1. Знания о природе человека и его социальном окружении. Они включают в себя: знания об индивидуальном и совокупном поведении людей, о взаимоотношениях человека с социальными структурами, об участии человека и о6щественных структур в социальных процессах, а также знания о том, почему люди и социальные структуры действуют так, а не иначе, и почему социальные процессы развиваются по тем или иным законам.
2. Теорию и методы социальной работы, которые включают в себя осознанные теоретические и практические знания тех или иных принципов и приемов, необходимых в практической работе для достижения общих задач социального благополучия или специфической для каждого конкретного случая цели.
3. Специфические профессиональные навыки и умения (технологии социальной работы).
Исключительное значение знаний, как системы, состоит в том, что именно стройная система знаний позволяет объективно и системно оценить уровень компетентности профессионального социального работника, его способность к постоянному поиску наиболее эффективных путей оказания помощи людям.
Если ценностные установки социальной работы, как вида специфической деятельности, и осознание уникальности личности самого социального работника являются важнейшими элементами этого социального института, которые определяют природу практической социальной работы, то система знаний, берущая за основу научные принципы, является важнейшим элементом дальнейшего развития профессии на основе теоретического осмысления практики, а также формирования своей собственной ниши в системе наук и выделения социальной работы в самостоятельную прикладную науку, находящуюся «на стыке» многих фундаментальных и прикладных наук.
Эмпирические знания, которые получает отдельный социальный работник в процессе своей практики, могут быть легко переданы другим, поскольку социальная работа может развиваться исключительно как коллективная профессия, не допускающая по самой своей природе «частную практику» или конкурентную борьбу.
По сложившейся в развитых странах традиции, специалисты-исследователи и аналитики, работающие в социальных учреждениях, обобщают и систематизируют эти знания.
А проверку истинности (эффективности) результатов этих знаний опять же в рамках коллективной профессии можно легко осуществить в процессе практической деятельности социальных работников одного или нескольких регионов и затем распространить удачный опыт в масштабах всей массовой профессии работников социальных служб.
Хорошо отлаженная система социальной работы может в значительной степени помочь развитию общества, сглаживая конфликты и предлагая конструктивные подходы в социальном развитии. К тому же ее практика подкреплена системой научных знаний, которые постоянно развиваются, а новые знания экспериментально перепроверяются в процессе работы с людьми.
Развивающиеся на научной основе знания о потребностях человека и об их удовлетворении через систему социальных услуг, подкрепленные реальной деятельностью, самой жизнью общества и людей помогают самому обществу решить многие социальные проблемы и ускорить свое социальное, а вслед за ним и экономическое развитие.