Это философская категория.
Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов конкретного мира.
Это — не вещь в себе, скрывающаяся за такими терминами, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, информатика, социальная политика, здоровье народа, технология и т. п.
Это вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.
С мировоззренческой точки зрения понятие безопасности представляет собой весьма сложное социально-политическое явление, охватывающее многие стороны жизни.
Однако, как показывает история, такого состояния достичь ни отдельному человеку, ни различным видам его сообщества пока не удавалось. Теоретически можно выделить два вида безопасности: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы); реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
Философ и правовед, политик и ученый по-разному формулируют это многогранное понятие, стараясь приспособить его к своей сфере деятельности.
Например, понятие «безопасность» рассматривается как такое состояние, когда нет опасности, то есть факторов и условий, угрожающих существованию непосредственно индивиду или его сообществу в форме семьи, общины, народности, нации или государства.
Анализ конкретной реализации основных стратегических целей российских реформ пока не привели к устранению системного кризиса в обществе, не способствовали повышению безопасности жизнедеятельности в России.
Напротив, образовалась новая система социальных отношений, которая начала функционировать по своим собственным законам, расширенно воспроизводящим деструктивные процессы. В Российской Федерации нарастают новые социально-политические, экономические, межнациональные противоречия, приобретающие характер открытого конфликта.
Страна перешла в разряд третьестепенных государств, а ее граждане оказались в униженном и небезопасном положении, как собственно в России, так и в ближнем зарубежье. Россия находится на цивилизационном переломе своего развития, когда старые ценности и идеологические ориентиры разрушены, а новые не найдены и не определены.
По единодушному признанию ученых и специалистов, этот период может быть назван кризисным.
Тем не менее, существует несколько успокоительно- разъясняющих точек зрения о современном положении России в культурно-историческом пространстве.
Первая. Ничего особенного не случилось. Семь прошедших десятилетий это очередная смута на Руси, каких много знала российская история. В худшем случае «советская эпоха’ рассматривается как историческая задержка, невольная досадная остановка на цивилизационном пути России. Пошумели, постреляли, все, кто мог, отсидел свое, и пошли дальше своей дорогой.
Вторая. России больше нет, она умерла исторически, цивилизационно, но это уже было, так умерли в свое время Вавилон, Византия, Рим и многие другие древние царства, и последующие цивилизации.
Затянулся процесс цивилизационного определения России: классический выбор — Восток-Запад или особый «третий» путь, так и не сделан.
Сложность ситуации состоит в том, что мир имеет дело с Россией до сих пор окончательно территориально, этнически, политически и духовно не определившейся.
В нынешних условиях необходимо сначала сформулировать основную функцию государства, которое мы хотим построить, и определить его приоритеты. Исходя их этого вырисовывается существо суммы интересов, приоритетов, модель российского государства, которая возможна и желательна сейчас.
Очевидно, что в идеале высшей целью функционирования государства является выживание и процветание населения страны на основе обеспечения прав личности и благополучия семьи как основы общества.
А конкретной целью России является обеспечение стабилизации и вывод страны из кризиса.
Реализация этих целей должна обеспечиваться практической деятельностью всех институтов государства. На это должны быть нацелены усилия органов государственной власти, политических и общественных организаций, каждого гражданина.