Чаще всего причины следующие.
Это самая распространенная причина низкой мыслительной активности. Сон нужен для перенастройки мозга. Если нет полноценного ночного сна, то мозг начинает давать сбои. Отсюда низкая мозговая активность, а следовательно, и интеллектуальная вялость.
Недостаток физической активности приводит к недостаточному кровоснабжению мозга. Отсюда замедление физиологических процессов и опять-таки интеллектуальная вялость.
Как только мы начинаем торопиться и нервничать, то естественный ритм работы мозга нарушается. Отсюда резко возрастает число ошибок. Последовательное течение мыслей сменяется скачками. Мысли становятся рваными и путаными. Результат мышления становится неудовлетворительным.
Вариант предыдущей причины. Мы сами начинаем мысленно перескакивать с предмета на предмет. Сознание не успевает перестроиться, и возникает тот же самый эффект рваных мыслей.
Шум вызывает мозговую реакцию вслушивания и ориентирования, которая нужна для того, чтобы выделить в шуме полезный сигнал. Чем сильнее шум, тем сильнее эта реакция понижает мыслительную деятельность. Пытаться что-то сообразить в сильном шуме бессмысленно.
Сильно нарушает мыслительный процесс любая сильная эмоция: страх, злость, отвращение и т. д. Причина в том, что эмоции отключают интеллект. Эмоция – это защитная реакция организма в тех случаях, когда должна быть мгновенная реакция. Когда вы потеряли равновесие, лучше мгновенно испугаться и среагировать, чем грохнуться на землю, размышляя о том, откуда здесь взялась арбузная корка. Но в ситуациях, когда нужно работать, эмоциональный фон нужно отключать.
Если вы занимаетесь однообразным, монотонным трудом, то стимулируются одни и те же области мозга. Для защиты от стимуляции мозг понижает свою активность. Это состояние обычно называют скукой. Если вам скучно, то интеллект работает на пониженных оборотах.
Если ценность решаемой задачи очень важна, например в ситуации экзамена, то мышление переключается с задачи на важность. То есть вы начинаете думать не об условии задачи, а о том, решите вы ее или нет. В этом случае шансы решить задачу резко снижаются.
Если вам требуется решить задачу не потому, что вам нужно решение задачи, а потому что вы это делаете для других целей: похвастаться, покрасоваться, получить одобрение, то срабатывает тот же механизм, что и в предыдущем случае. Ваше мышление начинает заниматься не задачей, а думает о том, как хорошо бы ее решить, в этом случае шансы решить задачу также резко снижаются.