Как стоики научились им управлять
Автор: Массимо Пильюччи
Люди злятся по разным причинам: от тривиальных (кто-то подрезал меня на дороге) до действительно серьезных (люди продолжают умирать в Сирии, и никто ничего с этим не может поделать). Но, в основном, гнев возникает по тривиальным причинам. Вот почему Американская Психологическая Ассоциация имеет раздел своего веб-сайта, посвященный управлению гневом. Интересно, что он очень похож на один из старейших трактатов на эту тему «О гневе», написанный философом-стоиком Луцием Аннеем Сенекой еще в первом веке нашей эры.
Сенека считал, что гнев — это временное безумие, и что даже когда оно оправдано, мы никогда не должны действовать на его основе, потому что, хотя «другие пороки возбуждают душу, гнев заставляет терять голову. Даже когда человек не в силах устоять против чувства, само чувство может приостановиться, но только не гнев: разбушевавшись, он не может остановиться, подобно молнии или урагану и прочим неудержимым порывам».
Если у вас есть аккаунт в Twitter или Facebook, или вы пишете, читаете или комментируете блог, вы понимаете, о чем я говорб. Черт возьми, гнев в Твиттере вышел на новый уровень (или опустился, в зависимости от вашей точки зрения) с приходом туда нынешнего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа.
Я тоже довольно много пишу на онлайн-форумах. Это часть моей работы в качестве педагога, а также, я думаю, мой долг как члена человеческого полиса. Разговоры, которые я веду с людьми со всего мира, обычно бывают сердечными и взаимно поучительными, но иногда они становятся неприятными. Видный автор, который недавно не согласился со мной по техническому вопросу, быстро обозначил меня как принадлежащего к «отделу ерунды».
Ой! Как можно не обижаться на подобные вещи, особенно если это суждение исходит не от анонимного тролля, а от известного парня с более чем 200 000 подписчиков? Самое время использовать на практике совет другого философа-стоика, Эпиктета, который наставлял своих учеников таким образом: «помните, что мы, наше мнение и восприятие создаёт себе трудности. Что значит, например, оскорбиться? Встаньте у камня и начните его оскорблять, и чего вы добьётесь? Если кто-то реагирует на оскорбления подобно скале, что обидчик приобретёт с его оскорблением?»
И действительно. Конечно, чтобы развить отношение к оскорблениям подобно скале, нужно время и практика, но я совершенствуюсь. Так как же я отреагировал в ответ на вышеупомянутую напыщенную речь? Как скала. Просто проигнорировал это, сосредоточив свою энергию вместо этого на ответах на конкретные вопросы других, стараясь вовлечь их в конструктивную беседу. В результате, как мне сказали, известный автор разгневался, а я сохранил спокойствие.
Но Сенека ответил бы, что говорить об умеренном гневе — это как говорить о летающих свиньях: во Вселенной просто нет ничего подобного. Что касается мотивации, то подход стоиков заключается в том, что мы движемся к действию благодаря положительным эмоциям, таким как чувство негодования по поводу того, что мы стали свидетелями несправедливости, или стремление сделать мир лучше для всех. Гнев просто не нужен, и на самом деле он обычно мешает.
Философ Марта Нуссбаум привела знаменитый современный пример подобного подхода в своем эссе о Нельсоне Манделе. Когда Мандела был заключён в тюрьму на 27 лет правительством апартеида в Южной Африке, он был очень, очень зол. И на это имелись уважительные причины: дело было не только в несправедливости в отношении него лично, но и против его народа в целом.
Тем не менее, в какой-то момент Мандела осознал, что взращивание гнева в отношении политических противников ни к чему не приведет. Ему нужно было преодолеть эту разрушительную эмоцию, обратиться к другой стороне, построить доверие, если не дружбу. Он подружился со своей собственной охраной, и в конце концов его игра увенчалась успехом: он смог наблюдать за одним из тех мирных переходов к лучшему обществу, которые, к сожалению, очень редки в истории.
Интересно, что один из поворотных моментов в его преобразовании наступил, когда один из заключенных контрабандно пронёс в тюрьму копию книги еще одного философа-стоика: «Размышления» Марка Аврелия. Марк считал, что если люди делают что-то не так, то вместо этого вам нужно «научить их и показать правильный путь, а не злиться». Именно это Мандела и научился делать весьма эффективно.