Глава 1. Предмет и задачи курса "Технологии социальной работы"
§1. Технологический подход — неотъемлемая черта современной социальной деятельности
Учебная дисциплина "Технология социальной работы" в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования представляет собой (наряду с учебными курсами "Теория социальной работы", "История социальной работы в России" и "Социальная работа за рубежом") основу общепрофессиональной подготовки специалиста в области социальной работы. Овладение знаниями, предусмотренными содержанием этого учебного предмета, — неотъемлемая часть личностной и профессиональной готовности сотрудников органов социального управления, учреждений социального обслуживания населения к выполнению своих функциональных обязанностей, залог эффективности их деятельности. Однако применение термина "технология" к социальным процессам — все еще довольно новое явление для социальной действительности в нашей стране, для наук, изучающих социальную действительность, и для процесса подготовки специалистов гуманитарно-управленческих профессий.
Между тем интерес к социальным технологиям, технологизации социальной деятельности можно считать закономерной составной частью технологической революции, которая глубоко преобразовала и продолжает преобразовывать мир. Мощная интервенция технологизации в сфере преобразования живой и неживой природы при помощи достижений в химии, физике, энергетике и других науках, методов генетики, биологии, информационных процессов, которые практически институционализировались именно как высокотехнологичные, целиком построенные на научных методах их осуществления, поставила вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных процессов и явлений.
Осознанию необходимости этого способствовали катастрофические социальные потрясения XX в. и, в первую очередь, мировые войны, которые привели к колоссальным потерям человеческих и материальных ресурсов при относительно скромных (по
сравнению с затратами) результатах. С другой стороны, развитие кибернетики, информатики и средств машинной обработки информации дало возможность математически моделировать достаточно сложные процессы с высокой степенью достоверности полученных результатов, что породило надежду на возможность исследования социальных процессов с такой же точностью и однозначностью, как и процессов, происходящих в неживой природе или в мире чисто биологических закономерностей, прогнозирование последствий поведения людей в различных ситуациях с тем, чтобы минимизировать ошибки и неверные решения, а также управлять людьми и обществами, используя научно обоснованный, наиболее правильный способ.
Конечно, вся наша история — это история применения тех или иных способов управления людьми, побуждения их к тем или иным видам деятельности, контроля за исполнением или неисполнением предписанных им норм и моделей. Однако эти механизмы побуждения или запрета всегда складывались стихийно, методом проб и ошибок, но далеко не всегда они были наилучшими. Сам критерий оценки в каждую эпоху и в каждой национальной культуре мог быть различным в зависимости от культурно-исторических ценностей и стереотипов общества. Найденные регуляторы и мотиваторы закреплялись в традиции, что надолго снимало всякую возможность рационального подхода к ним.
Процесс модернизации, т.е. изживание неприкосновенных традиционных оснований жизнедеятельности общества, проникновение эгалитарных, договорных начал во все стороны гражданских взаимоотношений, гуманизация сознания и деятельности, которая заключалась в понимании блага человека, индивида как высшей ценности общественного развития, сделал актуальным вопрос о пересмотре всех связей между людьми с рациональной точки зрения, об их переорганизации на началах эффективности, прагматизма, минимизации затрат.
Данный процесс развивается уже довольно давно, в связи с чем можно сделать определенные выводы: достаточно разработаны и весьма эффективны политические технологии (особенно связанные со кратковременными предвыборными кампаниями); широко используются различные психологические, информационные методы манипуляции сознанием людей (однако их относительная эффективность, возможно, объясняется как раз кратковременностью и одноплановостью: индивидам чаще всего приходится сделать выбор из двух (или нескольких) вариантов, причем по одному основанию); получили развитие также технологии разработки формы и содержания средств массовой коммуникации (включая специальный большой
раздел технологий рекламы, военные, образовательные технологии, и т.д.).
Вместе с тем достаточно отчетливо выявилась специфика технологического подхода к социальной сфере, в которой преобразованию подвергаются само общество в целом, отдельные его слои и группы, отношения между людьми или их мысли и чувства. Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны в них отношениями вероятности. Конечно, это свойственно множеству явлений в живой и неживой природе (например, движение молекул или элементарных частиц, жизнедеятельность микроорганизмов, развитие популяции животных), однако в отличие от них в социальные процессы вовлечено множество индивидов, наделенных разумом и волей. В связи с этим люди не просто объекты воздействия закономерностей — они сознательные и своевольные субъекты социальных изменений.
В своей деятельности люди руководствуются целями, которые определяют в соответствии с собственными представлениями о том, что является для них благом. Формулировать масштабные цели, планировать и осуществлять объемные преобразования, обладать достаточно сильной волей, чтобы вовлечь в свою деятельность широкие массы людей — такое могут делать далеко не все; процессы развития инициируются, движутся и разрушаются в первую очередь лидерами, т.е. людьми, обладающими сильной внутренней энергией, представителями элиты — как бы ни называли их теоретики, их всегда меньшинство. Остальная масса индивидов следует за ними потому, что считает их выразителями своих интересов, убеждена в правильности их идей и призывов, находится под харизматическим воздействием этих личностей либо подчиняется им из страха. Соответственно, процесс управления, руководства, убеждения и других способов воздействия на людей неизбежно распадается на несколько потоков воздействия на различные группы людей, каждая из которых воспринимает их в соответствии со своими возможностями и установками. Может быть, именно поэтому результаты всех больших социальных преобразований не соответствуют провозглашенным целям; из множества микро- и мезодвижений лишь в конечном счете складывается общий вектор, который рассматривается как направление общественного развития.
Само это направление также нуждается в рассмотрении. Человеческая деятельность по определению целесообразна — это главное ее отличие от активности животных. Интеллектуально и психически полноценные индивиды предпринимают определенные действия, имея цель, т.е. представление о результате, который
они хотят получить по окончании этих действий. Кроме того, люди способны более или менее адекватно рассчитать средства и способы, при помощи которых они могут достичь цели. Люди, разделяющие современные демократические представления, сходятся во мнении, что человечество призвано развиваться в направлении всеобщего блага, причем средства его достижения не могут противоречить сущности поставленной цели. Однако, рисуя эту идеальную картину, с трудом можно объяснить, почему отдельные индивиды избирают те или иные цели своей деятельности.
Существуют по меньшей мере три варианта теоретических моделей, объясняющих целеполагание общественного человека. Во-первых, это некая объективная, надчеловеческая цель, которая притягивает индивидов и общество, как магнитный полюс -стрелку компаса. Внутри этой модели разброс теоретических концепций весьма велик — от целей божественного разума, через целеосуществление абсолютной идеи к неизбежной реализации целей общественного прогресса. В соответствии со второй теоретической моделью основой человеческой деятельности считается приспособление индивида к окружающей среде путем реагирования на ее воздействия; тем самым вопрос о сознательном целеполагании практически полностью снимается. Наконец, в соответствии с третьей теоретической моделью основой целеполагания является система ценностей, субъективное стремление к реализации общих представлении о благом и должном, которое разделяют все граждане современных демократических обществ.
Этот разброс мнений свидетельствует, в первую очередь, о сложности природы механизма, который определяет поведение индивидов, множественности причин человеческой активности и трудности воздействия на людей в направлении, желательном для социального технолога любого уровня. Люди далеко не всегда предпочитают материальный достаток, бытовые удобства, т.е. далеко не всегда являются сторонниками приземленного прагматизма. Но и благородные идеалы, духовные ценности, моральные регуляторы не могут считаться бесспорными инструментами воздействия на людей. В связи с этим тот, кому приходится по призванию или служебной обязанности работать с людьми, преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности, должен очень хорошо осознавать всю сложность объекта своей деятельности.
Более того, социальные технологии — это, вероятно, единственный тип технологического процесса, основанный на отношениях не объекта и субъекта, а в значительной степени на отношениях "субъект — субъект". Без содействия участников
социального процесса, без содействия и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразовать те обстоятельства, которые послужили причиной применения социальных технологий. В связи с этим можно сказать, что каждый индивид является социальным технологом для себя и своих близких; он участвует в осуществлении социальных технологий различных уровней, содействуя проводящимся преобразованиям или уклоняясь от них, разделяя цели и средства деятельности органов социального управления или противопоставляя им какие-то иные цели и средства.
Поэтому, вероятно, любая социальная технология обязательно имеет некий фундамент, наиболее важный блок которого -постоянное и углубленное изучение как общества в целом, так и его структурных элементов, являющихся объектами воздействия. Это объясняется не только тем, что наши знания законов общественного функционирования далеки от полноты и совершенства, но и тем, что само общество и люди, образующие его, постоянно изменяются, и то, что вчера было влиятельным и действенным, сегодня может выглядеть смешным и устаревшим.
Второй важный блок фундамента социальной технологии -операционализация процессов и единство процедур. Конечно, каждое явление уникально и неповторимо, однако всем им присущи некоторые повторяющиеся, общие, типичные черты, которые позволяют отнести определенное явление к тому или иному классу, группе. Классификация в соответствии с определенной типологией, произведенная на основе углубленного изучения факта или явления социальной жизни, создает основу технологического подхода. Невозможно и нерационально "изобретать велосипед" в каждом случае социального изменения. Типичные ситуации требуют использования типичных процедур. Некоторые типичные процедуры превращаются в алгоритмы — системы последовательных действий, причем каждое последующее действие обусловлено предыдущим, а в совокупности они определяют эффективность решения задачи. Иногда алгоритмы закрепляются в нормативных и законодательных документах (например, последовательность действий при определении судьбы детей, оставшихся без попечения родителей, проведении медико-социальной экспертизы и т.д.); иногда те или иные этапы социальной технологии могут быть проигнорированы, если они не нужны или неэффективны в данных условиях. Но в любом случае необходимо знать последовательность действий и уметь их использовать.
Третий блок фундамента социальной технологии — высокое субъективное содержание социальных технологий, значение личности, производящей воздействие, и личности, испытывающей
воздействие. В связи с этим люди, занимающиеся социальной работой, должны иметь не только теоретические знания, но и умения и навыки взаимодействия с клиентами.
Социальная работа в полной мере демонстрирует "блеск и нищету" социальных технологий. С одной стороны, социальная работа просто обречена быть технологичной, ибо в условиях ограниченных социальных ресурсов и огромного количества социальных проблем воздействие может быть эффективным только при условии последовательности и профессиональности технологического подхода. С другой стороны, никакой технологический подход не гарантирует 100-процентной эффективности. Более того, большинство проблем социальной работы относится к неразрешаемым, т.е. к таким, которые вновь и вновь воспроизводятся с каждым новым этапом развития общества, в каждом последующем поколении, жизнедеятельности каждой семьи и т.д. В связи с этим, если целью социальной технологии глобального масштаба может быть устранение того или иного социального зла (голода, болезней, наркотических зависимостей и т.д.) и человечество оказывается в состоянии (хотя и не всегда, и с огромными трудностями) выполнить свою задачу (например, полная ликвидация такой опасной болезни, как оспа, и взятие под контроль многих эпидемий), то цель социального работника — помощь конкретному индивиду, семье, группе, испытывающим жизненные трудности, устранение явлений, которые отягощают их социальную ситуацию, а вовсе не разрешение социальных проблем в целом.
Наконец, социальные технологии, и технологии социальной работы в особенности, как правило, всегда являются комплексными. Для того чтобы изменить социальную ситуацию клиента, необходимо произвести воздействие социального плана, практически обязательно — психологическую коррекцию, очень часто -оказать консультационную и медико-социальную помощь и т.д. В связи с этим социальный работник — специалист весьма широкого профиля; его знания должны не только быть адекватными требованиям профессии, но и непрерывно пополняться на протяжении всей его деятельности.