• Register
Главная  //  Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Воздействие на партнера в процессе коммуникации

Механизмы воздействия:

1. Заражение – это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров.

Психологические особенности:

  1. носит невербальный характер
  2. проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения
  3. имеет бессознательную основу
  4. действует только в конкретной ситуации
  5. носит кратковременный характер
  6. эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.
  7. работает только в эмоциональной сфере

2. Подражание – это механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, манер, действий, которые сопровождаются определенной эмоциональной и рациональной направленностью (Габриэль Тард и Густав Лебон).Виды подражания:

  1. логическое – нелогическое (аллогичное) подражание
  2. внешнее – внутреннее подражание
  3. подражание-мода – подражание-обычай (устойчивее)
  4. подражание внутри социального слоя – подражание одного социального слоя другому

3. Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

Суггестор – тот, кто воздействует

Суггеренд – тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

Структурные элементы внушения:

1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~ в зависимости от целей воздействия

  1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
  2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным

~ в зависимости от содержания и характера внушения

  1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий
  2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний
  3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний
  4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

~ в зависимости от способов и приемов внушения

  1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
  2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью

~ в зависимости от количества субъектов

  1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
  2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

  1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
  2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

  • особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
  • актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
  • низкая самооценка (повышает внушаемость)
  • слабость логического анализа (повышает внушаемость)
  • комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
  • полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности

  • некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)
  • низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)
  • неопределенность (повышает внушаемость)
  • высокая степень значимости (повышает внушаемость)
  • дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические особенности

- свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

- отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

- особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;

2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

5. Воздействие звукосочетаниями:

  • гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
  • звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
  • преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
  • «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное

 

4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

  • информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
  • разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)
  • доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.