Это неосознанный личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Есть такой пример о роли установки в формировании позиции человека.
Разным группам показали тот же портрет, но при этом первой группе сказали, что это известная в обществе человек, талантливый и порядочный, имеет детей и внуков; второй - что это преступник, убивший женщину и ребенка.
Согласно указанной установки группы сделали словесные портреты этого человека: первая - положительный, второй - отрицательный.
В менеджменте большое значение имеет целевая установка, которая означает готовность человека к действию, направленной на достижение конкретной цели.
Менеджер сам получает установку от других (владельца компании, высшего руководства) и, в свою очередь, дает и другим, установку, что-то сделать к конкретному сроку и получить такой-то результат.
И каким будет этот результат - положительным или отрицательным - зависит от той установки, которую дает менеджер. То есть установка играет важную роль в профессиональной деятельности менеджера.
Некоторые американские компании, например, принимая менеджера на работу, прежде проверяют, сформирована у него установка на выполнение будущих профессиональных обязанностей.
Это может происходить, например, так: кандидата на должность менеджера предупреждают о том, что вакансия закрыта, но можно испытать себя и поработать один день, потому что, возможно, что-то может измениться. Человек соглашается и выходит на следующий день на работу в парадном костюме для того, чтобы понравиться и произвести наилучшее впечатление.
Но тут оказывается, что в его обязанности на этот день входит: покупка газет и бутербродов для шефа, подметание в туалете и пробивания полки (и это в новом костюме!).
За всеми действиями новобранца внимательно наблюдает шеф.
Шефа интересует только одно: у этого человека установка на выполнение конкретных поручений или нет. Работодателю нужен человек, умеющий выполнять его поручения (даже если они и неприятные).
Рассказывают, что в одну из американских компаний искали менеджера, который бы занимался материальными и финансовыми ресурсами.
Собеседование с кандидатами происходила в кабинете владельца компании.
Он сидел за своим столом, посетитель - напротив. На столе лежали сигареты, дорогие сигары, пепельница, зажигалка, спички. Свет был выключен, на столе стоял канделябр с зажженными свечами.
Это создавало спокойные, приятные условия для беседы. Каждому кандидату хозяин предлагал зажечь, разговаривал с ним, а затем отпускал. Только двенадцатый кандидата он оставил для более глубокой беседы и сразу взял на должность.Почему? Что сделал то такого, который привлек к себе внимание владельца компании? Он взял сигарету (а не сигару) и зажег ее от свечи. То есть на бессознательном уровне он обнаружил установку на бережливость.
Изменение установок на противоположные предыдущих - процесс длительный и противоречивый. Если во время общения необходимо повлиять на установку другого, в том числе и коммуникативную, то следует действовать в соответствии с рекомендациями психологов
• формируя необходимую установку, будь первым;
• закрепляя установку, что уже есть, стало "новым" (т.е. подавай ее в новой форме или контексте);
• реконструируя установку, не действий прямо, а начинай с получения от собеседника согласия на какие-то слова, информацию и т.д..
Разновидностью социальных установок, о которых говорилось выше, являются коммуникативные. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людей, ситуаций, в конце концов, побуждать к конкретным действиям.
Каждая установка в структуре общения имеет три основных компонента: поведенческий, познавательный, эмоциональный.
• эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека некоторых упрощенных стандартов, которые обобщенно сопоставляются с определенной категорией людей (например, говорят: все немцы пунктуальны, все англичане консервативны и т.п.);
• эффект ореола - наделение человека определенными качествами и восприятия ее только через эту призму. При этом положительные качества преувеличиваются, а негативные недооцениваются. Поэтому нецелесообразно, чтобы человек, находящийся под ореолом, вела деловые переговоры;
• эффект общего впечатления - впечатления с первого взгляда влияет на неадекватное восприятие в дальнейшем;
• эффект первичности - еще Э. Берн советовал обращать внимание на первые десять секунд общения, когда человек ведет себя наиболее искренне;
• эффект новизны - если мы слышим о том, что якобы уже знаем, то новые сообщения воспринимаем рассеянно;
• эффект бумеранга - сильное давление порождает сопротивление;
• эффект стремление к внутренней несперечливости образа "Я" другого человека - когда желаемое восприятие человека, что нравится, отталкивает все, что противоречит этому образу;
• эффект инерции - когда существует барьер, который является тенденцией к устойчивому сохранению сложившегося представления о человеке;
• эффект самопроекции - когда мы наделяем другого человека своими качествами.
Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей называется каузальной атрибуцией.
При этом каждый человек по-разному объясняет причины поведения своего и другого. Например, человек, договорившись о встрече, опоздала. Тот, кто опоздал, объясняет причину плохой работой транспорта, а тот, кому пришлось ждать, считает, что опоздание - это результат легкомыслия.
Для того чтобы общение происходило на высоком уровне культуры, необходимо не просто формировать у человека коммуникативные установки на общение с другими, а именно гуманистические коммуникативные установки. Каждый человек является "мерой всех вещей", высшей ценностью и главным богатством в обществе.
Она должна жить и действовать как здоровый (в физическом, эмоциональном и ментальном отношении) и уверена в себе существо, не должна думать о защитную позицию, быть способной к творческому развитию и отвечать за себя и свои действия.
Именно такой подход к общению и отношений между людьми способствовал становлению гуманистической этики и гуманистической психологии. их представители рассматривают личность как уникальную целостную систему, для которой характерно стремление к самоактуализации и самореа-лизации.
Как утверждает Э. Фромм, высшие ценности человека - это любовь к себе утверждение человеческой значимости. Чтобы быть уверенной в своих ценностях, личность должна знать и понимать себя, свою способность к добру и самоотдаче и действовать согласно этому.
По образному выражению К. Честертона, если в античные времена весь город могло думать как один человек, то современный Homo sapiens сам скорее напоминает город, охваченный гражданской войной. Это свидетельствует о растущей значимости внутреннего мира человека. Этот внутренний мир человека, его психологические особенности прямо и косвенно влияют на характер общения и взаимодействия с другими людьми.