>

Контент

Всё о человеческом общении
Психология коммуникации

Зависимость общения от личностных свойств его участников — продолжение

Страница 2 из 2

Характер - это неразрывное, целостная система, однако она состоит из отдельных типичных проявлений или рис - то есть индивидуальных форм поведения человека. Таких черт очень много и лучше их рассматривать скомпоновав в группы: моральные чуткость, деликатность, внимательность волевые - решительность, настойчивость, смелость, целеустремленность, самостоятельность, сдержанность, дисциплинированность; эмоциональные - нежность, страстность, вспыльчивость и др..

Черты характера как положительные, так и отрицательные, отличаются в отношении человека к

• других людей - к положительным можно отнести такие как: коммуникабельность, контактность, вежливость, доброжелательность, доверчивость, искренность, отзывчивость, честность, тактичность, а к отрицательным - замкнутость, бестактность, недоброжелательность, лесть, мнительность, высокомерие, зависть, черствость, лживость , грубость;

• самого себя - к положительным можно отнести такие как: скромность, гордость, самоуважение, самокритичность, уверенность в себе, а к отрицательным - самомнение, самолюбие, самоуверенность, эгоизм, слабость;

• труда - к положительным можно отнести такие как: трудолюбие, инициативность, творчество, ответственность, настойчивость, а к отрицательным - лень, инертность, консерватизм, безответственность, пассивность;

• вещей - к положительным можно отнести такие как: аккуратность, бережливость, щедрость, а к отрицательным - неряшливость, небрежность, скупость.

Есть индивидуальные черты характера, мешающих успешному общению и создают конфликты между людьми, например: желание доминировать что; консерватизм мышления, взглядов, убеждений; излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях; склонность к критичности (особенно необоснованной и неаргументированные) определенный набор эмоциональных черт - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, а также безответственность и др.. Древнегреческие мудрецы считали, что больше всего мешают эффективному общению и провоцируют возникновение конфликтов такие черты, как недоверчивость, лесть и бестактность.Интересна мысль писателя Б.М. Ремарка, который писал, что характер человека по-настоящему можно узнать только тогда, когда она станет твоим начальником.

Американская ассоциация управления проводила исследования менеджерских личностных черт характера, которые способствуют успешной деятельности. По результатам исследования были сформулированы "идеальный характер менеджера", максимально приближенный к реальности, с такими важнейшими чертами:

• инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует, пока нужно для достижения поставленной цели);

• упрямство и настойчивость (готов к неоднократным усилий, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегию, чтобы достичь цели);

• смелость, готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или риска, но в меру; взвешивает риск, применяет действия, чтобы уменьшить его или контролировать результаты);

• ответственность (идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с другими или вместо них);

• целеустремленность (четко формулирует цели, постоянно ставит и проектирует краткосрочные задачи, имеет долгосрочное видение)

• контактность и коммуникабельность (использует осторожны стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей);

• независимость и уверенность в себе (пытается быть независимым от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя при преодолении препятствий или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять сложные задания).

Как видим, для менеджера определяющими чертами характера, которые способствуют успешному межличностному общению, является уравновешенность, объективность, уверенность в себе, коммуникабельность, контактность. Коммуникабельность - это способность человека легко знакомиться, начинать первый разговор. Однако такой человек общается с другими зачастую формально, без глубокого духовного связи. Контактность - это способность и готовность человека устанавливать духовную связь с другими людьми с целью взаимопонимания и влияния на них. Это более высокий уровень культуры общения.

Одной из черт, крайне необходимых менеджеру, уверенность в себе. Это - особое качество характера личности, определяющий общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступает как регулятор сознания и поведения. Уверенные в себе люди говорят спокойно, четко, никогда не кричат, смотрят в глаза собеседнику и не перебивают его, придерживаются оптимальной дистанции между собой и собеседником. Они умеют говорить о своих чувствах и желания, свои претензии, высказывают собственное мнение, часто используют местоимение "я", умеют, если надо, твердо сказать "нет". Неуверенный в себе человек пытается избежать любого самовыражения.Она не хочет и не может раскрыть свои мысли, желания, потребности, потому что это ей неприятно, или не знает, как это сделать, или вообще считает, что другие ее все равно не поймут, ей мешают быть уверенной в себе смутное представление о том, что она хочет сделать, опасения за негативные последствия, заниженная самооценка. Такой человек с удовольствием дает возможность другим принимать решения за себя, поэтому редко достигает желаемой цели. Если неуверенный в себе человек начинает какое-то дело, то первые трудности легко ее могут взломать [9]. Более того, если такой человек работает менеджером, руководителем организации, то его личностная неуверенность повредит всей организации.

Американские специалисты в области "человековедения" даже подобрали слово для характеристики уверенных в себе людей - "победитель" [308] и определили следующие характерные отличия между ним и неуверенным в себе человеком:

Победитель говоритНеуверенный в себе человек говорит
Этот вопрос надо изучитьОб этом никому ничего неизвестно
Мне везетМне никогда не везет
Нет, я этого не хочуМ-м-м в целом это так, но ...
Давайте перейдем к делуЗдесь трудно сказать что-то наверняка
Я найду для этого времяГде я найду для этого время?
Я высказался непонятноВы меня не поняли
Я сделал ошибку и исправлю ееЭто не моя вина
Пожалуй, мы смотрим на проблему по-разномуМеня мало интересуют взгляды других
Со мной все в порядке, но я могу стать лучшеЯ не хуже других
Это можно сделать лучшеМы всегда так делали
Давайте подумаем, как это сделать лучшеВ инструкции так написано

Конечно, наиболее успешными являются те люди, которые принадлежат к победителям. Это лучшие качества для менеджеров. Для того чтобы чувствовать себя "победителем", менеджеру нужно формировать в себе положительные установки на бытие (как на личную жизнь, так и на профессиональную деятельность). Если менеджер видит проблему не в том, что плохой клиент, а в своем неумении убедить его, то это позволит ему в конце концов найти такое решение, которое будет способствовать налаживанию контактов с этим клиентом, и решить положительно проблему. Человек, который чувствует уверенность в себе, убеждена, что сможет сделать что-нибудь, как бы это трудно не было. Основоположники нейролингвистического программирования сделали вывод: то, что человек считает для себя возможным или невозможным, влияет на результат: сможет ли она это сделать или нет. Один молодой американец в 20 лет потерпел неудачу в бизнесе.Чтобы его компенсировать, он решил выставить свою кандидатуру на выборах в Палату представителей, но опять потерпел неудачу. Затем он пережил смерть любимой женщины, еще несколько раз выставлял свою кандидатуру на выборах и опять неудачно. Но в 52 года он достиг желанной цели - стал президентом Соединенных Штатов Америки. Имя этого человека - Авраам Линкольн [247]. Опытные менеджеры убеждены, что уверенность в победе - это уже ее половина. Для выработки уверенности надо развивать воображение, формировать видение реализованной идеи.

Есть еще одна черта характера, которая тоже очень нужна менеджеру - это наблюдательность , умение наблюдать действия других и делать на этом основании выводы [201, с. 245], Это важнейшее условие адекватного восприятия другого человека и его действий. Некоторые рождаются с этим даром, другие развивают наблюдательность в процессе деятельности. Наблюдательность необходима для того, чтобы лучше понимать, что происходит вокруг, чтобы из отдельных слов, фактов проанализировать явление и найти лучшее решение. Эта черта особенно пригодится менеджеру, например, во время встреч, переговоров, особенно с иностранными партнерами.

На ход общения людей влияют не только их темперамент и характер, но и другие психические качества. Менеджер, желая достичь каких-то изменений в действиях других людей, влияет на их эмоции, чувства (напоминает об интересах) внимание (меняет ее направленность) воображение (подталкивает к действию определенными ассоциациями) память (способствует, чтобы извлечь из "копилки "что-то важное, чтобы им воспользоваться или дать новую информацию). Для того чтобы эффективно влиять, нужно хорошо знать психические качества человека.

Например, когда у человека плохое настроение, то, общаясь с другими, она легко оскорбляет их, даже доводит ситуацию до конфликта, а потом сожалеет. При этом говорят, что человек не справилась со своими эмоциями. Эмоция - это общая форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Простые эмоции - это удовольствие от еды, чувство усталости, боли, а сложные - удовольствие от сознательной деятельности и восприятия (от музыки, книги, общение). Эмоции бывают положительные (радость, уверенность, чувство юмора) и негативные (неуверенность, напряжение, страх). Эмоции, особенно негативные, - заразны, легко передаются другим.Проявляются эмоции по-разному, на сознательном и бессознательном уровне, и могут быть в форме:

• настроения (это наиболее устойчивый эмоциональное состояние человека; настроение может быть радостным, оптимистичным или, наоборот, подавленным, пессимистическим);

• аффекта (сильного возбуждения);

• фрустрации (когда человек не понимает, что действует проявляет агрессивность, неуверенность, отчаяние);

• страстей (это устойчивые чувства, которые управляют поведением человека для достижения конкретной цели).

Человек с определенным типом темперамента имеет индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций: сангвиник - рождается склонным к положительным эмоциям; холерик - имеет гневливость и гнева флегматик - потенциально тяготеет к проявлению положительных эмоций, не склонен к бурному проявлению эмоций, меланхолик - особенно склонен к реакции страха.

Можно управлять своими эмоциями? Так, можно и нужно. В одной индийской легенде рассказывается, что однажды в одно поселение пришел Будда. Люди жили очень бедно, были подавлены и поэтому начали его оскорблять. На это Будда сказал: "Вы можете меня обидеть и пытаться разозлить меня. И это в вашей воле. Но только в моей воле (и никто не может заставить меня сделать иначе) принять на себя ваши образы, или не принять их на себя. Я не принимаю ваших обид, забирайте их и несите домой ". Те лица, которые понимают свои эмоции, управляют ими, мотивируют свою деятельность, сочувствуют и общаются, относятся к эмоционально образованных людей. Они лучше и дольше живут, смело принимают жизненный вызов. По утверждениям ученых эмоциональная образованность необходима менеджеру для достижения успеха. Некоторые специалисты даже говорят о менеджменте в XXI веке как об "эмоционально-интеллектуальный".

Психологи говорят, если кто-то проявляет агрессивность, то следует точно поставить между ним и собой стеклянную стенку, или просто улыбнуться спокойно и стараться переключить внимание этого человека на что-то приятное или неожиданное для нее. Если начинают появляться гнев, раздражение на другого человека, то следует на некоторое время прекратить общение, сделать несколько глубоких вдохов, подумать о том, что гнев ломает прежде собственную нервную систему. Через некоторое время, успокоившись, можно продолжать общение. В армии, например, есть обязательное требование - наказания виновных осуществлять только на следующий день. Для того чтобы у менеджера была успешной профессиональная деятельность, он должен научиться управлять своими эмоциями, особенно негативными. От этого будут зависеть его взаимоотношения с подчиненными и клиентами.

Высшим продуктом развития эмоций является чувство . Это специфически человеческие, обобщенные переживания, отношение к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение, которые обуславливают положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд и т.д.. Они бывают нескольких видов: моральные (долга, чести, дружбы, любви) интеллектуальные, познавательные; эстетические (отношение к природе, искусству, к прекрасному), практические (отношение к деятельности - ее содержания, формы, процесса, результата, общественной ценности).

На процесс взаимодействия между людьми, общение с ними влияет такая форма психической деятельности, как внимание. Она проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых предметах, явлениях или собственных переживаниях. Внимание обеспечивает организованность и целенаправленность деятельности человека, его общение с другими людьми. О состоянии высокой концентрации внимания, в котором находится человек, свидетельствуют ее поза, выражение глаз, характерные движения мышц лица и жесты. Если человек невнимателен, он не воспринимает информацию. Общение перестает быть эффективным, когда внимание его участников сосредоточивается на собственных переживаниях. Если удалось осознать такое состояние, следует успокоиться и только после этого возобновить общение.

На взаимодействие между людьми и характер общения непосредственно влияет память. Когда выясняют какие-то события или отношения, то часто говорят: "Я же тебе говорил, а ты сделал не так", а в ответ можно услышать: "Нет, не говори, я хорошо помню, что не говорил". И возникают образы, становится возможным конфликт. Память - это закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком его предыдущего опыта. Впечатления, которые получает человек, отражая действительность через свои органы чувств или в процессе мышления, фиксируются в мозгу и сохраняются в нем в виде образов, представлений о предметах и явлениях, которые воспринимались ранее. Это великий дар природы, без которого трудно представить себе жизнь человека. По длительности удержания запоминаемого материала, память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Основные процессы памяти - запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Есть люди, которые имеют феноменальную память. Так, рассказывают, что Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, академик Иоффе знал наизусть всю таблицу алгоритмов, Моцарту достаточно было один раз услышать музыкальное произведение, чтобы записать на бумаге и выполнить, а Уилл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного продукта. Мы многое держим в своей памяти, но не всегда можем воспользоваться ею, когда это нужно. Рассказывают, что однажды заболела молодая малообразованный немка. У нее была высокая температура и она бредила, при этом говорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Потом выяснилось, что в детстве она жила у пастора, который читал вслух книги, написанные на этих языках, а она слушала. Однако когда девушка выздоровела, то она даже не подозревала, какие богатства хранит ее память.

Менеджеру, который работает одновременно с большой группой и организует выполнение различных больших и малых задач, надо помнить большое количество номеров телефонов, имен, событий. А это не всегда получается. Память следует постоянно тренировать. Еще от Пифагора до нас дошла такая совет: ежедневно утром и вечером прокручивать в голове события прошедшего дня, вспоминая все до мелочей и давать оценку своим действиям: это хорошо, а это плохо. Если хватит характера это делать каждый день, то успех гарантирован. Академик Амосов постоянно подчеркивал: чем больше человек развивает память (особенно в молодом возрасте), тем больше у него развивается способность запоминать все большее количество информации.

К социальной подструктуры особенности относят направленность личности. Это система доминирующих целей и мотивов его деятельности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость. Это выборочное отношение к действительности определяется во многом моральными ценностями и характеризуется мировоззрением, идеалами, потребностями, мотивами, убеждениями, интересами, привычками, установками. Направленность личности может быть различной, в частности направленность на себя (тогда она связана с ожиданием определенного вознаграждения), на труд и его результаты (человеком руководит стремление как можно лучше выполнить поставленную задачу, она выбирает стратегию сотрудничества с другими и учитывает их интересы), на другой (тогда доброжелательные положительные эмоции определяют взаимоотношения с другими, при этом человек готов прийти им на помощь).

Сущность направленности личности заключается в том, что она дает ответа на вопрос не столько о том, чего хочет, сколько о том, почему она этого хочет. И именно это определяет его поведение и деятельность. Как-то провели такой эксперимент. Привезли машину кирпича и сбросили на дорогу, разделив на четыре кучи. Затем одной группе людей поручили перенести одну кучу в другое место, сказав, что так надо.Второй группе людей сказали, что надо убрать кучу, потому что она на дороге и мешает другим людям. Третьей группе сказали, что заплатят за работу деньги. Четвертой группе людей, у которых дети бегали без присмотра, сказали, что этот кирпич нужна для ремонта детского сада, куда будут ходить их дети. Первая группа носила кирпичи неделю, вторая группа - 5 дней, третья группа - 2 дня, четвертая группа сделала это за один день. То есть направленность личности на то, почему она хочет это сделать, лежала в основе их деятельности и ее результатов.

Другим компонентом социальной структуры личности е его способности. Это своеобразные свойства человека, его интеллекта, ЧТО оказываются в учебной, трудовой, особенно научной деятельности и является необходимым условием ее успеха. Коммуникативные способности, в частности, - это сложная структура, состоящая из перцептивных процессов, среди которых важную роль играет эмпатия [104, с. 172]. Это индивидуально-психологические особенности личности, отвечающих требованиям определенной деятельности и является условием их выполнения. Способности подталкивают человека к творчеству, к саморазвитию и самосовершенствованию. Причем здесь действует закон природы: чем больше человек тратит энергии на творчество, тем большую ц количество он получает. Творческие люди живут, как правило, дольше. В старости такие люди значительно активнее, чем те, кто не занимался творческим трудом. Такой человек интереснее для других, и с ней общаются охотно. Известно, что человеческие способности не могут развиваться вне общения с другими людьми.

Индивидуальные способности в одной или нескольких областях деятельности называют талантом, а таких людей - талантливыми (а некоторых гениальными). Гениальный человек - это тот, кто уже достигла выдающихся и признанных другими успехов [104, с. 292]. Работать и общаться с этими людьми трудно, потому что они вроде углубленные в свои мысли, они постоянно активно включены в деятельность.

Умение составить адекватный образ другого человека является одним из условий гармоничного взаимодействия и межличностного восприятия. Менеджер, понимая, что в любого человека есть свои язык, темперамент, характер, внимание, эмоции, чувства, мышление, память должен согласно этому выстраивать свою модель поведения в них. Поведение - это своеобразная активность человека, проявление жизнедеятельности, то, как он приспосабливается к окружению и удовлетворяет свои потребности. Но для того чтобы действительно выбрать лучшую модель поведения, менеджеру следует: во-первых, познать самого себя, есть свои проблемы, во-вторых, преодолеть самого себя, есть свои проблемы (если знаешь свою проблему, то она уже наполовину становится меньше). До этого человек стремился всегда, о чем свидетельствует надпись, еще древние греки выбили на храме Аполлона в Дельфах, - "Познай самого себя. Преодолей самого себя".

А умеет ли человек познать себя? В Вольтера есть рассказ о том, как с другой планеты на Землю прилетела существо. Она очень удивилась, увидев, как мы тут живем, строим, как много умеем. А потом она спросила: "Если вы такие умные и так много знаете, то скажите, а как создаются у вас мысли?". На этот вопрос земляне не смогли ответить ни во времена Вольтера, не могут и сегодня. Говорят, что "путешествие вглубь себя никогда не бывает легкой". Познать себя - это задача, каждый должен выполнять самостоятельно. Осознание человеком самого себя, своего отношения к внешнему миру и другим людям, своих психологических качеств - это самосознание. Это знание человека о самом себе, свои реальные и потенциальные возможности. Это самый высокий уровень сознания. Начинать процесс познания следует по самооценке. Самооценка - это способность человека оценить себя, свою деятельность, свое положение в определенной группе и свое отношение к окружающему, свои достоинства и недостатки, свои психические и психологические особенности. Есть несколько уровней самооценки: высокий, низкий и средний.

Если человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается относительно своих действий, то о ней говорят, что она имеет высокий уровень самооценки. На этом уровне человек руководствуется своими принципами, чтобы быть независимым от мнения окружения по себе; положительно и с доверием относится к другим и умеет влиять на свое самочувствие является устойчивой к критике, поскольку сама знает себе цену и мнение других для нее не имеет оскорбительного значения , поэтому критические замечания в нее не вызывают бурной защитной реакции и воспринимаются взвешенно. Но иногда бывает так, что самооценка становится завышенной. Это приводит к тому, что человек становится самоуверенным и берется за дело, которое превосходит ее реальные возможности. Если ей не удастся выполнить это дело, он в ней быстро разочаровывается и пытается переложить ответственность на других людей и на обстоятельства. В конце концов, она отстраняется от принятых в конкретной общине норм поведения. Бывает даже крайне завышенная самооценка. При этом человек постоянно ощущает свою кажущуюся превосходство над другими, особое значение своей личности; остро воспринимает даже незначительные обиды; относится к другим с недоверием и подозрительностью.

Если человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес, старается всегда принимать во внимание мнения других и часто страдает от "комплекса неполноценности", говорится, что у нее низкий уровень самооценки. Комплекс неполноценности основном так или иначе связан с реальной оскорблением достоинства человека. При этом у человека повышаются тревожность, впечатлительность; сужается круг тех, с кем он общается, поскольку есть опасения услышать негативное мнение о себе, а это приводит к страданиям; разрушается надежда на хорошее отношение к ней и на ее успехи. Реальные успехи и положительную оценку других она воспринимает как случайные и временные; у нее снижаются социальная активность, инициативность, ослабляется интерес к общественным делам. Есть люди с крайне заниженной самооценкой. При этом у человека хроническая безволие проявляется в безынициативности, постоянной нерешительности, робости, повышенной уязвимости, она постоянно сомневается в чем-либо, боится не успеть, опоздать и т.д.. Если человек редко страдает от "комплекса неполноценности" и лишь время от времени пытается подстроиться к мнениям других, то о ней говорят, что она имеет средний уровень самооценки.

Особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние человека, и на степень ее удовлетворенности жизнью, учебой, работой, и на отношения с другими. Считается, что человек, который не любит себя, редко умеет любить других. Однако и завышенная любовь к себе счастья не приносит ни себе, ни другим. По утверждениям американских исследователей самооценка влияет на взаимоотношения людей следующим образом:

- У меня все в порядке - у тебя все в порядке (я хороший - ты хороший). Так общаются люди, которые относятся к "победителей" у людей самооценка является реальной;

- У меня все в порядке - у тебя все так (я хороший - ты плохой). Это люди, которые ответственность за ошибки возлагают на других, могут их унизить; у таких людей самооценка завышена;

- У меня все так - у тебя все в порядке (я плохой - ты хороший). Так общаются люди завистливые, неуверенные в себе, уединенные; у таких людей самооценка является заниженной;

- У меня все так - у тебя все так (я плохой - ты плохой). Такие люди часто пребывают в состоянии депрессии, а потому результативность их работы низкая. Они легко роздратовуються, живут в состоянии безнадежности и теряют интерес к жизни. Самооценка у таких людей очень заниженной и им нужна специальная помощь.

Можно познать себя и иметь наиболее адекватную самооценку? Есть несколько советов психологов, которые помогут это сделать. Во-первых, не следует поддаваться обычной человеческой слабости, когда хочется слушать о себе только приятное. Во-вторых, не надо закрывать уши на критику, бояться услышать оценку качества своей работы и своих действий. В-третьих, следует помнить, что в суждениях о нас наши враги гораздо ближе к истине, чем мы сами и наши друзья. Увеличение знаний о себе помогает точнее представлять свои потребности и возможности, свои положительные черты и недостатки, а также то, что понимание себя способствует лучшему пониманию других. "Для беспрепятственной поездки нет более важной, то есть более полезного и величественного, чем познать самого себя и найти спрятанную в нашем пепле искру божества, откуда рождается благословенное оте царство владеть собой ...", - писал украинский философ и мыслитель Григорий Сковорода. Главное, считал он, познать в себе "настоящего человека". Самопознания он рассматривал как универсальное средство морального переустройства мира и, исходя из этого, намечены пути становления культуры в Украине через очеловечивания человека.

Только разобравшись в себе, в своем самосознании и стратегии своей жизни, можно приступить к своему самосовершенствованию. Оно возможно лишь при условии, успешно проходить процесс формирования у человека знаний и умений, необходимых для управления развитием своей личности. Процесс самосовершенствования включает в себя следующие составляющие: самопознание, самообразование и самовоспитание. Менеджеру для того чтобы не отставать от жизни, нужно сформировать в себе установку не столько научиться чему-то, сколько научиться постоянно учиться. Согласно китайской поговорке, "учиться равно, что грести против течения: только перестанешь, и тебя несет назад. Достижение успеха в этом зависит от того, как человек умеет себя организовать.
<< Первая < Предыдущая1  2 Следующая > Последняя >>

Комментарии закрыты