Семейная педагогика и семейное воспитание

Реферат: Семейная педагогика и семейное воспитание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 2
Основная часть……………………………………………………………….. 3
1. Стили семейного воспитания……………………………………………... 3
2. Особенности общения ребенка в семье………………………………….. 8
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы………………………………………... 16

Введение

«Семья – это клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели» - писал К.Н. Волков[1].

Родители должны знать и учитывать те социальные и экономические явления, которые способны оказывать влияние на формирование личности ребенка. Сфера нравственного воздействия семьи на ребенка практически столь же широка, как и диапазон общественного воспитания. Она располагает неоценимыми возможностями для формирования у детей любви к Родине, уважения к людям, уважения к труду.

Однако у семьи есть обязанности, к которым прежде всего относится воспитание чувств, эмоциональная культура ребенка. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – ее разносторонность.

Семья – настоящий университет человеческих отношений. К.Н. Волков писал: «Мир семейных, эмоционально-нравственных впечатлений обретает волшебную способность принимать или не принимать, окрашивать в свои личные цвета все богатство и разнообразие иных влияний, идущих из школы, кино, радио и газет, от друзей»[2].

Изучением семьи занимались такие педагоги, ученые как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Рассмотрим основные характеристики современной семьи.

Основная часть

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее ха­рактерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, ко­торые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия[3].

В психологической литературе выделяют следующие стили семей­ного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий,  гармоничный[4].

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особеннос­тей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания ока­зывают влияние:

- типы темпераментов родителей, их совместимость;

- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

- научно-педагогическая литература, которую читают родители;

- уровень образования родителей.

Стили семейного воспитания были рассмотрены подробно Н.И. Дереклеевой[5]. Охарактеризуем их.

  1. Попустительский стиль семейного воспитания.

Этот стиль характеризуестя тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку пол­ную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало вол­нует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребнос­тям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Родители этого типа непоследовательно и неумело используют методы нака­зания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал роди­телям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник.

  1. Состязательный стиль семейного воспитания.

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

3.Рассудительный тип семейного воспитания.

Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребен­ка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаннями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотно­шения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семей­ных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторон­ними людьми, ни родственниками. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сен­ситивный социально-психологический тип личности.

4.Предупредительный стиль семейного воспитания.

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания фор­мируется инфантильный социально-психологический тип личности.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспита­ния может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок час­то болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родите­ли ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребе­нок в такой семье практически лишен активной деятельности,  роди­тели сами определяют, что может быть ему интересно, сами являют­ся инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, по­падая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяют чужому мнению.

5.Контролирующий стиль семейного воспитания.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания фор­мируется тревожный социально-психологический тип личности. Это­му способствуют следующие причины:

- Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опе­кунов, и они жестко обращаются с ним.

- Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытан­ные им эмоции и чувства.

- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям от­носились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

- Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и конт­ролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Взрослые достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Не­которые родители используют физические наказания достаточно жес­ткие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

  1. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие мате­риального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие ду­ховной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родите­лей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершае­мые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и ак­тивно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на се­мье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен.

Попадая в детский коллектив, такой ребенок ве­дет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удов­летворяются по мере возможностей их родителей. Дети это понима­ют, так как родители делают все для своих детей, но в пределах ра­зумного и своих возможностей.

  1. Гармоничный стиль семейного воспитания.

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом на­звании. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители за­долго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделя­ют большое внимание формированию традиций и обычаев своей се­мьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные га­зеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители тре­буют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами по­ступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. При­мером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрос­лые конфету. Ребенок берет угощение и пытается щедро поделится ею со взрослым. Как поступает взрослый? Он берет у ребенка пред­ложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а про­живает вместе с ним эту ситуацию. В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вы­нуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно. Это лукавство взрослого по отношению к ребен­ку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к соб­ственному ребенку в старости.

Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверст­никам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Ха­рактерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда гово­рят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с дру­зьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими про­блемами, не скрывают своих истинных чувств.

  1. Особенности общения ребенка в семье

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходи­мо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье[6]. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступно­сти, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы роди­тельского воспитания, приходим к выводу о том, что самым вес­ким принципом является принцип принятия ребенка. По мнению Н.И. Дереклеевой, принятие ребенка — «это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что»[7].

Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, за­висящее от поступков, — это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нрав­ственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусствен­ный привкус, в основе которого — безразличие и обман.

В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собствен­ного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его дос­тоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободря­ют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок дол­жен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пы­таются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание - это в ка­кой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совер­шенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребенка и признавая его, некоторые родители думают о том, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который скла­дывается порой из желаемого и далек от реальной действительности. И если идеальные родительские представления расходятся с действи­тельностью, во многих семьях возникают проблемы в общении между родителями и детьми.

Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представле­ниям, - значит, ты любим, принят, признан. Если нет — стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающие самые разнообразные, а порой и безобразные, формы.

Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положитель­ную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное, усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Призна­ние невозможно без таких приемов родительского воспитания, как одобрение и похвала.

Ребенок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству — все это и многое другое должно быть одобрено и от­мечено родителями. К большому сожалению, зачастую ребенок по­лучает словесное признание и оценку собственных достоинств толь­ко при посторонних людях. Такого быть не должно. Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, что­бы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и раз­вития.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей. Если же такое слу­чается, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ре­бенка и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения проде­монстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собствен­ную значимость и убедиться в собственных возможностях.

Родители, для которых их ребенок ожидаем, любим, принимаем и признан, могут с уверенностью сказать, что без установления выше­перечисленных отношений нельзя использовать в родительском ар­сенале слово «нет». Это может привести к конфликтным ситуациям, неповиновению и бунту со стороны ребенка. Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких си­туаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на воп­росы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серь­езно.

Опросы родителей и самих учащихся позволяют судить о том, что родители довольно часто запрещают ребенку проявлять интерес к тем делам, которые, по их мнению, будут ребенку бесполезны. Иногда признание за ребенком права на то или иное занятие, к которому у него есть интерес, находит скорее поддержку у постороннего челове­ка, педагога, чем у родителей.

Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родите­лей, но не знают, что такое любовь. По мнению чешского психолога З. Майтечека «ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста»[8]. Он считает, что детям нужно, что­бы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонит­ся родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со сто­роны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и роди­телей, по мнению Н.И. Дереклеевой, является принцип доступности[9]. Он особенно актуален для се­мей XXI века. Во время психологических консультаций многие родите­ли объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным — это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Однако родители должны помнить, что проводить время с соб­ственным ребенком - это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка - это значит вовре­мя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин та­кого положения вещей является родительская недоступность и не­прикосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете - к са­мому себе.

Огромное зна­чение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответ­ственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Та­кие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие уча­щиеся девятых классов ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влия­ние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление от­ветственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться за каждый прожитый день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример ошибок и проблемных ситуации не так уж и плохо. Мудрость ответственности родителей состоит том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по ка­кой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки, не ставя это в вину своему же ребенку. Как часто дети слышат: «Вот пристал ты ко мне с этим походом!» И ре­бенку уже не хочется в поход, потому что он понимает, что его просьба вызывает у родителей раздражение и нежелание выполнять то или иное обещание, данное, может быть, в порыве эмоций. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний соб­ственного ребенка. Если каждый день отец обещает приходить до­мой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то на­учить, что умеет сама, но этого не делает, — это рано или поздно вы­зовет протест ребенка, и во что он выльется - трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдер­жки и волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку быть от­ветственным и дисциплинированным.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Од­ним из главных условий является наличие у ребенка в семье опреде­ленных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Если в обя­занность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусо­ра, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но, если ребенок в добром здравии, но про­сто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необ­ходимо, чтобы наказание воспринималось им осознанно.

Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то ро­дители должны выяснить их происхождение и дать возможность ре­бенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и униже­ние для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступ­ки на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании детей. Принятие родителями ответственности за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает ложности распоряжаться собственной жизнью.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности вос­питания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собствен­ного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение роди­телей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение ро­дителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета.

Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уваже­ния со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, не­приязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего же­лание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, не­возможно. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ре­бенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества.

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, дос­тупность родителей собственному ребенку - понятия обратно про­порциональные.

Заключение

Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует ее особенности. Семья, в свою очередь, воздействует на процессы и отношения в обществе.

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять особенности семей, различающихся по своим ценностным ориентирам. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.

Проблемой изучения семьи занимались и продолжают заниматься многие психологи и педагоги, такие как Ю.П. Азаров, Т.М. Афанасьева, Н.И. Дереклеева и другие.

Анализ педагогической и психологической литературы по данной теме показал, что в современной психологии выделяют несколько стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий,  гармоничный. Каждый из стилей характеризуется своими особенностями.

Наряду со стилями семейного воспитания в современной психологии выделяют составляющие семейного воспитания, от которых зависит формирование личности ребенка. Это:  признание ребенка, родительская любовь, доступность, ответственность и самодисциплина, авторитет родителей.

Таким образом, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что семья является очень важным звеном в воспитании и развитии ребенка.

Список использованной литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1985.
  2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн.для учащихся ст.классов. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Диалоги о воспитании: Книга для родителей./Под ред. В.Н. Столетова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985.
  5. Майтечек З. Родители и дети: Кн.для учителя: Пер.с чеш. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

[1] Диалоги о воспитании: Книга для родителей./Под ред. В.Н. Столетова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – с.123.

[2] Диалоги о воспитании: Книга для родителей./Под ред. В.Н. Столетова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – с.123.

[3] Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – с.169.

[4] Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. – с.48.

[5] Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – с.14-30.

[6] Афанасьева Т.М. Семья: Кн.для учащихся ст.классов. – М.: Просвещение, 1985. – с.129.

[7] Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – с.36.

[8] Майтечек З. Родители и дети: Кн.для учителя: Пер.с чеш. – М.: Просвещение, 1992. – с.144.

[9] Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – с.41.