>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Дофамин

Дофамин и есть мотивация — одно из величайших открытий нейробиологии последних десятилетий.

Психологи любят придумывать про мотивацию разные сказки, но это всего лишь дофамин. И если его нет — нет мотивации. Если силы воли нет изначально, вам всегда будет сложнее.

Есть специальная порода бычков — бельгийские голубые коровы, они все — одна сплошная мышца, и есть люди, у которых естественным образом гены, связанные с ростом мышц, более активны. Если такой человек идет в спортзал и лениво занимается два раза в неделю, то у него будет гораздо больше успехов, чем у человека с менее активными генами.

Они могут одинаково напрягаться, потеть и уставать, но первый через месяц увидит результат и ему все скажут, какой он стал красивый, а второй добьется хоть каких-то изменений едва ли через полгода.

Это такая самоподдерживающаяся спираль: не особо напрягся, увидел результат, продолжаешь ходить.

А другой человек, у которого плохо растут мышцы, убивается в спортзале и мотивация у него не очень, потому что результата нет. Высока вероятность, что он сойдет с дистанции. Об этом надо помнить и использовать свою «умную» часть мозга, префронтальную кору, чтобы не расслабляться. Осознав проблему, больше шансов продержаться дольше.

О влиянии окружения

Еще одно измерение — среда. Достоверно вывести в процентах, сколько нам дает среда, а сколько наследственность, нельзя, в случае разных признаков вклад обеих компонент разный.

Но некоторые эффекты мы знаем хорошо — и они, к сожалению, работают не в нашу пользу.

Например, эффект Матфея, когда со временем бедный становится беднее, богатый богаче. Одаренный ребенок быстрее учится читать, в итоге ему проще усваивать материал, он лучше учится, поступает в более престижный вуз.

Точно так же работает и достаток семьи: вероятность, что обеспеченные родители будут больше вкладываться в ребенка, а не горбатиться на трех работах, выше.

В итоге он раньше учится читать, больше развивает свои склонности и так далее. Но нельзя вывести точный коэффициент, сколько долларов ежемесячного дохода семьи «уравнивают», скажем, пять баллов IQ. В мире нет справедливости и ее не надо искать. Если ты родился в бедной семье, тебе будет тяжелее, чем если бы ты родился в богатой. Надо это понимать и больше работать, потому что твоя стартовая точка совсем другая.

Не надо пребывать в иллюзиях о том, что все мы равны, потому что ты раз за разом ты будешь биться лбом о реальность. Лучше понять, как оно все на самом деле работает и действовать, исходя из этого знания.

О мотивации к обучению

Тут опять все дело в дофамине: он чрезвычайно важен не только для того, чтобы мы ели и занимались сексом, но и чрезвычайно важен для обучения.

Что такое обучение: мы запоминаем то, что действительно важно для нас. А как эволюция и мозг маркируют важное? При помощи эмоций. Поэтому современный подход, когда детей ограждают от всех опасностей, выглядит не очень разумным. Когда ребенок сует палец в кипяток и обжигается, он моментально понимает, что это плохо и запомнит: то, что стоит на плите — горячее, и оно опасно. Если он не обожжется, не произойдет эмоционального закрепления и он не запомнит.

Если тебя родители отдали в престижный юридический вуз, а тебе все это нафиг не надо, эффективность обучения будет крайне низкая, потому что вся эта мутота не вызывает никаких положительных эмоций, а значит дофамин — нейромедиатор предвкушения удовольствия — не вырабатывается.

Если же человеку интересно, он будет хорошо запоминать все, так как удовольствие того, что он разбирается в такой сложной теме, будет провоцировать синтез дофамина и мотивацию запоминать термины.

Часто можно услышать: начни в чем-то разбираться и тебе станет интересно. Да, есть такой способ. Если допустим ты выучил один иностранный язык, то со вторым тебе будет интереснее, потому что ты знаешь, что можешь.

Дофамин выделяется на результат.

Но если тебе для жизни нужен только один иностранный язык, а кайфа от изучения грамматики и самого факта, что ты можешь говорить на еще вчера незнакомом языке, ты не получаешь, то на второй может и не хватить.

Чтобы запомнить новые знания, нужно понимать, для чего мы это делаем.

Цели могут быть разными: тщеславному человеку, например, может быть важно выпендриваться перед другими. Нужно понять, что именно мотивирует тебя изучать новое (если такое вообще есть) и отталкиваться от этого. Пытаться запоминать что-то, что тебе ни в каком виде не обещает кайфа, бесполезно, это страшно неэффективная потеря времени.

Причем даже переезд не всегда оказывается достаточной мотивацией. В любой стране есть люди, которые годами живут там и не говорят на языке, бесконечно ищут русскоязычных врачей и магазины. А с другой стороны, мы видим, например, женщин, которые познакомились с иностранцем, вышли замуж по любви, уехали и отлично разговаривают, у них нет никаких проблем с тем, чтобы выучить язык. Любимый человек — очень сильная мотивация.

О нейрогенезе и непрерывном обучении

Нейрогенез у взрослых означает, что некоторые нервные клетки у них могут размножаться, и это классное открытие. Оно говорит о пластичности мозга, но обучение — это немного о другом. Это не размножение клеток, а образование новых синапсов, то есть когда между существующими нейронами появляются новые связи. Обучение напрямую с нейрогенезом не связано.

Нейрогенез не нужен, чтобы приспособиться к современному миру. А вот постоянное обучение — да. Сегодня во многих профессиях знания, которые человек получил на первом курсе университета, устаревают к пятому. И если раньше человек мог получить высшее образование и всю жизнь работать, используя эти знания, то сейчас так не получится. Учиться нужно все время. К тому же есть данные, что люди, которые много учатся, позже сталкиваются с деменцией и лучше восстанавливаются после инсультов. Люди боятся умереть от странных вещей вроде гормонов в курице или нитратов, а на самом деле с вероятностью 85% умрут от банальных сердечно-сосудистых заболеваний.

Это как у спортсменов: у них много мышечной массы, и даже если они ничем не занимаются, то деградация наступает медленнее, потому что точка отсчета намного выше.

То же самое с мозгом: если у вас в мозгу много связей между различными частями, то при инсульте вам даже нейрогенез не нужен.

Между нейронами так много связей, что они легче берут на себя функции поврежденных зон.Можно сказать, что связи между нейронами — это дороги, и если дорог много, то пробка на одной из них не приведет к полному коллапсу, так как трафик перенаправится на соседние. А вот если дорог мало, такой вариант невозможен.

О «прокачке» мозга и биохакинге

К биохакингу я отношусь крайне негативно. Мы же не доверяем человеку, который прочел много популярной литературы о самолетах и решил починить самолет, на котором мы собрались лететь.

А про свой организм мы почему-то думаем: раз я в нем живу, то я его понимаю. Тем более вот еще лекцию популяризатора послушал.

Таких таблеточек попью, потом таких, буду спать по расписанию, исключу углеводы и сделаю себе лучше. Это иллюзия, что если мы живем внутри организма, то знаем, как он работает. Даже ученые этого пока не понимают.

Биохакеры — часто просто невежды, которые нахватались каких-то знаний.

Ученые не используют их методы не потому, что они дураки и не прочли некую статью, а как раз потому, что они не дураки и прочли еще 20 других статей.

Они знают, что будут побочные эффекты, что одни таблетки не сочетаются с другими.

Как-то уникальных советов по гигиене мозга я не дам.

Надо больше учиться: если мозг не тренируется, то он угасает, ему становится сложнее, мотивация учиться угасает еще больше — это замкнутый круг.

Двигаться: сидячий образ жизни крайне плохо сказывается на здоровье, а когда ты болен, тебе уже не до упражнений для мозга.

Физкультура помогает не только не потолстеть, она снижает риск многих болезней: диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, рака.

Поэтому даже если вы суперумный программист, целыми днями сидите и фигачите код на компьютере, обязательно занимайтесь спортом.

Программисту кажется, что нерационально тратить время на какое-то глупое кручение педалей в спортзале, когда можно еще покодить, но это роковая ошибка.

Физическая активность необходима всем, особенно людям умственного труда.

Это не выброшенное время. И, конечно, нужно больше спать: недостаток сна критически сказывается на работе мозга.

Насчет популярной сейчас медитации: не существует работ, которые бы доказывали эффективность медитации и практик осознанности. Это миф, точно так же, как йога — маркетинговая придумка про древнюю мудрость веков.

В прошлом люди не были мудрее, чем сейчас — посмотрите хотя бы на количество войн и продолжительность жизни. Если вам нравится медитировать — окей, но не стоит думать, что вы помедитируете и у вас сразу будет +10 баллов к интеллекту и осознанности. Полежать в ванной с книжечкой будет ничуть не хуже.

Комментарии закрыты