Каждый может выбрать, что ему ближе, и именно это будет наиболее эффективным.
Психоанализ выдвигает предположение о том, что в бессознательном скоплены все низменные потребности человека и его реальность определяется подсознательными влечениями, структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве. Фрейд работал преимущественно с женщинами, больными истерией, это интересное заболевание, которое не является психиатрическим, в процессе которого женщина бредит, она сексуально расторможена и может пережить по-настоящему ненастоящие роды.
Благодаря анализу бессознательного можно понять причины проблем и заболеваний. Упражнения психоанализа включают техники слов и ассоциаций, учат человека слышать себя изнутри. Также психоанализ предполагает работу со сном, что является важной частью протекания бессознательных процессов.
Сеансы проходят за разговорами, за анализом сновидений, клиент рассказывает о своих проблемах и постепенно пускается в свободный мыслительный процесс, который плывет без особого направления, допускается говорить все, что приходит в голову, даже, если это отрывочные мысли, которые на первый взгляд абсолютно бессмысленны.
При этом погружаясь внутрь себя и, несколько отключая осознанный контроль, человек говорит то, что ему подсказывает подсознание.
Описаны случаи исцеления от истерии путем осознания причины проблемы и прослеживания взаимосвязи причины и болезни.
Базируется на принципах наличия в каждом человеке трех эго-состояний. Они называются «ребенок», «родитель» и «взрослый». Согласно ему, мы можем иметь конфликты с людьми потому, что в детском возрасте подвергались травмам. Работа в транзактном анализе предполагает взаимодействие терапевта с каждым из эго-состояний клиента. Его личность по окончании терапевтического процесса приобретает целостность, все три состояния уравновешиваются и продолжают существовать в балансе и гармонии. Направление подходит тем, кто желает освободиться от чувства вины, стыда, понять, откуда они идут и тем, кто устал от повторения негативных жизненных сценариев. А также для любых других психологических запросов. Терапия направлена на выяснение причин.
формируется в процессе усвоения установок, ценностей, предрассудков, убеждений, принадлежащих значимому для нас человеку в детстве, как правило, родителю. Я-родитель чувствует, думает, действует и реагирует, так как это делал один из его родителей или другой значимый взрослый, оказавший влияние, когда он сам еще был ребенком. Даже в не активном состоянии, Родитель всегда присутствует в нас, он является нашим внутренним комментатором, оценщиком, критиком.
Взрослый это посредник между Родителем и Ребёнком. Взрослый анализирует, решает, действует в соответствии со своими ценностями, стереотипами и убеждениями, сообразно обстоятельствам, при этом действует максимально разумно в конкретной ситуации. В состоянии Взрослого человек объективно оценивает окружение, решение, он принимает преимущественно обдумано и без эмоционально, но на основе имеющего опыта.
Ребенок - это наш собственный опыт на разных этапах детства. Здесь живут наши мечты, желания, страхи, надежды и полностью отсутствуют разумное и рациональное мышление. Данное состояние отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения. Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как отвечает за радостные эмоции, однако в тоже время здесь живут и иррациональные установки, которые характерны для детей. Например, добиваться желаемого через крик или нытьё, которое может встретиться у капризной девушки: «Я хочу, ну, купи мне это».
психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.
Проще говоря, НЛП создавалось для того, чтобы научить всех людей моделировать на себя возможности очень успешных людей в той или области с целью самим добиться максимального успеха в этом же.
Например, можно смоделировать внутренние и внешние характеристики успешного оратора, грамотного политика, сильного спортсмена, мудрого учителя и т.д.
В наше время НЛП является очень популярным экологичным и эффективным методом практической психологии. НЛП имеет в своем арсенале множество простых и эффективных техник для позитивных изменений личности, для работы со страхами, для смены убеждений, для того, чтобы избавиться от вредных привычек, для решения всевозможных психологических затруднений. Помимо этого НЛП широко используется при обучении навыкам коммуникации, продаж.
Довольно молодое направление практической психологии. Опирается на утверждение, что специальная метафора способна нужным образом запустить подсознательные процессы личности, которые приводит к изменениям и исцелению.
Определенным образом созданная история, сказка, притча, метафора оказывает психологическое воздействие на личность с целью нужных изменений, благодаря этому происходит коррекция проблем и развития личности.
Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми. С помощью сказкотерапии можно эффективно работать с любыми психологическими затруднениями, включая алкоголизм и табакокурение.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов избавление от страхов и других психологических проблем, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка. Существуют различные программы для обучения людей написания терапевтических сказок, что может быть очень полезно родителям, учителям, воспитателям, няням и т.п.
Гештальт-терапия исповедует позаимствованный из восточной философии принцип «здесь и сейчас», кий метод, согласно которому мир и человек - целостное явление, принцип взаимообмена и саморегуляции со средой, парадоксальная теория изменений, происходящих с человеком, когда он становится тем, кто он есть, не пытаясь играть другие роли. Та же техника "пустого стула", когда претензии высказываются воображаемому собеседнику, а не реальному.
Говоря простым языком, гештальт-терапия является универсальным направлением психотерапии, закладывающим основу для работы с внутренним миром - начиная с детских страхов и заканчивая коучингом первых лиц. Процесс терапии является беседой между клиентом и терапевтом, в процессе которой клиент возвращается в ситуацию «здесь и сейчас» для того, чтобы увидеть, услышать, ощутить свои эмоции и поискать их в своем теле.
В психологии гештальт-терапия подразумевает восприятие человека единым целым, сочетающим бессознательное и сознательное, прошлое и будущее, разум и тело, ненависть и любовь.
Все это существует только в конкретный момент времени, поскольку прошлого уже не существует, а будущее еще не наступило. Человек не способен существовать изолированно, а внешний мир считается средой, в которой возможна наша жизнь и которая питает нас. Получить необходимое нам и отдать то, что нас переполняет, можно только в контакте с внешним миром.
При нарушении подобного взаимообмена жизнь человека застывает и теряет свой смысл. Гештальт-терапия направлена в первую очередь на восстановление отношений с миром, а не на осознание ошибок и понимание того, почему человек ходит по кругу.
Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п.
Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.
В расстановочной работе обычно участвуют расстановщик, клиент, заместители и наблюдатели. Расстановка обычно проходит в группе. В поле, где проходит действо, исходя из запроса расставляются необходимые фигуры. Это могут быть близкие, партнеры, симптом, здоровье, деньги, родители, дети, организация, сотрудники и т.д.
Участники являются заместителями фигур, которых вы назначаете на те, или иные роли. Даже не зная, кем их назначали, попадая в расстановочное поле и через замещающее восприятие, они начинают проявлять актуальную информацию и состояние действующих фигур.
Данное направление практической психологии работает с естественным состоянием транса человека, это измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения.
Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими.
Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное.
И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.
Эриксоновскому гипнозу подвержены все и важно понимать, что основополагающим принципом этого направления является экологичность применяемых техник и методов – только мягкое сотрудничество в процессе взаимодействия гипнолога и клиента, только своевременные бережные изменения. Причем результаты чаще всего заметны уже после первого сеанса, а для решения запроса бывает достаточно от 3-х до 5-ти сеансов.
В процессе работы можно обращать к прошлому клиента, добывая там ресурсы или перерабатывая травмы, можно обращаться в будущее, моделируя себе желаемый результат, на который подсознание будет ориентироваться, можно наводить порядок внутри личности, обеспечивая себя важными составляющими гармоничной и целостной личности – уверенностью в себе, чувством собственной ценности, ощущением собственного достоинства, удовлетворенностью собой и своей жизнью. В процессе сотрудничества можно искать свой путь и вдохновение, можно избавляться от тревожности или приобретать больше энергии. Наше подсознание содержит в себе все ответы.
Эта методика ориентирована на быстрое решение проблемы. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые).
Три составные части — это основные принципы краткосрочной позитивной психотерапии:
Поиск ресурсов может быть ориентирован
На прошлое:
На настоящее:
На будущее:
Не способствует ли опора только на позитивное в работе с пациентом формированию «розовой иллюзии», однобокого и неадекватного «радужного мировосприятия»?
Признавая односторонность и иллюзорность такого мировосприятия, позитивные психотерапевты подчеркивают столь же однобокое, но «черное» мировосприятие, характерное для абсолютного большинства пациентов, и задачей психотерапии считают формирование более диалектического мировоззрения, расширяя его подключением «светлого» видения и надежды.
Использование только позитивных подкреплений в работе с пациентом позволяет раскрепостить и активизировать его позитивные воспоминания, интуицию и способность конструктивно фантазировать, сделать доступной его субъективную концепцию здоровья — болезни, которую обычно пациенты стыдятся предъявлять психотерапевту в связи с ее «ненаучностью и наивностью».
Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии.
Ключевым моментом в этом подходе является тенденция к актуализации, то есть поиску и проявлению, а также дальнейшему развитию по максимуму лучших качеств, заложенных в человеке.
Этот процесс может быть полон страданий, падений, борьбы, но, если мотив достаточно силен, человек настойчиво будет идти по пути развития, несмотря ни на что. Если доверяешь своим ощущениям, считал основатель метода, то тогда проще осознать, в правильном ли направлении движешься.
Фундаментом терапии характеризуется тремя важными и взаимосвязанными позициями: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.
Безусловное позитивное отношение. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы "плохим" или "странным" это не казалось.
Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, который стремится наклеить диагностический ярлык на клиента, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.
Конгруэнтность - это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.
Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.
В творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции – все то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто механизмами психических защит. В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном пространстве творческого объекта. Этот экспрессивный творческий процесс терапевтичен сам по себе, за счет собственных ресурсов психики и ее способности к самоисцелению. Кроме того, присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической группы) и его безусловное принятие пациента в творчестве оказывает трансформирующее воздействие на межличностном уровне.
Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.
Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.
Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.
Оная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.