I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей
- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
Формы изменения ОН:
1. постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
2. резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
3. взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
Характеристики традиции:
IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
Функции:
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)