§1. Роль социологического знания в социальной работе
Социальная работа основана на знании социологии как основного компонента освоения современного общественного бытия и наличии социологического стиля мышления.
Две главные особенности социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого или должного (с точки зрения той или иной идеологемы); 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений.
Субъективность, неизбежная в каждом конкретном случае, нивелируется репрезентативностью, а потому и достоверностью совокупных результатов при соблюдении принципов научности, объективности, неангажированности, личностной непредвзятости самих ученых, обобщающих социальные факты. Социальной работе также присуща субъектность, так как специалисты обязаны исходить из оценки самим клиентом своего состояния, воспринимать мир его глазами. Затем, используя знания социальных наук широкого спектра, они должны изыскивать способы оказания помощи клиенту. Социальный работник обязан иметь знания в области всех наук о человеке и обществе — сколько-нибудь ощутимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Социология — одна из важнейших наук, знание которой необходимо социальному работнику.
Социальная работа и социология используют и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Цель социальной работы — как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализовать себя во всех общественных подсистемах (труде, собственности, власти, семье, культуре).
И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации
осуществляется уже с 1991 г., процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Анализу проблем становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования. Не обойтись без них в деле изучения и самой социальной сферы общества с целью ее совершенствования: кто сегодня ее клиент, что собой представляет (и что должен собой представлять) социальный работник?
Основу изучения социального обслуживания должна составлять такая широкая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк следующих данных:
Социологический мониторинг всех компонентов социальной работы обеспечит ее надежность, способность к саморазвитию.
Основу теории и практики социальной работы составляют важнейшие категории социологии: "общество", "социальная группа", "личность", "социальный статус", "социальная роль", "социализация", "социальное самоощущение личности", "аномия". Особое место занимает категория "социальная защищенность".
Социальная защищенность — принципиально важная для социальной работы категория социальных наук. Можно сказать, что социальная защищенность, аккумулирующая гуманистическую направленность благожелательных усилий общества и деятельностную творческую силу личности, — это:
Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования "социума для человека".
Именно эта категория позволяет выявить самые ценные, непреходящие параметры прогресса: чем более развита личность в обществе, тем надежнее ее социальная защищенность; социальная защищенность — не привилегия отдельных индивидов или слоев, а атрибут образа жизни большинства населения. Константной исторической задачей любого общества является утверждение, поддержание социальной защищенности, заполнение ею по возможности всего социального пространства.
Соотнося данную социологическую категорию с социальной работой, необходимо помнить, что нас должно интересовать не только объективное качество экономической, социальной, духовной зрелости, жизнеспособности общества, но и (быть может, преимущественно) степень субъективного осознания и восприятия этого личностью. В одном и том же обществе степень социальной защищенности в восприятии разных людей может существенно различаться — показателем в этом случае является признание или непризнание (самоощущение обделенности) своего общества социально справедливым. Понятия "социальная защищенность" и "социальная справедливость" близки, но не являются аналогами. Социальная защищенность как общая категория, касающаяся любого участника социума независимо от его принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет больше объективных показателей:
Сделав социальный выбор, человек должен выдержать возможные испытания в ходе реализации этого выбора, поскольку могут быть избраны неправильные средства, методы, технологии, сроки; социальный деятель, занявший непоследовательную позицию, может изменить (исказить) свой выбор под давлением противоборствующих сил, другого выбора; может наступить разочарование в выборе в связи с несовершенством технологий, неумением, незнанием правильных путей их реализации; могут быть неадекватно определены трудности в осуществлении выбора; вследствие всего этого могут развиться скепсис, пессимизм, усталость, депрессия и исчезнет желание действовать.
К свободе выбора надо приучаться. Выбор — не панацея, а лишь первый шаг, после которого напряжение нарастает. Необходимо рассчитать свои силы, ресурсы и стремиться к их увеличению. К социальным ресурсам, определяющим социальное развитие, относятся гуманистическая направленность, взаимопомощь как способы организации общества; культ труда и образования; самосознание личности, адекватное ее социальному положению; признание и уважение социального достоинства человека и общества; самоуважение как категория личностной характеристики, гарант реализации ее потенциала; соотнесение своих потребностей со своей социальной группой и возможностями общества в целом; ответственность личности за себя, самостоятельное жизнеобеспечение в самом объемном понимании; социально-психологическое ощущение общности, традиций и навыков социального партнерства. В этом смысле социальная защищенность — универсальная тенденция развития общества.
Социальная защищенность рассматривается нами не просто как отсутствие серьезного противоборства, а как социальное взаимодействие в его горизонтальных и вертикальных моделях сотрудничества, социальный мир в неутрированном и непримитивном толковании. Социальный мир может достигаться разными средствами. Для социального работника совсем не безразлично, будет ли это путь: а) разрешения социальных конфликтов; б) состояния социального консенсуса; в) предупреждения, профилактики социальных конфликтов и крайних проявлений противоречий, высвобождения позитивной энергии человека, положительной мотивации. Если в сознании большинства и в социально-политической практике преобладает способ жизнеустройства "от конфликта к конфликту" посредством их преодоления, снова возникает вопрос, какие меры социального
усмирения превалируют — манипулирование, нейтрализация, подавление, насилие, устранение или ликвидация социального оппонента? Исторический опыт, социологическое осмысление показывают, что этот способ жизнеустройства легко воспроизводим, но социально малоэффекта потому не дает прочных, долговременных результатов.
Пафос социологии и социальной работы состоит в том, чтобы культивировать мир в мире, социальной общности, малой группе, в себе, он должен проявляться в сознании, мотивации, поведении, отношениях, интеграции усилий в социальном сотворчестве. Личность должна ориентироваться на общество; интересы личности — ориентир общества.