Проблемы координации в группе возникают, если ее участники работают над выполнением аддитивной задачи, условия которой требуют, чтобы все одновременно делали одно и то же, — например во время подъема паруса на судне (Davis, 1969).
Профессор Рингельманн в 1913 году описал аддитивный эффект, который он наблюдал у участников эксперимента, получивших задание как можно сильнее тянуть за веревку.
Для каждого участника проводился замер максимального усилия, после чего они взялись за веревку вместе. Общее усилие оказалось меньше суммы индивидуальных показателей.
И дело вовсе не в том, что к концу эксперимента его участники выбились из сил. Необходимо было скоординировать действия таким образом, чтобы все одновременно прилагали максимум усилий, и именно в этом и заключалась трудность. Не для всех типов задач эта проблема стоит одинаково остро.
Для выполнения интеллектуальных задач вовсе не обязательно, чтобы все участники группы синхронно обдумывали возможные решения. Но что касается успешного выступления в парусной регате на Кубок Мира, то победа в ней может целиком и полностью зависеть от способности команды координировать свои действия.
Существует множество способов добиться этого. Всякий, кто видел старые фильмы про викингов, про Клеопатру на галере или про каторжников, работающих в кандалах на постройке железных дорог, должно быть, помнит, что в каждом из этих случаев кто-то обязательно задавал ритм, благодаря которому люди знали, в какой момент им следует прилагать максимальное усилие.
Существуют даже специальные песни, призванные помочь решить эту задачу:
Именно музыка помогала им действовать с необходимой согласованностью. Звуки матросских песен, разносящиеся над морской гладью, — это и натягивание канатов, и поворот лебедки, и подъем якоря.
Строители железных дорог забивали костыли, клали шпалы и укладывали рельсы под песню, мелодия и слова которой рождались из ритма самой работы. Этот принцип существует по сей день. Парусные суда канули в лету, а эра прокладки новых железных дорог ушла навсегда. Но по сей день рабочие заводов многих стран мира, работая под ритмичную музыку, побуждающую к действию, начинают двигаться быстрее, эффективность их труда повышается, а нервная система успокаивается.
(Lloyd, Boni & Provensen, 1949, p. 129)
Успешность выступления гребцов на первенстве колледжа (и на Олимпийских играх) в первую очередь зависит от того, какой ритм задаст им рулевой, сидящий на носу лодки и координирующий взмахи весел.
Это отнюдь не означает, что координация имеет большое значение для решения только тех задач, которые связаны с физической нагрузкой.
Кроме того, в задачу координатора входит выполнение таких организационных функций, как проведение собраний, во время которых группа должна планировать свою работу.
Снижение активности внутри группы также можно рассматривать как проблему мотивации. Латан, Уильяме и Харкинс (Latane, Williams, & Harkins, 1979) разработали задачу, позволявшую разделить мотивацию и координацию.
Даже если никаких проблем с координацией не было, производительность группы все равно оказывалась ниже, чем сумма индивидуальных вкладов ее участников.
Таким образом, мы подходим к обсуждению недостатка мотивации в группе как одного из возможных источников снижения ее потенциальной продуктивности.