Вредный слушатель – Вольтер и регламент

Напомню, в прошлый раз мы говорили о том, что главные инструменты работы с вредным слушателем – спокойствие и доброжелательность.

Сохраняя способность трезво мыслить, мы имеем больше возможностей понять истинные мотивы и намерения нашего подопечного.

Сохраняя позитивное отношение – поддерживаем атмосферу сотрудничества и взаимного уважения.

«Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»

Эвелин Холл (приписывается Вольтеру)

Итак, мы спокойны и доброжелательны. Что делаем дальше?

Объявление регламента.

Мы легко избежим многих неудобных ситуаций, если заранее объявим порядок задавания вопросов.

Самый простой вариант: предложить возникающие по ходу выступления вопросы записывать – с обещанием ответить на них в конце. Тогда все попытки нарушить принятый регламент можно будет вежливо пресекать на «законных основаниях». Только обещание нужно обязательно выполнить, а значит – запланировать время на вопросы по окончании речи.

Как ни странно, регламент порой бывает тяжелее выдержать самому оратору. Почти наверняка вопросы все же несколько раз прозвучат в начале выступления – и здесь важно, даже если ответ «на языке», напомнить зрителям о договоренности и не отвечать немедленно. Тогда правило, действительно, сработает.

Этот прием помогает избежать праздного интереса не по теме и «торопливых» вопросов, ответ на которые и так бы прозвучал по ходу выступления. Кроме того, необходимость записывать оставляет «в деле» вопросы действительно важные и серьезные.

Они украшают выступление и дают оратору полезную обратную связь – раз эта информация интересна зрителям, включи ее в следующий спич!

В то же время – при всех своих несомненных плюсах – перенесение вопросов «на потом» делает выступление менее интерактивным. Мы лишаем зрителей возможности реагировать немедленно, в том числе – когда им что-то непонятно.

Зритель не может уточнить – перестает понимать – теряет нить – теряет интерес – вот вам и потенциальный трудный слушатель. К тому же, стремление избежать вопросов может быть воспринято публикой как свидетельство неуверенности или недостаточного профессионализма оратора.

Поэтому выбор такого регламента нужно, прежде всего, хорошо «продать» — объяснить его целесообразность. Например – малым запасом времени. А во время выступления важно внимательно отслеживать начальные проявления непонимания, потери интереса, усталости у зрителей и самому почаще уточнять, все ли понятно, что не ясно.

Более интерактивно и демократично для аудитории выглядит правило «говорим по руке».

Оратор поощряет зрителей задавать вопросы, делиться мнениями, активно участвовать в выступлении. Условие: хочешь сказать – подними руку и получи разрешение ведущего.

Таким способом мы предоставляем зрителям право голоса – и при этом однозначно остаемся на руководящей позиции. Ведь дать или не дать слово – решает оратор. Соответственно, мы можем в нужный момент «парковать» желающих высказаться, подбирать для диалога со зрителем более подходящее для нас время.

При этом попытки говорить с места без разрешения автоматически оказываются «вне закона», а для того, чтобы поднять руку и попросить слова, зрителю уже необходимо душевное усилие, подготовка, определенная «работа над собой». Это легко отсеивает любителей бросаться репликами с места по любому поводу.

Здесь также важно оратору самому помнить о соблюдении правила, напоминать о нем зрителям, пока не привыкнут, и поощрять быстрым откликом и щедрым вниманием тех, кто следует договоренности.

Вообще, полезно начинать наше выступление с объявления регламента и нескольких принципиальных правил. Важно, чтобы правила были четко сформулированы и выглядели справедливыми, обоснованными в глазах зрителей, например – задавать вопросы по поднятой руке, отключить мобильные телефоны.

Аудитории обычно хочется больше ясности по поводу того, что ее ожидает, а также по поводу того, как себя вести.

Изначально она признает в этом вопросе приоритет ведущего – и нужно им воспользоваться. Ведь если оратор таких правил не установит, публика начнет устанавливать их сама стихийным опытным путем – например, пробуя спикера на прогиб. А кто устанавливает правила – тот и главный.

Так что – предлагаем в начале выступления ясные и справедливые правила. Этим простым приемом мы одновременно решаем несколько задач: даем зрителям важную для них информацию, подтверждаем свою руководящую роль и добавляем себе авторитета и профессионализма в глазах аудитории. Кстати – себе уверенности добавляем также )).

Интересно, что в процессе утверждения регламента мы получаем хорошую возможность для первичной разведки публики – по реакции зрителей можно довольно точно прогнозировать возможных кандидатов во вредные слушатели. Внимательно следим – берем на заметку – готовимся – принимаем необходимые меры.

Итак – хорошей превентивной мерой против неуместных вопросов, ироничных комментариев и других подобных «вредностей» является правильно подобранный и вовремя объявленный регламент, свод правил, объявленный публике в начале выступления.

О других верных приемах работы с трудной аудиторией продолжим разговор в следующий раз.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/