Психологическое консультирование подростков

Особенности психологического консультирования подростков

Содержание:

  1. Групповые формы работы как основа психологического консультирования подростков

  2. Специфика групповой работы с подростками

    1. Притязания на признание

    2. Права и обязанности

    3. Отношения к запретам

    4. Прошлое, настоящее, будущее

    5. Половая идентификация подростков

  3. Отделение подростка от семьи

  4. Психологические особенности организации групповых занятий с подростками

  5. Специфика методических средств

    1. Ролевые игры

    2. Психогимнастические игры

    3. Коммуникативные игры

    4. Игры, нацеленные на развитие воображения

    5. Задания с использованием терапевтических метафор

    6. Задания, формирующие эмоциональную грамотность у подростков

    7. Когнитивные методы

    8. Дискуссионные методы

Групповые формы работы как основа психологического консультирования подростков

Специалисты по педагогике и психологии по-разному называют возраст, который следует за младшим школьным, и также множество разногласий имеется в вопросе определения его возрастных границ. В данной статье, мы условимся называть данный период подростковым, а его возрастные границы установим следующим образом: 5-9 классы – младшие и средние подростки, 10-11 классы – старшие подростки.

Нельзя применять к несовершеннолетним подросткам форму психологической поддержки в виде лечебной психологической коррекции, которая инициирована взрослыми – педагогами или родителями. Допускается индивидуальная помощь в форме психологического консультирования и только по запросу самого подростка.

Это – в теории, на практике же подростки, зачастую, не готовы сформулировать самостоятельно запрос к психологу. Более, того, опасаясь, стать непохожими с чем-то со сверстниками, подростки избегают работы со специалистом.

Также следует учесть то, что психолог – это взрослый, а первоначальное сопротивление всем взрослым предполагается в подростковом возрасте. Если в рамках среднего образовательного учреждения планируется осуществлять психологическое консультирование подростков, то лучше сделать это в форме регулярных психологических занятий или циклов из нескольких занятий по какой-либо теме.

В подобном формате подростку будет проще установить доверительные отношения с психологом и понять суть его работы. В этом случае подросток не только придет самостоятельно к психологу, но и с готовностью вступит с ним в диалог.

Специфика групповой работы с подростками

Разберем специфику работы с подростками в группе. В основе использования различных методик лежат наиболее важные особенности возраста, на них ориентируются психологи и при индивидуальной работе и при групповой.

Первая особенность заключается в том, что подростковый возраст в развитии самосознания отличается существенной динамикой. С одной стороны отмечается качественные изменения, с другой стороны резкий рост. Для удобства можно воспользоваться концепцией В.С. Мухиной, сформулировавшей теорию структуры самосознания.

Определение 1

Согласно этой теории, самосознание – это психологическая структура, которая представляется собой единство, выражающееся в каждом ее звене: имя человека и его сущность в физическом плане, притязание на признание социумом, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство личности (ее обязанности и права), половая идентификация.

В. С. Мухина считала, что самым существенным искажением развития личности человека является депривация (от лат. deprivatio — лишение, потеря – состояние психики, при котором люди испытывают недостаток в удовлетворении своих потребностей) одного или нескольких звеньев структуры самосознания, так как она может приводить к появлению тревожности, агрессивности, трудностям в общении, а в редких случаях и к попыткам суицида.

Притязания на признание

Рассмотрим особенности притязаний на признание у подростков. В то время как младшие школьники сосредоточены на признании успехов в учебе, подростки считают важным признание их факта взросления и внешности.

Факт собственного взросления очень важен для подростка. Он старается доказать свою «взрослость» родителям, в первую очередь, сверстникам, и даже самому себе. Чувство взрослости – важнейшее новообразование этого возрастного периода, это новый уровень притязаний, который существенно предвосхищает новое положение, пока еще не достигнутое подростком. Это приводит к сильнейшему противоречию: подросток требует от окружающих признание того, что еще не произошло, не сформировалось.

Немаловажно и признание внешности. Телесное самовосприятие подростка – одно из оснований его самооценки. Цельное представление о внешности в начале подросткового периода становится фрагментарным, сосредоточенным на отдельных частях лица или тела: ногах, ушах, носе и т.д. Эти отдельные части тела воспринимаются подростком как слишком толстые или тонкие, маленькие или большие, короткие или длинные. Это усугубляется тем, что подросток считает, что все окружающие тоже замечают его «несовершенство». Обращая пристальное внимание на кожу, пропорции или половые признаки, подростки начинают сравнивать себя с другими. В этот период нередко происходит снижение самоуважения. Такое фрагментарное представление о себе сливается в целостное представление в дальнейшем процессе взросления. Однако у отдельных подростков существует риск сохранения фрагментарного представления о собственной внешности, это необходимо учитывать психологу-консультанту в своей работе.

Желание телесного признания непосредственно связано с желанием признания собственной сексуальной привлекательности. Подросток испытывает страдания не в случае объективной сексуальной привлекательности, а в том случае, если он не получает со стороны ближайшего окружения признания сексуальной привлекательности.

Права и обязанности

Как правило, подростки ориентированы на пренебрежение обязанностями и активное отстаивание своих прав. Любопытно, что большинство подростков претендуют на права, которыми в данный момент пока пользоваться не умеют. Часто даже случается так, что когда родители признают за подростками право принимать самостоятельные решения, дети не выглядят счастливыми и положительных эмоций не испытывают. В подобных условиях многие подростки начинают себя вести все хуже и хуже, чтобы вынудить родителей контролировать их снова. Таким образом, у подростков можно отметить стремление к правам и эмоциональное отстаивание их, но в тоже время страх использования этих прав.

Несмотря на это, взрослые должны понимать, что подростки действительно нуждаются для своего полноценного развития в праве на неодушевленное и одушевленное пространство (комнату, компанию, девушку).

Замечание 1

При этом, у подростков отмечается стремление «застолбить», «пометить» свою территорию и имущество: эмблемами или значками на одежде, постерами на стенах своей комнаты. Можно предположить некоторую особенность прав подростка, если по квартире нельзя заметить его присутствие (отсутствуют его «метки»).

Многие родители жалуются на то, что их ребенок постоянно держит дверь в свою комнату закрытой, и требует стучаться, спрашивая разрешения зайти к нему. В этом случае, родители должны понимать, что комната является символом хрупкого внутреннего мира подростка, который он вынужден защищать от вторжения.

Отношения к запретам

Отношение к запретам в подростковом возрасте претерпевает значительные изменения. Тогда как младшие школьники стараются соответствовать запрету, старшие стремятся, наоборот, нарушить запрет. Это – прямое следствие чувства взрослости, которое начинает формироваться в этом возрасте. Подростки полагают, что нарушение запрета является проявлением взрослости, а следование запретам и указаниям родителей проявление детского поведения. Психолог-консультант должен научиться общаться с подростком без использования лексики родителей, которая включает в себя слова в повелительном наклонении (пойди, не трогай, убери, сделай и т. д.) и глагол «должен» (ты должен учиться…).

Прошлое, настоящее, будущее

В подростковом возрасте складывается особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. В целом, для этого периода характерна ориентация на будущее, которая выражается в желании поскорее вырасти и ожидании в ближайшем будущем определенных свобод и радостей. Однако, страх взросления в начале переходного возраста у подростка вызывает неосознанное или осознанное стремление к прошлому. Тут важен один момент. Примерно в возрасте 15 лет у подростков должны сформироваться важные новообразования: способность к целеполаганию, психологическая перспектива и внутренняя позиция. Способность к целеполаганию помогает объективно увидеть свое настоящее положение и начать предпринимать активные действия для достижения будущих целей. Психологическая перспектива предполагает у подростка способность сознательно представить себя в будущем.

Определение 2

Внутренняя позиция – это способность оценить свое настоящее, сопоставить его с собой будущим и выстроить ступени между настоящим и желаемым будущим.

К сожалению, многие современные подростки выказывают инфантильное отношение к своему будущему. Такие ребята воспринимают свое будущее в качестве проекций желаний настоящего. При этом они не могут возвести ступеней между желаемым будущим и настоящим. По этой причине в своем настоящем, они не предпринимают никаких действий, направленных на достижение будущих целей. Например, ученик девятого класса, который довольно посредственно учится и тратит все свое время на налаживание общения с противоположным полом, может рассуждать следующим образом: «В будущем поступлю в технический ВУЗ, стану программистом. Буду ездить на крутой машине, иметь кучу денег, путешествовать».

Половая идентификация подростков

Главное новообразование подросткового возраста – половая идентичность, то есть представление о себе с точки зрения сексуальной позиции, сексуального поведения. Провести оценку ее формирования помогут следующие особенности сексуальности подростков:

  • желание подростков активно экспериментировать с их новой функцией – сексуальной, в результате чего могут проявиться различные экстремальные формы поведения;
  • высокая интенсивность полового влечения, именуемая юношеской гиперсексуальностью (характерно для старшего подросткового возраста).

Следует, также, обратить внимание на тот факт, что довольно часто начало половой жизни для подростка является неким посвящением во взрослую жизнь. В результате подросток стремится к этому посвящению, следуя желанию быть «круче всех», «не хуже остальных» а не сексуальным импульсам.

Замечание 2

Все, перечисленные особенности самосознания подростков, важно учитывать при организации психологической поддержки.

Отделение подростка от семьи

Важнейший процесс в подростковом возрасте – отделение подростка от семьи. Естественно, этот процесс отражает только одну сторону целого процесса: разделения семьи и подростка. Другая сторона этого процесса – отделение самой семьи от подростка. В чем же заключается важность этого процесса? Процесс отделения подростка от его семьи является самой важной предпосылкой для последующего достижения им самостоятельности, зрелости и возможности принимать ответственность за свою жизнь и поступки на самого себя. Понятие «отделение от семьи» не является точным, так как итогом отделения является не разрыв семьи с подростком, а процесс, в котором устанавливаются новые взаимоотношения, в которых сам подросток и его семья помогают развиваться друг другу. При каких-либо нарушениях этого процесса, возникает либо эмоциональное отстранение подростка, либо имеет место мучительная амбивалентная связь: присоединяюсь к семье – чувствую гнев, отделяюсь – чувствую вину, присоединяюсь и т.д.

Данный процесс крайне важен для подростка, однако следует учесть, что при его протекании нередки осложнения, так как зачастую, семье бывает сложно отпустить ребенка. Многие специалисты называют этот этап периодом взаимозависимости. Для многих матерей, ребенок выполняет функцию смысла жизни. В результате отделения подростка, их жизнь становится бессмысленной, исчезает объект опеки, жить становится незачем. Кроме возможного компенсирования через своего ребенка собственных проблем с поиском смысла жизни, повышенная забота о ребенке может свидетельствовать о стремлении к власти и контролю, поиску привязанности и любви, удовлетворение потребности социальной значимости и престижа. Проблема нарушения взаимоотношений с родителями также может компенсироваться ребенком.

Также могут наблюдаться сложности с отделением в случае нарушенного семейного структурно-ролевого характера. Самый распространенный вариант – проигрывание подростком роли плохо справляющегося или отсутствующего члена семьи.

Пример 1

Так, в семье, где отец отстранен эмоционально, мать выдвигает на его роль старшего сына, а в случае его отделения – младшего. Или мать и дочь меняются местами в неполной семье. В подобном случае, мать, находясь в позиции ребенка, изо всех сил сопротивляется отделению дочери, которая служит ей опорой.

В редкой семье процесс отделения подростка проходит спокойно, без конфликтов, причин возможных нарушений существует довольно много.

Для того чтобы оказать наиболее эффективную помощь подросткам, необходимо представлять, какой этап отделения от семьи они проходят в конкретный момент. Есть ряд характеристик Bloom (Д. Н. Оудсхорн), которые помогают описать эти этапы.

Первый этап приходится на возраст 11-12 лет и характеризуется наличием конфликта у подростка между его стремлением к автономии и потребностью в зависимости. Сложность заключается в том, что подросток амбивалентен в собственных ожиданиях от родителей. С одной стороны от проявляет желание, чтобы его баловали, с другой сопротивляется различным проявлениям ласки и заботы. В результате подросток становится грубым и непослушным. На данном этапе возможно появление регрессивных проявлений: капризы, стремление полежать рядом с мамой, плаксивость. Зачастую, родители не могут понять причин такого поведения и ужесточают запреты, что приводит к острым эмоциональным расстройствам со стороны подростка.

Второй этап – это когнитивная реализация отделения (здесь сложно обозначить возрастные рамки, так как у некоторых людей переход к данной стадии затягивается на всю жизнь). Подросток старается доказать всем: родителям, самому себе, миру собственную независимость. Наиболее часто для этого используется уход в оппозицию, критику всего что говорится и делается родителями. На данном этапе бурная реакция родителей на поведение подростка усиливает его стремление к эмансипации. Время, необходимое родителям для принятия факта взросления подростка, определяет длительность стадии.

Третий этап – аффективные реакции на отделение. На данном этапе имеют место гнев, взаимный страх потери любви, чувство вины, депрессивные реакции. Родителям подростка необходима помощь во взращивании в себе чувства радости и гордости за достижения их взрослеющего ребенка.

Четвертый этап — идентификация. Исчезают ранимость и внешнее буйство, взрослые начинают признавать за ребенком право на самостоятельность. Происходит сосредоточение подростка на своей индивидуализации. На данном этапе важно, чтобы у подростка были положительные образцы интеграции среди значимых для него взрослых. Родители подростка, который находится на данной стадии, необходимо учесть тот момент, что, только обратив внимание на свою дезинтегрированность или интегрированность, они могут помочь повзрослеть своему ребенку. Процесс отделения ребенка от семьи заканчивается завершением интегрированного состояния и установлением с ребенком новых отношений, основанных на партнерстве, а не на принуждении.

Вывод 1

Итак, мы познакомились ближе с проблемами процесса отделения от семьи и особенностями самосознания подростков. Вопросы развития подростков включают в себя массу задач, при этом довольно велик риск появления нарушений процесса взросления. Поэтому активное участие подростков в профилактических занятиях развивающей направленности очень важно.

Психологические особенности организации групповых занятий с подростками

При составлении программы занятий необходимо обеспечить решение двух основных проблем: обеспечить выполнение возрастных задач развития подростка, обеспечить формирование его психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой. Исходя из этого, для подростков можно рассматривать три направления: потребностно-мотивационное и развивающее, инструментальное, аксиологическое.

Потребностно-мотивационное направление для подростков заключается в их способности и умении сделать правильный выбор, принять за него ответственность, также сюда относится формирование потребности в личностном росте и самоизменении. Инструментальное направление предполагает формирование способности осознавать причины своего поведения, свои чувства, последствия своих поступков, а также умение строить жизненные планы (формирование личностной рефлексии).

Определение 3

Аксиологическое направление – это умение принимать других людей и самого себя, в первую очередь, при этом адекватно оценивая чужие и свои недостатки и достоинства.

Развивающее направление отличается наполнением для подростков разного возраста. Его главная задача состоит в том, чтобы к концу подросткового возраста у ребенка сформировались следующие новообразования: половая идентичность, эго-идентичность (Э. Эриксон) и личностное самоопределение. При этом, половая идентичность – это представление о своей сексуальной позиции и сексуальном поведении. Эго-идентичность, по Э. Эриксону, представляет собой понимание и ощущение собственной жизненной силы и активности, целостности и осознание собственной компетентности и ценности. Личностное самоопределение основывается на формировании внутренней позиции взрослого человека, а также осознанием себя в роли члена общества, которому необходимо самостоятельно решать проблемы будущего себя. Оно предполагает, что к старшему подростковому возрасту у ребенка уже сформировалась определенная смысловая система, в которой присутствуют представления о самом себе и мире, а также поставлен вопрос о смысле собственного существования и сделан выбор будущей профессии.

В силу того, что подростковый возраст отличается динамичностью, следует выделить главные темы для каждого класса. Так, в пятом класса, подростки характеризуются резким повышением интереса к собственному внутреннему миру. Следовательно, для них важно его исследование и принятие его окружающими людьми. Главная тема для пятого класса «Я и мой внутренний мир».

В шестом классе, начинают проявляться типичные трудности для учащихся: обостряется проблема непокорности, возрастает агрессивность, появляются первые подростковые конфликты с родителями, которые основываются на стремлении подростка отстоять свое чувство взрослости и самостоятельности. Следовательно, в этом классе центральное место занимает тема «Типичные проблемы подростков». Разумно проводить терапию в этом возрасте, вводя элементы тренинга: вначале занятия предъявляется минимальная психологическая информация, а потом отыгрывается в течение оставшегося времени. Эта форма безопасна и напоминает урок, на котором дети не изучают собственные проблемы (непокорность, агрессивность, страхи, непослушание, застенчивость и сложности во взаимоотношениях со взрослыми) а просто разбираются в психологии. В результате подростки не только проговаривают моменты, которые их реально беспокоят, но и примеряют полученную информацию или рассмотренные ситуации из жизни на себя и осознают некоторые свои модели поведения.

В седьмом классе, когда атмосфера безопасности и доверия в группе уже сформирована, работа с подростками организуется в форме тренинга. В этом возрасте особенно остро воспринимается проблема общения с разнополыми и однополыми сверстниками. Поэтому главной темой в этом классе становится «Я и другие». Важно учесть, что в седьмом классе для подростка особенно значимым становится его собственное тело, поэтому на занятиях необходимо делать упор на осознание языка мимики, движений, жестов и тела.

В 8-9-х классах допускается проведение уроков психологии, так как определенный уровень абстрактного мышления уже сформирован и подростки готовы принимать психологическую информацию.

Специфика методических средств

Здесь мы будем рассматривать специфику методических средств, которые допускаются к использованию в соответствии с классификацией методов работы для дошкольного и младшего школьного возраста. Отдельные средства допускается применять в индивидуальной работе с подростками.

Ролевые игры

Ролевые методы делятся на три подгруппы: ролевые ситуации, ролевую гимнастику (ролевые образы и ролевые действия).

Ролевые ситуации сталкивают подростков с ситуациями, отражающими случаи характерные для их повседневной деятельности, значимой для них. При этом, подростки ставятся перед необходимостью пересмотреть и изменить свои установки. В результате создаются комфортные условия для формирования у подростков новых, эффективных навыков коммуникации.

Однако, чаще, используются ролевые образы, которые помогают подросткам принимать те или иные семейные и социальные роли (директора школы, учителя, недругов и друзей, родителей, бабушки и т. д.), роли неодушевленных предметов (машины, велосипеда, шкафа, стула). Роль изображается с помощью жестов и мимики, может быть озвучена.

«Мое поведение при конфликте». Подростков надо поделить на пары, в которых они будут разыгрывать конфликты предметов (им предъявляются карточки: стол и сахарница, ложка и вилка, парта и учебник, красная губная помада и фиолетовые тени и т. п.). В результате проводится обсуждение, кто как себя вел в представленном конфликте: оборонялся или наступал?

«Как разрешаются конфликты». Психолог предлагает подросткам различные конфликтные ситуации, а они, разделившись на команды, придумывают и разыгрывают варианты продолжения таких ситуаций (обсуждение, отступление и наступление):

  • учительница Ольга Васильевна сделала Роме несправедливое замечание;
  • папа лишил Рому компьютерных игр на неделю за несправедливое замечение учительницы;
  • Женя подговорил ребят обстрелять Рому резинками на перемене.

«Как общаться между собой». Перед выполнением проводится беседа: «Все наше общество состоит из женщин и мужчин. С самого рождения человека начинается взаимодействие его с окружающими: вначале с родителями, сестрами и братьями, потом с друзьями в детском саду, затем с одноклассниками. В школе вы начинаете осознавать, что ваше отношение к людям неодинаково, кто вам не нравится, к кому-то вы испытываете симпатию, с кем бы вам хотелось дружить, а с кем нет. К 6-7-му классу вы уже точно определяете свои антипатии и симпатии. Чем старше вы становитесь, тем больше вопросов у вас возникает: можно ли дружить девочкам и мальчикам в вашем возрасте, что могут сказать окружающие, как надо реагировать на это, как лучше начать дружбу и многие другие вопросы. Лучше всего можно понять другого человека, только встав на его место, хотя бы в игровой ситуации. Ведь в них допускается проигрывание самых невероятных и неожиданных ситуаций, придумывание всевозможных решений, которые могут помочь в дальнейшем общении».

Далее подросткам надо предложить ролевое проигрывание ситуаций (роль девочки исполняет мальчик, а роль мальчика — девочка).

Примеры ситуаций могут быть следующие:

  1. Мальчику небезразлична девочка, и он хочет пригласить ее к себе домой на свой день рождения домой, где будут и другие девочки и ребята. У нее нет желания идти, и она должна отказать так, чтобы не обидеть мальчика.
  2. Девочка хочет сидеть с мальчиком за одной партой. Как ей сказать ему об этом?
  3. У мальчика есть пара билетов на концерт популярной группы, и он хочет пойти на него с понравившейся девочкой.

При разыгрывании сценок предлагается изменение голоса, переодевание и т.п.

«Общение с родителями». Подросткам предлагают различные ситуации для разыгрывания по ролям. Задача упражнений: родители и подростки должны прийти к общему мнению и взаимопониманию.

Рассмотрим несколько примеров ситуаций.

«Ты уходишь к подруге играть в новую игру или смотреть новый фильм, и предполагаешь вернуться домой не раньше 20.00. При выходе из дома натыкаешься на маму или папу, которые говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе нового телефона на день рождения».

«Родители утверждают, что ты по дому ничего не делаешь, и они решили, что ты теперь по выходным начнешь пылесосить. А ты это не можешь терпеть».

«Родители заставляют мыть посуду каждый вечер после общего ужина».

«Взросление — новые роли». Упражнение предваряется рассказом ведущего, о том, что период взросления важен, так что даже ученые занимаются разработкой различных теорий взросления, при этом ставится задача сегодняшнего занятия поговорить о взрослении как о периоде овладения новыми, непривычными ролями.

После чего подросткам предлагается собрать «корзинки» известных им социальных, половых, семейных ролей.

Далее подросткам предлагают побыть в различных ролях в некоторых ситуациях:

  • сказать: «Как хорошо ты сегодня отвечал урок» в роли сверстника, куратора, директора школы;
  • войти в кабинет директора в роли родителя, учителя, ученика.

Далее, после проигрывания ролевых ситуаций, ведущий занятия рассказывает о стандартных ролевых нарушениях у подростков: неспособность принимать различные по статусу и содержанию роли, слияние человека с ролью, неумение продуцировать новые роли. После обсуждения приводятся и обсуждаются всей группой примеры. Затем подросткам раздают карточки, на которых написаны основные роли школьников, они их показывают, а остальные угадывают («свой парень», «классный клоун», «козел отпущения»).

Психогимнастические игры

Психогимнастические игры помогают сформировать у подростков принятие:

  • своих качеств характера;
  • своего имени;
  • своих прав и обязанностей;
  • своего прошлого, настоящего и будущего.

Существует ряд типичный упражнений.

«Кто больше». В группе выбирают водящего при помощи обычной считалки. Ведущий, предлагает за 30 секунд написать как можно больше его положительных качеств. Побеждает тот, кто напишет больше всех качеств, которые потом зачитываются вслух.

«Имя превратилось». Ребята представляют себе Страну имен, в которой имя каждого из них превратилось в животное или растение.

«Рисунок имени». Подростки должны представить, что каждый из них стал известным врачом, ученым, писателем или мореплавателем. За их большие заслуги, люди решили поставить им памятник еще при жизни, на котором будет написано имя и изображены различные рисунки. Задача участников, изобразить в альбоме красиво написанное имя и украсить его рисунками или орнаментом.

«Я горжусь, что я…». Ведущий просит подростков закрыть глаза и представить лист бумаги, на котором красиво написано: «Я горжусь, что я…». После того, как участники внимательно рассмотрят воображаемые буквы, они должны мысленно дописать предложение и рассказать группе, что получилось в результате.

«Мы – родители». Подростки должны представить, что они превратились в родителей. Эти родители очень любят своего ребенка и стараются дать ему советы, касательно поведения. Каждый участник озвучивает свой совет, а следующий его опровергает и дает свой, более лучший, например:

  • надо всегда быть честным;
  • не надо быть честным, честностью можно обидеть кого-нибудь, лучше будь веселым.

Один из ребят становится воспитуемым, его сажают в центр группы и дают поочередно свои советы. В конце упражнения можно обсудить, что чувствовали подростки в каждой роли.

«Я в будущем». Один из подростков, встает, а ведущий начинает брать у него интервью, обращаясь по имени и отчеству. Вопросы должны касаться будущей работы, семьи, интересов, учебы.

«Я в настоящем и я в будущем». Участники делят лист бумаги пополам и изображают себя в будущем и настоящем.

«Хочу в будущем — делаю сейчас». Ведущий группы, объясняет подросткам, что их будущее начинается с активных действий в настоящем. Его задача донести до подростков мысль о том, что необходимо начинать действовать сейчас, чтобы получить желаемое в будущем. После этого, он поочередно бросает мячик подросткам и называет какой-либо элемент будущей жизни, дети в ответ должны придумать, что им делать уже сейчас, чтобы этого добиться.

Коммуникативные игры

Базовые коммуникативные игры условно делятся на три группы:

  1. задания и игры, направленные на углубление осознания сферы общения;
  2. игры, формирующие у подростков способность видеть в другом человеке его достоинства и положительные качества и давать другому невербальное или вербальное поглаживание;
  3. игры, обучающие навыку сотрудничества.

«Мне нравится в тебе…». Ведущий мысленно загадывает какое-либо качество, которое ему нравится в подростке, после чего прикасается к нему, стараясь передать задуманное качество. Задача подростка угадать, что было задумано, допускается привлечение к угадыванию всей группы. После, ведущими становятся сами подростки. Как вариант, можно попытаться передать информацию о задуманном качестве взглядом.

«Строим самолет». Группе предлагают построить самолет, в котором каждый из участников будет какой-либо его частью (мотором, крыльями, шасси и т.д.). После этого самолет необходимо изобразить в движении.

«Кто может быть другом». Подросткам для обсуждения предлагается пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо уметь самому быть другом». Необходимо сделать вывод о том, что сохранить дружбу – это труд, а друзья сами по себе не заводятся. После этого участники должны записать три основных качества, которыми, по их мнению, должен обладать настоящий друг. Делать это следует на большом листе, после чего надо выделить самое главное качество (подросток должен объяснить свой выбор). В конце упражнения подростки должны разобрать, какие качества у них есть, каких им недостает (можно сделать это в уме).

«Трудности дружбы». Подросткам для обсуждения предлагаются рассказы их сверстников. Ребята должны постараться найти выходы из каждой ситуации. Можно использовать следующие рассказы.

«До 7-го класса у меня было немало друзей, у нас был очень дружный и большой класс. А потом нашей семье пришлось переехать в Москву. Все каникулы я переживал, как же я пойду в новую школу? Когда я пришел, оказалось, что в классе есть еще новенькие, ребята приняли меня хорошо. Я почти успокоился. Но все еще чувствую себя немного одиноко, так как пока не нашел себе настоящего друга. Хотя я уже год учусь в новом классе».

«У меня много друзей. Я легко схожусь с девчонками и ребятами, я умею сопереживать, слушать, могу дать хороший совет, всегда веселая и много шучу, ребята ко мне тянутся. Но ведь я тоже человек и мне тоже надо кому-то иногда поплакаться, но, к сожалению, такого друга рядом нет, я не могу рассказывать, налево и направо о проблемах. Иногда я чувствую себя страшно одинокой, даже плачу. Что мне делать?»

«Крутой подросток». Подростки должны сделать рисунок на тему «Крутой подросток». После чего обсудить эту тему.

При обсуждении надо затронуть следующие вопросы:

  • что, такое, по мнению участников, «крутость»;
  • почему многим ребятам так хочется быть крутыми;
  • если ты не пьешь и не куришь, можно ли стать крутым?

Игры, нацеленные на развитие воображения

Игры, способствующие развитию воображения, можно поделить на две группы: невербальные и вербальные.

Невербальные игры могут быть следующие.

«Покажи не используя слова». Ведущий завязывает глаза подросткам и просит жестами объяснить ситуацию:

  • «дай списать»;
  • «завтра не будет биологии»;
  • «хочу пить»;
  • «давай пойдем гулять»;
  • «у меня завтра день рождения»;
  • «завтра будет дискотека в школе».

«Школа клоунов». Одному подростку ведущий предлагает рассмешить остальных ребят, используя только мимику (допускается использование жестов, но это нежелательно). После чего выбираются самые смешные клоуны и проводится их награждение.

«Хорошо ли ты знаешь своих друзей». Подростки получают задание вспомнить характерное телодвижение одного из участников и показать его. Остальные должны угадать, кто был показан.

В качестве примера вербальной игры можно использовать игру в придумывание историй по кругу таким образом, чтобы в каждый использовал заданное ведущим слово («апельсин», «мопед» и т. п.).

Задания с использованием терапевтических метафор

Подобные задания с использованием терапевтических метафор и упражнения следует использовать крайне осторожно, их нельзя называть сказками и нельзя требовать, чтобы подростки рисовали. Предлагать фантастические истории очень полезно подросткам, особенно если они помогают начать обсуждение насущных подростковых тем.

Пример истории для работы со страхом взросления и отделения от родителей.

Сказка «Лена, лети вверх».

«Эта история случилась довольно давно, в те старинные времена, когда люди могли летать. Они, конечно, летали не так как городские голуби или курицы, с трудом отрываясь от земли. Люди могли летать как чайки – самозабвенно и стремительно. Вы спрашиваете, как же они этому научились? Я вам сейчас расскажу.

Лена не знала, что ей надо делать, чтобы начать летать, хотя довольно часто она видела себя во сне парящей над городом, деревнями, морями и горами. Наступил момент, когда Лену привели к учителю. Этот старый учитель, почему-то был похож на обычного мальчика и излучал удивительный покой и теплоту.

- Хочешь ли ты взлететь и летать, Лена? — спросил он. – Подумай очень хорошо, прежде чем ты ответишь. На земле у тебя есть все: красивые вещи, разные сладости и игры. На земле тебе некуда упасть. Полеты могут быть опасны. Чем быстрее ты будешь лететь и чем выше взлетать, тем опаснее. И самое главное, ты должна очень сильно захотеть полететь, чтобы твое «хочу» стало жестким лучом, способным пробить все преграды.

- Я очень хочу, — сказала Лена.

Учитель пристально посмотрел ей в глаза и согласился.

- Да, я вижу, что теперь ты очень хочешь, пошли со мной.

Своей теплой и мягкой рукой он взял ее за руку и повел куда-то вверх по старинной винтовой лестнице. У Лены сильно закружилась голова от бесконечных поворотов, но, наконец, они вышли на маленькую площадку, расположенную на самой вершине башни. В этой площадки открывался вид на маленький город, крошечных людей, далекие горы и озеро.

- Лети, Лена, — сказал учитель, — ты хотела лететь, теперь, верь мне, что можешь это сделать.

- Боюсь, — прошептала Лена.

- Если ты боишься, значит, в тебе нет веры.

И Лена вдруг осознала, что она на самом деле, она верит, потому что... потому что не может быть иначе, потому что она должна полететь. Она прыгнула с площадки и, падая вниз, услышала сильный голос:

- А теперь старайся, Лена. Очень старайся. Сильно старайся, Лена.

И Лена начала махать всем, чем могла. Падение замедлилось. А потом она поняла, что махать уже стало не нужно. Что-то переключилось внутри нее, и появилась неведомая ранее сила. Лена взлетела. Над горами и городом. Над людьми. К далекому морю. С тех пор она часто и много летала. Иногда, конечно, падала. Но сразу вспоминала слова своего учителя: «верить, хотеть, стараться». И она снова поднималась к радости, к полету, к свету».

Задания, формирующие эмоциональную грамотность у подростков

Задания такого рода крайне важны для подростков, так как часто дети не могут выразить и осознать противоречивые чувства, характерные для начала периода взросления.

Примеры заданий.

«Незаконченные предложения». Ведущий предлагает закончить фразы:

  • я чувствую раздражение когда…;
  • я чувствую напряжение когда…;
  • мне страшно…;
  • мне стыдно…;
  • мне радостно…;
  • мне спокойно…;
  • мне приятно…;
  • мне грустно…

«Отгадай чувство». Подростки должны распознать и продемонстрировать чувства и эмоции: огорчение, радость, любовь, восторг, ненависть, волнение, стыд, ужас, страх, восхищение. Каждый участник должен выбрать и показать при помощи жестов и мимики какую-либо эмоцию или чувство. Остальные ребята отгадывают, а затем называют и показывают противоположную эмоцию или чувство (любовь – ненависть, горе – радость).

«Копилка эмоциональных реакций». Ведущий предлагает участникам вспомнить какие-либо провоцирующие фразы, типа «Ты – бестолочь», «Покинь класс». Надо указать возможные ответные реакции: слезы, смех, крик и т. д. Таким образом, копятся реакции в эмоциональной копилке.

«Что чувствует Оля». Психолог описывает ситуацию: Вадим и Оля условились встретиться после уроков и пойти на танцы. Оля вернулась домой и рассказала родителям о предстоящем вечере. На это ее папа сказал: «Ты никуда не пойдешь! Я не разрешаю!». Необходимо разыграть возможные варианты реагирования из эмоциональной «копилочки», а потом выбрать самый успешный вариант исходя из отсутствия чувства вины, обиды, жалости к себе и пр.

«Снимаем эмоциональное напряжение». Ведущий рассказывает, что существуют разные возможности снятия эмоционального напряжения, например:

  • развернуться и уйти (переход эмоционального напряжения на внутренний план);
  • прежде чем отреагировать, сосчитать до 10-30;
  • найти что-то смешное в неприятной ситуации.

После обсуждения подростки упражняются в использовании указанных методов.

«Как справляться со стрессом». Психолог начинает упражнение с сообщения о том, от стрессов умирает примерно 2/3 населения промышленно развитых урбанизированных государств. Далее, подростки выясняют, что же такое стресс, приводя собственные примеры.

Ведущий вводит понятия о стадиях стресса: адаптации и истощении жизненной энергии, а также о внешних факторах стресса (шум, холод, т. д.) и внутренних факторах (эмоциональные внутренние состояния – страх, гнев). После подростки должны придумать этюд «Мыши на уроке у Кота – учителя», разыграть и обсудить упражнение.

Затем подростки собирают «копилку» своих типовых стрессовых ситуаций, проводят обсуждение и делают вывод о том, что учеба в школе порождает множество различных стрессовых ситуаций, поэтому крайне важно научиться справляться со стрессом.

«Учимся справляться со стрессом». Ребята делятся на три команды, которые должны придумать и разыграть сильную стрессовую ситуацию дома, на улице или в школе. Ведущий предлагает сочинить сказку про волшебную антистрессовую палочку «повернешь ее направо три раза, и в жизни все наладится, стрессы исчезнут».

Далее подростки обсуждают полученные в результате упражнений результаты и делают заключение о том, что стресс не всегда является результатом повреждения, а жизнь без стрессов приводит к смерти.

Когнитивные методы

Когнитивные методы полагаются на утверждение о каузальной функции когнитивных факторов при появлении расстройств эмоциональной сферы. Поэтому необходимо выявить убеждения, мешающие подросткам жить, и пересмотреть их.

«Педсовет». Ребятам предлагают представить ученический педсовет, на котором обсуждается каким должен быть и каким не должен быть школьный учитель. Подростки могут не соглашаться и спорить друг с другом, они должны играть, следуя схеме «должен — не должен»:

  • учитель должен говорить тихо, спокойно, не повышая голос;
  • учитель не должен всегда говорить тихо и спокойно, так как дети не будут слушаться его; лучше учителю быть веселым.

Дискуссионные методы

Подросткам свойственна любовь к высказыванию своей точки зрения и спорам, поэтому особо значимы для работы с ними дискуссионные методы.

«Любовь и влюбленность». Это упражнение надо начинать с разговора о разнице между любовью и влюбленностью; что при этом плохо, а что хорошо; в каком возрасте лучше начинать любить или влюбляться; когда это может помешать, а когда помочь; в кого можно влюбляться (старшеклассника, певца, актера и т. д.)

Подростки могут представить себя психологами и постараться разобраться в следующих ситуациях:

«Я никогда не танцевал с девушкой медленный танец, а ведь мне уже 15 лет. Это обидно. Ведь я не хуже моих друзей, которые пользуются успехом у девушек. Поздравил одноклассницу с днем святого Валентина, а она перестала со мной разговаривать. Как лучше мне сделать первый шаг? Почему я такой нерешительный?»

«Мне уже 14 лет. Я учился до этого года в обычной районной школе, теперь же перешел в гимназию. У меня нет проблем с ребятами, они все отличные парни, да и девочки тоже. Я подружился с одноклассником, у него уже есть девчонка, которая учится в параллельном классе. Он сказал, что у многих есть девчонки и это нормально. Я очень нерешительный, не смогу подойти к понравившейся девочке. К тому же, я пока не знаю, надо мне встречаться сейчас с кем-то?»

«Все мои подруги говорят, что мне нужно срочно учиться целоваться по-взрослому, «взасос», а то будет поздно. А мне не хочется целоваться просто так, без чувств. Что мне быть?»

«Кто я: ребенок или взрослый?». Психолог чертит на доске три колонки: «Ребенок», «Подросток», «Взрослый», и предлагает в течение пяти минут заполнить столбцы «Ребенок» и «Взрослый», т. е. определить, что отличает ребенка от взрослого и что для них характерно.

После этого, ребята вместе с ведущим заполняют среднюю колонку и делают вывод о том, что некоторые черты взрослого и ребенка характерны для их возраста. Делается заключение о том, что подросток находится на переходном этапе от ребенка к взрослому.

Можно проводить следующие упражнения.

«Чужие проблемы». Психолог рассказывает группе или читает подготовленный отрывок из беседы с подростком и предлагает коллективно сформулировать его проблему, после чего предложить возможные способы для ее решения.

Отрывок из беседы с мальчиком 15 лет:

- Твоя мама жалуется, что ты не разговариваешь с ней, стал замкнутым.

- А чего мне радоваться? Она все время с какими-то глупыми вопросами пристает: «Как у тебя дела в школе? Что нового?». В школе у меня каждый день одно и то же, что я могу ей нового рассказать? У парней одни разговоры: игры, новые кроссовки, девчонки. Кто где тусил, кто с кем встречается, кто расстался.

- А тебе это совсем не интересно?

- Ну, интересно, конечно, меня ребята приглашают с ними погулять или мяч погонять, но, скорее, из вежливости. Я отказываюсь всегда, мама меня не отпустит, да и кроссовок у меня крутых нет. Есть самые обычные, но в них в футбол не поиграешь. Выпрашивать у мамы новые мне не хочется, это глупо.

- Это тебе так мама говорит?

- Я и сам знаю. Разве трудно догадаться, что от крутых кроссовок, умение забивать мяч у меня не появится. Кто со мной играть захочет…

«Чужие письма». Это упражнение представляет собой модификацию упражнения «Чужие проблемы» и проводится в форме письма одного подростка другому. Здесь рекомендуется не только проводить с подростками обсуждение проблем, о которых идет речь в письме, но и написать ответ подростку. Ответные письма также можно впоследствии обсудить.

Пример письма и ответа.

«Дорогая подружка. Как мне быть? Мне уже 15. Все мои подружки уже гуляют с парнями. А в мою сторону никто даже не смотрит. Я пробовала все: макияж наношу так же, как подруги. Стараюсь одеваться модно, духами пользуюсь, но результата нет. Наверное, я некрасивая и не нужна никому».

«Привет, Катюха! Я думаю, что это не та проблема, о которой можно так переживать. Мой совет: будь сама собой. Не стоит подражать другим девчонкам, надо быть индивидуальностью! Необязательно раскрашивать лицо, как индеец не тропе войны, одевать модные шмотки для того, чтобы на тебя ребята обратили внимание. Пусть они увидят, что ты умная, общительная и веселая девушка, с которой всегда интересно. Ты довольно скоро поймешь, что это важнее, чем быть просто «суперсекси» девушкой. Пойми, в каждом человеке есть что-то, чего ни у кого больше нет, у каждого найдется своя изюминка. И ты найди ее в себе, тогда и другие ее обязательно заметят и будут ценить тебя за нее».

Кроме рассмотренных примеров рекомендуется применять методы отыгрывания и применения психологической информации, чтобы дать подросткам возможность через обсуждение типичных проблем сверстников «примерить их на себя», переосмыслить свои проблемы и осознать, что они не уникальны, в результате самостоятельно подобрать модели поведения и методы реагирования в конфликтных ситуациях.

Так, в 6-м классе можно проводить занятие «Как живется агрессивному человеку? Агрессивность и болезни».

Занятие начинается с придумывания сказки, которая начинается фразой: «Утром я проснулся очень агрессивным...». После чего группу делят на две команды. Одна из команд, за три минуты должна подготовить доказательства того, что агрессивному человеку живется очень легко, а другая команда — что трудно. Результатом игры должен стать вывод, что агрессивному человеку жить довольно сложно.

Далее ведущий рассказывает, что агрессивность неминуемо ведет к появлению различных психосоматических заболеваний. Участники получают информацию о выделенных типах личности: типы А и В. Им предлагается записать в тетрадях особенности людей типа А (склонность обязательной победе, соперничеству, чувство превосходства, сильная раздражительность и агрессивность). Особенности типа В — отсутствие качеств первого типа. После чего проводится дискуссия о том, по какой причине люди типа А могут заболеть.

В заключении участникам раздаются карточки с описанием типичной ситуации из школьной жизни и предлагается придумать, как будет решать эту ситуацию ученик типа В и ученик типа А.

Пример ситуации. Коля долго решает задачу на уроке физики. Уже прозвенел звонок. Коля нервничает. Его соседка по парте Вика, говорит: «Эх ты. Все уже решили, а ты все тормозишь». И тогда Коля...

Резюмируя описания групповых занятий с подростками, можно отметить, что в основе этих занятий лежит формирование у подростков жизненно важных навыков или психосоциальной компетентности, то есть способности индивида сохранять состояние психического благополучия.

Вывод 2

Активное участие подростков в подобных занятиях поспособствует не только сохранению их психологического здоровья, но и существенному улучшению мотивации к учебе, росту работоспособности, стабилизации памяти и внимания, снижению риска алкоголизации и наркомании.