1. Социальная индивидуальная.
2. Функциональная социально-психологическая.
3. Поддерживающая.
4. Гуманистическая.
5. Положительная. Рассмотрим каждую из них.
Социальная индивидуальная психотерапияимеет свои корни в социальной работе, которую проводили крупнейшие американские организации в конце XIX - начале XX в .. Концепцию этого вида терапии изложены в книгах М. Ричмонда "Дружеский визит к бедным: руководство для работающих в благотворительных организациях" (1899) и "Социальные диагнозы" (1917).
1. проведения оценки;
2. установление социального диагноза;
3. взятия его за основу при выборе метода помощи. Социальный диагноз предполагает оценку личности подчиненного и
его социального положения. Она рассматривает социальную помощь как комбинацию средств, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и его социального окружения.Такой подход основан на традициях социальной работы, заложенной в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии еще в начале XIX в. Уже тогда основной тезис социальных работников заключалась в высвобождении и развития ресурсов человека и его социального окружения.
1. Косвенный метод - заключается в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию подчиненного в положительном для него направления.
2. Непосредственный метод - заключается в предложениях, советах, уговорах, а также в рациональных дискуссиях с целью привлечения подчиненного к ситуации, выработка им рационального решения. С этой целью должны быть установлены отношения доверия с подчиненным.
Функциональная социально-психологическая терапия получила развитие и отразилась в трудах Ч. Гамильтона в начале XX в. Основная идея этой школы заключается в том, что подчиненный должен быть активным участником работы, направленной на изменения.
Для этих целей, в рамках данной концепции, менеджер старается создать ситуацию, в которой подчиненный должен научиться рассуждать так, как он. Задачей является закрепление ситуации, ее повторения с постоянным введением в нее все новых и новых положений. Побуждение подчиненного к активности становится следствием активности менеджера.
Менеджер "вживается" в защитные механизмы подчиненного, определяет их параметры, присоединяется к ним, не подвергая их сомнению или критике. Он становится как соучастником конфликта подчиненного, занимая всегда его позицию, поддерживая его. Этим достигается значительный эффект согласованности, становления отношений доверия менеджера и подчиненного.
Последний рассматривает первую как "своего человека", по нашему мнению, помощь и совет которой всегда можно положиться. Этим и надо руководствоваться, когда подчиненный просит такому совету.
Это вживание в образ, реальное, а не мнимое сочувствие. Менеджер, практикуя гуманистическую терапию, должен как можно скорее лишить подчиненного от невроза, но и сам он больше всего рискует получить невроз. Чтобы этот метод не был родственный побочными эффектами, менеджер вместе с подчиненным всегда должен находиться в мета-позиции (позиции стороннего наблюдателя, эксперта), в состоянии отграничения мнимыми пространства и времени от реальной конфликтной ситуации.
Если подчиненный вместе с менеджером согласится перейти в мета-позицию по отношению к ситуации, которая повлекла ему столько негативных эмоций, то это уже будет первый шаг влияния. Остальные шагов - только укрепление такого успеха.
Определяющей чертой провозглашенного им межкультурного подхода в психотерапии является интегрированность, что приобретает и примиряет различные конкретно-культурные образы человека и нормативные представления о ее поведении.
Позитивность понимается здесь как целостность, единство в разнообразии, преодоления любой односторонности как по внутренней картины мира человека, так и относительно ее жизни в обществе.
В процессе такой терапии менеджер не атакует систему ценностных ориентаций подчиненного, а стремится мягко и деликатно показать односторонность его позиции и ее оценки. С этой целью менеджер использует притчу (в основном восточную).
Притчи поощряют воображение и интуицию человека, помогают найти путь взаимопонимания менеджера и подчиненного.
Они используются не только развлекательные рассказы или сказки, а выступают своеобразными психологическими, нравственными тестами, задачами, решая которые, подчиненный сам приходит к осознанию и пониманию односторонности своих позиций.
Цель такой психотерапии - сделать из человека психотерапевта для самого себя. Способность человека помочь самой себе является основой ее душевного здоровья.