Под культурой речи подразумевают знание и применение всех правил языкового поведения в различных ситуациях, которые включают в себя речевые формулы приветствия, прощания и знакомства, вопросы, благодарности, просьбы, поздравления, формы обращения и т.д.
Речь порождается жизненной ситуацией, знанием о мире и текущем положении дел, когда возникает потребность что-либо сказать об этом другому. Так рождается сложное понятие о речевой ситуации.
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т. е. словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанные с определенными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом, степенью родства, знакомства участников коммуникации.
В речевой ситуации всегда есть говорящий, его собеседник, место и время речи, мотив и цель общения, тема разговора, средство общения.
правильности,
точности,
коммуникативной целесообразности,
доступности,
богатству и разнообразию,
чистоте и ясности,
выразительности,
уместности,
эстетичности.
В любой беседе безграмотность и косноязычие не только раздражают собеседников, но мешают понять суть задачи. Многие люди в жизни сталкиваются с проблемами изложения своих мыслей, не в состоянии сразу подобрать нужные слова, поставить их в правильной грамматической форме.
Речевой этикет используется в ограниченном кругу определенных ситуаций, поэтому, оценивая вежливость и культуру человека, оценивают, как правило, его умение соблюдать правила речевого этикета.
Речевой этикет отражает народный опыт, своеобразие условий быта, обычаев каждого народа.
Именно поэтому речевой этикет является важным компонентом национальной культуры.
Этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение людей в соответствии с социальными требованиями.
Если вы дома говорите правильно, то ваши дети, также как и вы, станут всегда говорить грамотно и красиво.
В разговорах с друзьями, знакомыми, родными тоже следует употреблять только грамотно составленные выражения с вкраплениями различных сравнений и синонимов.
Культура речи – это то, что в идеале у каждого человека, независимо от его социального статуса, должно быть сформировано уже в юности, в семье и в школе.
Грамотная литературная речь помогает менеджеру (особенно боссу) эффективно управлять людьми, то есть выполнять свои профессиональные обязанности.
Разумеется, почти в каждой сфере деятельности существуют свои профессиональные слова и выражения, некоторые профессиональные сообщества вырабатывают даже собственный сленг, однако на ранних этапах развития компании и формирования команды использование литературного языка просто необходимо, только тогда работники смогут без лишних «помех» договориться о правилах совместной деятельности.