Он не считал зазорным поболтать со своими работниками, похлопать их по плечу и поблагодарить за труд. Одна из его известных цитат: «То, что желанно и правильно, не может быть недостижимым. Для этого требуется лишь немного больше командной работы».
Всем известно, что Генри Форд первым создал конвейерную линию, организовал поточное производство автомобилей и превратил их из роскоши в средство передвижения. Но он вошел в историю не только как выдающийся предприниматель.
Это был талантливый управленец, который уважительно относился к своим сотрудникам и умел работать в команде. Он знал, что именно командная работа позволяет компаниям создавать инновации, принимать смелые решения и вырываться вперед. Сейчас о Форде бы сказали, что у него хорошо развиты soft skills или гибкие навыки.
К ним относятся: умение устанавливать контакт с людьми, убеждать и мягко добиваться своего, мотивировать себя и подчиненных, легко адаптироваться к новым условиям, творчески мыслить и принимать нестандартные решения. А если вы намерены построить успешную карьеру или процветающий бизнес, то убедитесь, что у вас также развиты следующие soft skills:
Общение
Ведение переговоров
Обслуживание и поддержка клиентов
Нетворкинг (создание системы связей)
Презентационные навыки
Разрешение конфликтов и проблем
Работа в команде
Тайм-менеджмент
Управление стрессом
У вас может возникнуть вопрос: неужели для успешной работы недостаточно только профессиональных навыков? Уже нет. В эпоху тотального дефицита очереди выстраивались и за посредственным товаром. Да и с поиском работы не было особых проблем.
Теперь конкуренция везде: на рынке физических товаров, в сфере услуг, на рынке труда и т. д. Поэтому в лидеры выходят люди с сильными гибкими навыками, которые умеют:
Выстраивать отношения с коллегами, поставщиками и другими профессиональными контактами
Продуктивно использовать свое время
Легко и без конфликтов управлять людьми и процессами
Находить, привлекать и удерживать клиентов
Добиваться результатов, которые понравятся всем – коллегам, подчиненным, начальству, клиентам и т. д.
Наличие soft skills – это не тот случай, когда они у вас «либо есть, либо нет». Например, кто-то отлично умеет общаться с людьми, но плохо работает в команде, постоянно «перетягивая одеяло на себя». Другие виртуозно проводят переговоры, но все время на них опаздывают, поскольку не имеют навыков тайм-менеджмента. Вот несколько распространенных сценариев, которые показывают, что вам надо развивать soft skills.
Вы часто опаздываете на встречи и многое не успеваете.
Ваша сеть профессиональных контактов никак не развивается или пополняется на 1-2 человека раз в полгода.
Ваши подчиненные не решаются открыто рассказывать вам о проблемах и ошибках.
Вам удается договориться о встречах с потенциальными клиентами, но они редко заканчиваются заключением сделок.
Вам трудно отказать важным для вас людям.
Вы работаете с полной отдачей и чувствуете, что стали выгорать.
Если вы узнали себя хотя бы в одном из этих пунктов, значит, пора задуматься о «прокачке» гибких навыков.
Главное условие для освоения soft skills – осознать и принять те сферы, в которых вам надо совершенствоваться. Никто лучше вас не знает ваши сильные и слабые стороны. Поэтому для начала взгляните еще раз на список гибких навыков в начале статьи и отметьте, какие из них вы хотели бы развить в себе. Что можно сделать дальше:
Помните, что основа любого гибкого навыка – оптимизм. Тревога и низкая самооценка сведут ваши усилия на нет. Поэтому развивайте позитивный взгляд на мир, начинайте каждую задачу с энтузиазмом и уверенностью.
Найдите наставника. Это может быть даже «виртуальный помощник» или исторический персонаж, с которым вы не знакомы лично. Какой человек вас восхищает и почему? Почитайте его биографию, посмотрите интервью с ним и попытайтесь смоделировать его поведение.
Изучите книги по развитию гибких навыков. Литературы, которая поможет овладеть soft skills, сейчас очень много – гораздо больше, чем в списке, который мы предлагаем. Но начать можно с этих книг:
Даниэль Канеман: «Думай медленно. Решай быстро».
Джим Кэмп: «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков».
Карл Сьюэлл и Пол Браун: «Клиенты на всю жизнь»
Максим Дорофеев: «Джедайские техники»
Ицхак Адизес: «Идеальный руководитель»