Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна
86. Психология слухов
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.
Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.
Этапы психологического воздействия слухов:
1) операционный – воздействие субъекта;
2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.
Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики.
Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.
2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;
Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.
Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.
Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.
Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Комментарии закрыты