Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна
74. Психология религии
Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология (теории Бога), космология (теории мира) и антропология (теории человека).
Религиозные культы:
1) обряды;
2) паломничества;
3) богослужения и т. д.
Средства культа – предметы культа, имеющие символическое значение:
1) церковь;
2) религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка);
3) культовые предметы (крест, свечи, церковная утварь и т. д.).
Религиозные действия:
1) молитва – просьба о чуде;
2) жертвоприношение – обряд принесения жертвы;
3) исповедь – рассказ о своих прегрешениях.
Классификация религиозных групп:
1) по степени стабильности членства:
а) группы открытого типа – это религиозная община без фиксированного членства, состоящая из достаточно стабильного ядра верующих и постоянной меняющейся паствы (католики, православные, некоторые протестанты, буддисты и мусульмане);
б) группы закрытого типа характеризуются твердо фиксированным составом верующих (баптисты, адвентисты и др.), устойчивыми межличностными контактами, большой сплоченностью, на основе которой формируются многие феномены группового религиозного сознания (стереотипы, установки, мотивы поведения и т. д.). Чем меньше численность и больше внутренняя сплоченность такой группы, тем больше степень религиозности членов сектантской общины;
2) по содержанию вероучения:
а) конструктивные религиозные движения опираются на положительный идеал, ориентированы на активную созидательную деятельность во всех сферах жизни, во взаимодействии с государством, социальными институтами, с каждым индивидом (христианство, буддизм, ислам, иудаизм).
б) потенциально деструктивные религиозные движения характеризуются содержанием потенциально деструктивных положений, которые временно или вообще не применяются в религиозной практике (баптизм, адвентизм, и др.);
в) деструктивные религиозные движения основаны на деструктивных положениях (ложных нравственных идеалах, эгоцентризме), проповедуют правовой и социальный беспредел, стремление к разрушению (сатанистские и оккультно-мистические движения, открыто или скрытно признающие в качестве одного из своих кумиров зло).
Формальная организация религиозных групп строиться на догмах, канонах и традициях данной религиозной организации.
Структура религиозной группы:
1) лидеров, которыми в православии и католицизме является клир (пресвитеры, проповедники);
2) «религиозных активистов», основную массу которых составляют женщины (в основном разведенные, бездетные, вдовы), для которых активность в религиозной группе компенсирует дефицит социальных и родственных связей;
3) рядовых членов (мирян).
Основные функции религии:
1) защитная – Бог защищает и помогает тем, кто верит в него;
2) психотерапевтическая – осуществляется через исповедь путем прощения грехов, молитву;
3) компенсаторная функция – замещение нереализованных чувств, дефицит родственных отношений;
4) мировоззренческая – создание определенной упорядоченности взглядов на мир, природу человека, смысла его существования;
5) регулятивная – регуляция социального поведения согласно религиозным нормам, ценностям и традициям;
6) коммуникативная – способствует общению людей при богослужении в храме, молитвенном доме, участии в таинствах, общественной молитве;
7) интегративная – способствует объединению людей по интересам, потребностям, чувствам, ценностям, избавление их от страданий, несчастий, одиночества и моральной деградации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Комментарии закрыты