Нередко определение психокоррекции подменяется понятием психотерапии, указывая на тождественность терминов «психокоррекция» и «психологическое вмешательство».
Термин «психологическое вмешательство» употребляется в зарубежной литературе как синоним психокорекции.
Психологическая коррекция в психотерапии определяется как «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида»;
- это «исправление (частичное или полное) недостатков психического или физического развития у детей, нарушение той или иной психической функции у взрослых », в практической деятельности психолога
-« деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели ».
В общих чертах психокоррекцию определяют как систему мероприятий, направленных на исправление психологических изъянов и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, поэтому «психокоррекции должны быть подвергнуты недостатки, не имеющие органической основы и не представляют устойчивых качеств, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не меняются »,« психокоррекция - это психо-изменение устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, имеет целью актуализации внутреннего потенциала «Я» субъекта; путь анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов психики субьекта .
С одной стороны, он выступает как синоним понятия коррекция личности, предусматривает специфическую рефлексивную деятельность субъекта, с другой - для обозначения целостного процесса практической работы, который актуализирует динамику психических проявлений личности.
Есть существенное различие между понятиями психотерапия и психокоррекция: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека и психология поведения.
Психокоррекция не имеет целью обеспечить выздоровление от болезни, она способствует раскрытию внутреннего потенциала субъекта, латентных возможностей и ресурсов его психики.
Она применяется в работе с психически здоровыми людьми, способными к самоанализу и прогрессивному само-изменению.
Психотерапия предполагает комплексное лечебное воздействие на субъекта при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах, тогда как в целом психокоррекция и психотерапия направленные на оптимизацию психического, эмоционального состояния субъекта, а определенные личностные деструкции могут попадать в сферу влияния как психокоррекции, так и психотерапии .
Детское мышление не является зрелым, оно не способно к абстрактным обобщениям, систематизации полученной информации, поэтому психокоррекция отношении ребенка при необходимости применяется в сочетании с педагогическим процессом.
Воспитательный процесс связан с воздействием на субъект, психокоррекция предусматривает взаимодействие с субъектом и равенство позиций.
Феномен психокоррекции связан также с понятием развития. «Развитие - это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания»
Результатом психокоррекции может быть улучшение психического благополучия субъекта.
Вместе глубинный психокоррекционный процесс предполагает наличие психического здоровья у его участников, которое определяется через фактор искажения объективной реальности: чем больше субъект искажает информацию, восприятие другого и самого себя, тем в большей степени выраженная степень его психического неблагополучия, нездоровья .
Определение понятия психологического здоровья в современной литературе имеет разнообразный и относительный характер.
3игмунд Фрейд рассматривал здоровье как гармоничное функционирование его психического аппарата. Он впервые высказал мнение, что грань между здоровьем и болезнью, нормой и патологией - довольно прозрачная, потому что современному человеку приходится считаться с требованиями социума и культуры, которые не всегда способствуют удовлетворению ее природных желаний.
К проявлений психического неблагополучия, в частности, можно отнести инфантильность, которая порождает задержку в личностном развитии субъекта и не соотносится с его высоким интеллектуальным уровнем.
Некоторые исследователи считают, что весомую роль при этом играет возрастной ценз участников психокоррекции.
Так, по мнению У. Джеймса, примерно в тридцать лет «характер становится твердым, как гипс, и не смягчается».
Результативность психокоррекции зависит и от индивидуально-неповторимых модификаций приобретенного жизненного опыта субъекта, объективно переосмысливается в результате глубинного познания.