нервно-психического развития. У матери гипо- или агалактия (отсутствие молока).
При проведении работы с будущей матерью необходимо разъяснять необходимость систематического посещения врача и наблюдения за состоянием здоровья в течение беременности; давать рекомендации по режиму сна, отдыха, питания, потребления жидкости, двигательной активности, подготовке молочных желез к кормлению ребенка.
У будущих матерей должна быть дозированная учебная нагрузка, полноценный сон, отказ от употребления алкоголя, курения, медикаментов без назначения врача.
Социальный работник должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий.
Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под постоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьи нуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке.
При работе в семьях, где трудовая деятельность родителей, особенно матери, связана с профессиональными вредностями, социальному работнику необходимо налаживать контакт с администрацией предприятия для урегулирования процесса трудовой деятельности, чтобы максимально устранить влияние неблагоприятных условий труда, влияющих на здоровье беременной и ее будущего ребенка, а при рождении ребенка создавать в семье надлежащие гигиенические условия, правильную организацию режима дня, вскармливания, купания, закаливания ребенка, при необходимости (когда есть отклонения в развитии ребенка) организовывать консультации у соответствующих специалистов.
В случае мертворождения или рождения ребенка с врожденными заболеваниями необходимо провести тщательный анализ возможных причин, выявить наличие наследственных факторов; оценить состояние здоровья супругов, имеющихся детей, выяснить характер внутрисемейных отношений.
В случае повторной беременности женщину необходимо направить в женскую консультацию и медико-генетическую консультацию с целью более глубокого обследования и прогноза для будущего потомства и даже решать вопрос о целесообразности сохранения беременности.
При работе в семьях алкоголиков социальный работник должен постоянно разъяснять пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей. Злоупотребление алкоголем приводит к семейным конфликтам, увеличивает число разводов, разрушает семью.
Почти всегда в семье отмечается общий дискомфорт, резко снижается трудовая деятельность, производительность труда, ухудшается материальное положение. Злоупотребление алкоголем губительно сказывается на здоровье детей, приводя к рождению детей с врожденными пороками развития.
Постоянная напряженная обстановка в семье значительно отражается на успеваемости детей, приводит к развитию у них неврозов, заболеваемости, травматизму. Заболеваемость в семьях, злоупотребляющих алкоголем, в 3,5 раза выше, чем в благополучных.
Ежегодно в стране рождается 300 тыс. детей с врожденными пороками развития. За последнее время это число значительно выросло (четкой статистики нет). Среди родителей умерших детей на первом году жизни злоупотребляли алкоголем 40 % отцов и 33 % матерей.
Для борьбы с этим злом необходимы государственная политика, повсеместная работа, антиалкогольное воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
При работе в семьях с неблагоприятным психологическим климатом важным является выяснение причин: злоупотребление алкоголем, низкая общая культура, разный уровень образования, социального, профессионального статуса, совместное проживание со старшим поколением (родители мужа или жены).
Родители должны знать, что стресс, полученный беременной, отрицательные эмоции могут привести к нарушению течения беременности, внутриутробного развития плода, высокой степени мертворождения, смерти ребенка раннего возраста.
Постоянное тревожное состояние приводит к функциональным расстройствам нервной системы ребенка — нарушению сна, неврозам, изменению характера (упрямство, капризность и т.д.), общему ослаблению организма, плохой успеваемости в школе.